Тема «Определение школьной зрелости ребенка с использованием теста «Керна-Ирасека»




Цель работы: получить навыки определения школьной зрелости ребенка (6-7 лет).

Оборудование: карточки (см. Приложение 4).

 

Данный тест может проводиться индивидуально или одновременно у группы из 10-15 детей. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка, дату исследования.

 

Тест состоит из трех заданий:

1. Рисунок человека- «дяди».

2. Срисовывание короткой фразы из трех слов- «Он ел суп».

3. Срисовывание группы точек.

 

Ход работы:

Ребенку дается чистый лист нелинованной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Задание 1 (рис 1)

Выполняется на лицевой стороне листа. Ребёнку дается инструкция: «здесь (показывается где) нарисуй какого-либо мужчину («дядю») так, как умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещается.

Задание 2 (рис 2)

Лист с заданием №1 необходимо перевернуть, обратная его сторона делится горизонтальной линией примерно пополам (можно это сделать заранее). Перед ребенком (выше рабочего листа) кладется карточка размером 7 на 14 см, на которой написана фраза «Он ел суп» (вертикальный размер букв 1 см, заглавной- 1,5см). Ребенку надо сказать: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошо посмотри, как это написано и в верхней части листа (показать, где) напиши так же». После выполнения этого задания карточка отбирается.

Задание 3 (рис 3)

Перед ребенком кладется вторая карточка, на которой изображены 10 точек (расстояние между точками по вертикали и горизонтали- 1 см, диаметр точек- 2мм, расположенных таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз). Ребенку говориться: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же точки в нижней части листа (показать, где)».

Задание 4

а) После завершения работы соберите листы и по каждому заданию дайте отдельную оценку в баллах от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая).

Оценка задания 1:

1 балл - у фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она на больше, чем туловище). На голове есть волосы (шапка или кепка), уши, глаза, нос, рот. Руки заканчиваются 5-ю пальцами. Присутствуют признаки мужской одежды.

2 балла - выполнены все требования, как и в предыдущей оценке. Однако возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла - у фигуры есть голова, туловище, конечности; руки и ноги нарисованы двумя линиями, отсутствуют шея, уши, волосы, пальцы на руках, ступни ног.

4 балла - примитивный рисунок головы, туловища с конечностями, каждая конечность изображена одной линией.

5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища и конечностей.

Оценка задания 2:

1 балл- фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более, чем в 2 раза. Буквы образуют 3 слова. Строка отклонена от прямой линии не более, чем на 30°.

2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.

3 балла - буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла - с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма.

5 баллов - каракули.

Оценка задания 3:

1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по вертикали и горизонтали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше, чем в половину.

2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии: 1 точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение вместо точек кружков.

3 балла - группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение всей симметрии фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (на менее 7, но не более 20).

4 балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек не существенны. Замена точек другими изображениями (например, линиями) недопустима.

5 баллов - каракули.

б) Полученные баллы за три задания просуммируйте и оцените результаты определения «школьной зрелости» ребенка по следующей схеме:

3-5 баллов - «зрелый» ребенок, готов к обучению;

6-8 баллов - «среднезрелый» ребенок, необходима дополнительная подготовка к школе;

9 баллов и выше - «незрелый» ребенок, не готов к школьному обучению

в) Сделайте соответствующие выводы.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое паспортный возраст?

2. Что такое биологический возраст?

3. Какие критерии биологического возраста Вам известны?

4. Какие существуют варианты индивидуального развития ребенка?

5. Назовите критерии школьной зрелости?

6. Перечислите необходимые школьные функции, которыми ребенок должен владеть при поступлении в школу?

 

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: