Практическая работа
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Определение опасных и вредных факторов и уровня допустимого воздействия для конкретного вида работы
Цель работы - формирование умений идентификации негативных факторов, их нормирования и оценки возможных последствий.
Порядок выполнения работы
1) Ознакомиться и описать основные приемы выполнения конкретного вида работы.
2) Указать оборудование, инструменты, расходные материалы,используемые при выполнении конкретного вида работы.
3) Определить потенциальные опасные и вредные факторы, характерные для исследуемого вида работ (в соответствии с ГОСТ 12.0.003-2015).
4) Ознакомиться с требованиями нормативных документов,в которых устанавливаются требования безопасности при воздействии определенных факторов производственной среды:
СанПиН 2.2.4.3359-16. Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах.
5) Произвести оценку фактического состояния условий труда на рабочем месте, для этого:
5.1 Определить уровни допустимого воздействия для идентифицированных вредных и опасных факторов (по СанПиН 2.2.4.3359-16).Обосновать выбор гигиенических норм. Данные занести в табл. 1.
Таблица 1
Фактическое состояние условий труда на рабочих местах
Наименование фактора производственной среды и трудового процесса, ед. измерения | Допустимый уровень | Производственный фактор | |
Фактический уровень | Отклонение (превышение) | ||
5.2 На основании определенных факторов производственной среды согласно своему варианту выбрать фактическое состояние условий труда (по табл. 2).Данные занести в табл. 1.
5.3 Сравнить нормативные и фактические значения уровней идентифицированных факторов.
5.4 Произвести санитарно-гигиеническое заключение о состоянии условий труда.
6) Описать возможные последствия воздействия на организм человека, выявленных потенциальных опасных и вредных факторов.
7) Разработать мероприятия по улучшению условий труда.
Необходимо описать организационные, технические, санитарно-гигиенические и противопожарные мероприятия, позволяющие снизить опасность действующих производственных факторов, рекомендовать как специальные устройства, оборудование, так и средства индивидуальной защиты. Предложить защиту временем при работе во вредных условиях труда.
Таблица 2
Варианты фактического состояния производственной среды
Фактор условий труда | Номер варианта | Время действия фактора Т | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Превышение ПДК, раз | |||||||||||
1. Вредные химические вещества 1 – 2-го классов опасности | 1,9 | 2,1 | 2,4 | 3,0 | 2,5 | 2,2 | 2,0 | 1,8 | 2,4 | 2,7 | |
2. Вредные химические вещества 3 – 4-го классов опасности | 4,2 | 4,7 | 5,1 | 4,9 | 5,5 | 5,0 | 3,1 | 5,2 | 4,8 | 5,3 | |
3. пыль в воздухе рабочей зоны | 3,1 | 4,2 | 2,8 | 2,5 | 3,1 | 3,5 | 4,0 | 5,2 | 5,6 | 6,0 | |
Превышение ПДУ до | |||||||||||
4. Вибрация локальная, эквивалентный корректированный уровень виброускорения, дБ | 3,5 | 4,5 | 6,0 | 5,0 | 5,5 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 6,5 | 7,5 | |
5. Вибрация общая, эквивалентный корректированный уровень виброускорения, дБ | 5,5 | 7,5 | 6,0 | 8,0 | 10,0 | 8,5 | 4,5 | 6,0 | 7,0 | 9,0 | |
6. Неионизирующее электромагнитное излучение, превышение ПДУ, раз; ЭМИ радиочастотного диапазона, Вт/м2: | |||||||||||
- ВЧ (высокочастотное) | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 6,0 | 2,5 | 4,3 | 2,1 | 4,5 | 5,2 | 5,0 | |
- УВЧ (ультравысокочастотное) | 3,0 | 1,5 | 3,5 | 3,6 | 2,8 | 4,1 | 2,8 | 3,1 | 4,3 | 1,8 | |
- СВЧ (сверхвысокочастотное) | 4,0 | 5,2 | 6,5 | 3,0 | 4,5 | 6,0 | 5,2 | 6,3 | 5,0 | 4,2 | |
Фактические уровни | |||||||||||
7. Шум, эквивалентный уровень, дБА | 61,0 | 63,0 | 64,0 | 57,0 | 58,0 | 60,0 | 55,0 | 54,0 | 64,0 | ||
8. Температура воздуха в помещении, ºС | |||||||||||
холодный период | 22,5 | 17,5 | 15,5 | ||||||||
теплый период | |||||||||||
9. ТНС-индекс для производственных помещений с нагревающим микроклиматом, ºС | 25,5 | 26,8 | 27,5 | 24,8 | 24,2 | 26,5 | |||||
10. Интенсивность теплового излучения, Вт/м2 | |||||||||||
11. Искусственное общее освещение: освещенность рабочей поверхности (Е, лк) | |||||||||||
12. Коэффициент пульсации, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13. Естественное освещение (при боковом освещении), КЕО, % | 0,8 | 1,6 | 3,5 | 1,7 | 0,9 | 1,1 | 2,5 | 0,5 | 4,5 | ||
14. Электромагнитные поля на рабочих местах пользователей ПК: | |||||||||||
Напряженность электрического поля, В/м | |||||||||||
5 Гц - < 2 кГц | |||||||||||
2 кГц - < 400 кГц | 2,3 | 3,2 | 2,0 | 3,6 | 4,4 | 1,7 | 2,6 | 4,7 | 3,5 | 3,0 | |
Напряженность магнитного поля, нТл | |||||||||||
5 Гц - < 2 кГц | |||||||||||
2 кГц - < 400 кГц | |||||||||||
Напряженность электростатического поля, кВ/м | 2,0 | 0,5 | 1,0 | 1,6 | 0,2 | 2,5 | 3,0 | 4,0 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТРАТУРЫ
1) ГОСТ 12.0.003-2015 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
2) СанПиН 2.2.4.3359-16. Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах.
3) Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для академического бакалавриата / С. В. Белов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 702 с Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/53E77C07-C468-4DB4-A081-438CF2BAED98.
4) Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для вузов / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 313 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05849-9. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/A53169BF-7E2A-46ED-AAA5-074540CC4D9E.
5) Беляков,Г. И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 404 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04216-0. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/362779D0-D3E9-4453-9C3B-48A97CAA794C.