II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ




ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

 

Программа

предназначена для студентов специальности 080104 «Экономика труда» специализация «Управление персоналом»

 

Чита, 2012


Печатается по решению учебно-методической комиссии Читинского института БГУЭП

Протокол № ______ от _______________2012 года.

 

 

Составители:

Канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономики и психологии труда» Саркисян Л.Ю.; ассистент кафедры «Экономики и психологии труда» Комогорцева Е.П.

 

Краткая аннотация

 

Программа предназначена для студентов очной формы обучения специальности «Экономика труда» специализация «Управление персоналом». Она включает описание целей и задач производственной практики, рассматривается порядок ее организации, обозначено содержание производственной практики, требования к отчету, его содержанию и порядок защиты.

 

 

Утверждено и рекомендовано

к печати на заседании кафедры

Экономики и психологии труда

Протокол № ___от _______2012 г.


Содержание

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ............................................................................. 4

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ.............................................................................. 4

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ..................................... 6

4. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ.............. 7

5. ОТЧЕТ ПО ПРОЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ, ЕГО СТРУКТУРА................ 9

И ЗАЩИТА................................................................................................................. 9

Приложение 1................................................... Ошибка! Закладка не определена.

Приложение 2................................................... Ошибка! Закладка не определена.

 


I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

 

Производственная практика является важнейшей частью подготовки экономистов по труду для различных сфер бизнеса, сочетающих в себе глубокие теоретические знания и практические навыки.

Целью производственной практики является закрепление теоретических знаний, полученных в ходе учебного процесса и формирование практических умений и навыков по применению этих знаний на практике, приобретение профессионального опыта.

Задачи производственной практики:

- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;

- подготовка студентов к экономической работе на конкретном предприятии;

- приобретение умений и навыков в области организации труда па предприятии;

- приобретение умения анализировать организационную структуру предприятия (учреждения) и его информационные потоки;

- приобретение опыта оценки экономического, организационного, технического и социального уровня развития предприятия;

- приобретение навыков делового общения и опыта работы в коллективе;

- сбор материалов для научно-исследовательских работ студентов.

Содержание производственной практики определяется настоящей программой. За время прохождения практики студенты также выполняют индивидуальные задания руководителей, привлекаются к научно-исследовательской работе (НИРС).

По итогам прохождения практики студенты представляют отчет.

Производственная практика проводится в соответствии с учебным планом после 3 курса. Продолжительность практики составляет 4 недели.

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

 

В качестве базы для прохождения практики студентам могут быть выбраны:

• государственные органы федерального, регионального и муниципальных уровней;

• департаменты межведомственных и межгосударственных комитетов;

• предприятия и организации различных отраслей и форм собственности.

 

Для руководства практикой на предприятии (организации) назначается руководитель, являющийся работником данного предприятия. Им должен быть квалифицированный специалист, имеющий высшее образование и соответствующую должностную категорию.

В его обязанности входит:

· совместно со студентом и руководителем от кафедры разработать календарный план прохождения практики;

· решить все вопросы, связанные с предоставлением студенту места прохождения практики, провести инструктаж по технике безопасности на предприятии;

· создать необходимые условия для получения практикантом полной информации о работе организации, не связанной с коммерческой тайной, структуре управления, работе отдельных служб и подразделений, организационно-правовых регламентов (Устава учреждения или положения о нем, должностных инструкций и т.п.);

· иметь регулярный контакт с практикантом в процессе его работы и осуществлять практические консультации по всем возникающим вопросам;

· регулировать трудовые взаимоотношения студента с работниками предприятия (учреждения).

 

Учебно-методическое руководство производственной практикой студента осуществляется преподавателем - руководителем от кафедры «Экономики и психологии труда», который в процессе практики:

· совместно с руководителем от предприятия и практикантом определяет календарный план производственной практики;

· рекомендует перечень литературы, нормативно-законодательных актов и методических пособий, с которыми студент должен ознакомиться в процессе прохождения практики;

· осуществляет регулярные консультации по вопросам прохождения практики;

· систематически проверяет ход производственной практики и его соответствие программе;

· по окончании практики рассматривает отчеты студентов по практике;

· принимает участие в работе по приему и защите отчетов по практике.

 

Студенты перед началом практики должны ознакомиться с программой производственной практики. При прохождении производственной практики студенты обязаны:

· явиться на место практики в установленные сроки;

· соблюдать правила внутреннего распорядка организации;

· выполнять в полном объеме все задания, предусмотренные календарным планом и программой практики, а также индивидуальные задания;

· руководителя практики и других преподавателей;

· приобрести практические умения работы в организации;

· собрать необходимую информацию для написания отчета по практике:

· подготовить отчет о прохождении практики и представить его на кафедру для защиты;

· в случае возникновения непредвиденной ситуации, осложняющей выполнение программы практики или препятствующей прохождению ее на предприятии, незамедлительно поставить об этом в известность руководителей практики от предприятия и кафедры (тел. кафедры «Экономики и психологии труда» 32-39-72).

Ежедневный регламент работы студента-практиканта составляет не менее 4-х часов работы на предприятии, а также время, необходимое для сбора и обработки материалов или для отчета, занятий в библиотеке, консультации на кафедре и т.д.

Студентам в течение практики рекомендуется систематически обращаться к руководителю от кафедры по всем вопросам, возникающим в ходе выполнения программы.

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Содержание производственной практики определяется целями и задачами, изложенными выше. В процессе практики студентом должны быть:

а) изучены перечисленные ниже вопросы в соответствии с выбранным для практики предприятием. Все перечисленные аспекты деятельности предприятия должны быть отражены в отчете и содержать данные за ряд периодов с тем, чтобы выявить динамику, тенденции исследуемого направления;

б) по каждому из направлений должны бытьсделаны выводы и, в случае необходимости, разработаны соответствующие рекомендации.

Результаты работы по практике обобщаются в отчете, в котором необходимо по каждому разделу изложить содержание выполненных работ, методику отдельных расчетов.

Текстовая часть должна строиться на материалах предприятия, а не носить теоретический характер. Она должна быть обоснована соответствующими приложениями: расчетами, сквозными примерами, таблицами, схемами.

Примеры в текстовой части должны соответствовать приложенным документам.

Производственная практика завершается написанием отчета, содержание которого должно соответствовать требованиям, изложенным в разделе 4 программы практики. Отчет должен быть проверен руководителем практики от предприятия, подписан им и заверен печатью (образец титульного листа в приложении 3).

К отчету прилагается характеристика-отзыв руководителя от предприятия о работе и поведении студента (приложение 4)

Заверенный отчет сдается на кафедру для проверки в сроки установленные руководителем практики, по не позднее начала первого семестра на 4 курсе. Проверенный руководителем практики от кафедры отчет подлежит защите на кафедре с дифференцированной оценкой результатов защиты.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно на практику.

 

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

 

1. TEXНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

1.1. Характеристика деятельности предприятия (организации).

- название предприятия;

- организационно-правовая форма предприятия;

- цель и виды деятельности предприятия:

- миссия и имидж предприятия;

- специализация выпускаемой продукции;

- организационная структура предприятия (схема);

- производственная структура предприятия (характеристика технологического процесса);

- характеристика готовой продукции, ее конкурентоспособность;

- уровень организационной культуры.

1.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия за последние три года (объем выпускаемой продукции; себестоимость, численность, производительность труда, среднемесячная заработная плата, прибыль, среднегодовая стоимость основных производственных фондов).

2. ТУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ

2.1. Среднесписочная численность работающих на предприятии, их состав, структура (по категориям персонала, по полу, возрасту, стажу работы) и ее динамика.

2.2. Планирование и прогнозирование потребности в рабочей силы (по категориям персонала).

2.3. Методика расчета численности основных рабочих, специалистов и служащих, применяемая на данном предприятии (организации).

2.4. Расчет коэффициентов движения кадров (коэффициенты приема, выбытия, текучести, стабильности).

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫНА ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ)

3.1. Аналитическая оценка организации заработной платы на предприятии (организации) (Положение об организации заработной платы. Положение о премировании. Коллективный договор).

3.2. Динамика среднемесячной заработной платы работников предприятия, в том числе по категориям персонала. Сравнительный анализ уровня среднемесячной заработной платы предприятия с основными индикаторами уровня жизни по Забайкальского края (средний уровень заработной платы по Забайкальскому краю, среднеотраслевой уровень заработной платы, величина прожиточного минимума, минимальный размер оплаты труда).

3.3. Расчет заработной платы рабочих отдельных профессий по каждой форме и системе. Расчет средних тарифных разрядов рабочих, средних разрядов выполнения отдельных работ и средних тарифных ставок по отдельным группам рабочих. Расчет индивидуальных и коллективных сдельных расценок на отдельные виды работ.

3.4. Расчет заработной платы бригады, распределение ее между членами бригады.

3.5. Особенности расчета заработной платы специалистов и руководителей предприятия (организации).

3.6. Расчет структуры среднего заработка различных категорий работников (удельный вес тарифа в заработной плате, доплат и надбавок, премий).

 

4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫНА ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ)

4.1.Методика расчета фонда заработной платы на предприятии (организации).

4.2.Анализ структуры фонда заработной платы по категориям работников и предприятию (организации) в целом.

4.3.Факторный анализ изменения фонда заработной платы (в зависимости от численности, среднемесячной заработной платы).

4.4.Определение абсолютного и относительного перерасхода (экономии) фонда заработной платы. Анализ причин отклонения.

 

5. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, ФАКТОРЫИ РЕЗЕРВЫРОСТА

5.1.Методы расчета производительности труда, применяемые на предприятии (натуральный, условно-натуральный, трудовой и стоимостной).

5.2. Расчет роста производительности труда по факторам (внедрение новой техники, совершенствования технологии на предприятии; совершенствования организации труда).

5.3.Анализ планового и фактического баланса рабочего времени одного среднесписочного рабочего предприятия.

5.4. Расчет часовой, дневной, месячной выработки на предприятии, взаимосвязь этих показателей.

 

6. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

6.1. Набор персонала, используемые источники.

6.2. Отбор персонала, этапы проведения, количество набранных работников в динамике.

6.3. Требования, предъявляемые к персоналу (по категориям) при его наборе. 6.4.Соответствие работников квалификационным требованиям общей и специальной подготовки.

6.5. Процедура осуществления найма персонала. Формы трудового договора.

6.6. Психологические методы подбора персонала.

6.7. Адаптация новых работников. Роль учителей и наставников. Последовательность осуществления.

6.8. Аттестация персонала: этапы и периодичность проведения. Способы оценки показателей результативности труда, профессиональных и личностных качеств аттестуемого работника.

 

7. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

7.1. Количественная и качественная оценка потребности в обучении. Применяемые виды обучающей деятельности на предприятии.

7.2. Количество работников, прошедших обучение и затраты предприятия (организации) на обучение в динамике.

7.3. Активные методы обучения персонала.

7.4. Разработка нормативно-методической базы управления карьерой (карьерограмма, профессиограмма, персонограмма).

7.5. Работа с кадровым резервом.

7.6. Роль службы управления персоналом в планировании деловой карьеры.

 

8. СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

8.1. Организационная структура и содержание деятельности службы управления персоналом.

8.2. Кадровое обеспечение службы управления персоналом. Количественная оценка потребности в работниках службы управления персоналом. Требования, предъявляемые к работникам службы управления персоналом.

8.3. Информационное и техническое обеспечение службы управления персоналом. Формирование базы данных о работниках. Использование технических средств в работе службы управления персоналом.

8.4. Нормативно-методическое и правовое обеспечение службы управления персоналом. Разработка и использование документов службы управления персоналом.

8.5. Оценка эффективности работы службы управления персоналом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: