ИСЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ




С.И.Картышева, И.А.Кармаева

 

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

ВОРОНЕЖ 2007

Издано по решению учебно-

методического совета ВГПУ

Рецензенты:

 

доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии и физиологии А.Н.Корденко (ВГПУ)

кандидат биологических наук, доцент кафедры спорта

Ю.Г.Черных (ВГПУ)

 

Картышева С.И., Кармаева И.А.

Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учебно-методическое пособие.– Воронежский государственный педагогический университет, 2007.– 44 с.

 

 

В учебно-методическом пособии представлены методы оценки физического и умственного развития детей и подростков, функциональных возможностей организма, гигиенических условий учебно-воспитательного процесса в школе. Пособие составлено на основе опыта преподавания курса «Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена» на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ.

Предназначено для студентов физико-математического, исторического и филологического факультетов педагогических вузов, учащихся педучилищ и преподавателей.

 

Картышева С.И., 2007

Кармаева И.А., 2007

Оформление. Воронежский

госпедуниверситет, 2007

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Первостепенной задачей современной школы является сохранение и укрепление здоровья школьников. Пристальное внимание к этой проблеме объясняется тем, что именно школьники подвергаются негативным воздействиям внутришкольной среды, несбалансированности учебных планов и несоответствия большинства учебных заведений санитарно-гигиеническим нормам.

Будущий учитель должен в совершенстве знать анатомо-физиологические особенности детей и подростков, и те условия окружающей среды, в которых они живут и развиваются. При неправильной организации условий жизни ребенка возможно появление различных патологических нарушений функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Забота о здоровье требует знания функциональных возможностей детского организма, которые определяются возрастными особенностями его структуры и функций.

Цель настоящего пособия- дать будущему учителю анатомо-физиологические и гигиенические знания, помочь ему приобрести умения и навыки, способствующие охране и укреплению здоровья детей.

В учебном пособии предлагается большее количество работ, чем требует программа, что дает возможность использовать различные сочетания практических занятий в зависимости от имеющегося оборудования и обучаемого контингента. Отбору работ предшествовала многолетняя проверка их на практических занятиях по «Возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиене». В пособии даются методические указания к выполнению работ: в каждой работе четко сформулирована цель, указано необходимое оборудование, описан ход работы, имеется перечень вопросов для самостоятельной теоретической подготовки студентов к занятиям.

Такой подход в создании учебного пособия будет способствовать более эффективному усвоению студентами программно-учебного материала и позволит приобрести необходимые умения и навыки по охране и укреплению здоровья школьников.

Тема 1

ИСЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Изучение данного раздела дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена» основано на следующих понятиях:

Физическое развитие - это состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития. Оно является одним из ведущих признаков здоровья и от его уровня зависят другие показатели здоровья. Оно характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков.

При изучении физического развития используются следующие показатели:

1. Соматометрические - длина (рост) и масса (вес) тела, окружность грудной клетки.

2. Соматоскопические - форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение и телосложение, половое развитие.

3. Физиометрические - жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления.

Антропометрия - это совокупность методов оценки морфологических особенностей организма; проведение точных измерений человеческого тела с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.

Рост - это процесс количественного увеличения размеров, массы органов и организма в целом.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения.

Развитие - это качественный непрерывный процесс, связанный с усложнением функций организма.

Физиометрия- измерение функциональных показателей организма стандартными методическими приемами и инструментарием.

Динамометрия (сила сжатия кисти руки)- измерение показателя мышечной силы.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)- показатель вместимости легких и силы дыхательных мышц, измеряется спирометром.

Методы оценки физического развития:

1. Метод стандартов (сигмальных отклонений)- основан на сравнении показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей возрастно-половой группы оценочных таблиц.

2. Метод антропометрических профилей - это графическое отображение методов стандартов.

3. Метод корреляций - основан на таблицах-шкалах регрессии, составленных на основании вычисления коэффициента корреляции между антропометрическими признаками.

4. Центильный метод - заключается в оценке показателей физического развития по центильным шкалам.

5. Метод индексов- основан на расчете полученных результатов с помощью формул и сравнении их с нормативными данными.

Работа №1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: