Самоорганизация учебной деятельности учащихся. Рациональная организация учебной деятельности учащихся.




Самостоятельная работа рассматривается как высший вид учебной деятельности. Она представляет собой целенаправленную, внутренне мотивированную деятельность, структурированную самим субъектом и корригируемую по процессу и результату. Выполнение самостоятельной работы требует высокого уровня развития самосознания, рефлексии, самодисциплины. Всё это подчёркивает необходимость специальной организации самостоятельной работы не только и не столько учителем, сколько самим учащимся.

Способность к самостоятельной работе эффективно формируется только у учащихся с позитивной учебной мотивацией и положительным отношением к учебной деятельности. По данным В.А. Якунина, у 77% первокурсников и 13% второкурсников это отношение отрицательное. Поэтому проблема формирования способности к самостоятельной работе перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации, формирования интереса к учению.

А.К. Маркова предлагает следующие приёмы формирования положительного отношения к учению:

· приёмы культуры чтения и культуры слушания, приёмы краткой и наиболее рациональной записи (составление планов, аннотаций, написание тезисов, рецензий, рефератов);

· приёмы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приёмов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);

· приёмы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, её порядка);

· приёмы поиска дополнительной информации (работа со справочниками, каталогами, словарями) и её хранения в домашней библиотеке);

· приёмы подготовки к экзаменам, зачётам, семинарским и лабораторным занятиям;

· приёмы рациональной организации времени, чередования труда и отдыха, общие правила гигиены труда (режим, прогулки, порядок на рабочем месте, освещение).

Для того, чтобы выполнить намеченные цели и планы, надо иметь необходимые средства, создать условия для эффективной деятельности, организовать сам процесс деятельности. Это и есть самоорганизация. Первая задача в этом процессе – организовать рациональное использование времени. Основа организации рационального использования времени – режим дня. С ним соотносятся различные дела, задания, работы. Первый шаг для того, чтобы повысить эффективность использования рабочего времени, - посчитать обычные временные затраты, проанализировать, как используется время. Второй шаг – спланировать день применительно ко времени (каковы расходы времени на отдельные дела); при этом подумайте:

· Какие из всех дел самые важные? Почему именно эти дела?

· Какие из этих дел вы хотите и должны обязательно сделать?

· Какие дела менее важны и почему?

· Какие будут последствия, если вы не выполните какое-либо дело?

Для того, чтобы научиться управлять временем, можно посоветовать следующие правила:

1. Планировать выполнение перспективных и ближайших дел по этапам, в твёрдые и реальные сроки. План на завтра намечать вечером, а серьёзные дела – за неделю или месяц.

2. Сосредотачиваться на главном в решении поставленных задач.

3. Придумать себе стимулы, вызывающие постоянный интерес к учебной работе.

4. Научиться быть решительным, когда надо говорить «да» или «нет», и твёрдо держать своё слово.

5. Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

6. Приступать к намеченной работе сразу же, а не с нового года.

7. Приучать себя анализировать затраты времени и искать резервы. Но не экономить время на отдыхе.

8. Планы предстоящих дел можно «носить» в голове, но лучше держать их в записной книжке.

9. Постоянно и энергично преодолевать помехи, мешающие учебной работе.

10. Начинать задуманное дело как можно раньше, и тогда будет резерв времени.

В рациональном распределении времени учителю и учащимся в состоянии помочь родители. Но для этого их нужно познакомить с требованиями к учебной работе.

И третий шаг – это выполнить свой план. Здесь вам помогут следующие рекомендации.

· Работайте в одно и то же время при одних и тех же условиях (должна сохраняться привычка последовательности действий, что способствует высокой умственной работоспособности).

· Чередуйте умственную и физическую работу, труд и отдых.

· Входите в работу постепенно. Сначала выполняйте работу средней трудности, через 20-30 минут принимайтесь за сложную работу и заканчивайте лёгкой.

· Учитывайте в своей работе биологический ритм («жаворонок», «сова», «аритмик»). Определите свой тип и используйте для интенсивной умственной работы.

· Работу на запоминание выполняйте вечером, после выполнения всех умственных дел. На следующий день текст лучше повторить.

· После обеда отдохните. Получасовой сон поможет увеличить работоспособность.

Вторая задача в процессе самоорганизации – организовать своё рабочее место (и в школе, и дома). Каждому нужно иметь дома постоянное рабочее место для приготовления уроков (отдельный стол и полку для книг).

Привычка к постоянному месту и определённому времени располагает к работе, сокращает период втягивания в неё. Рабочее место – только для занятий. Его надо содержать в порядке и чистоте.

Правильно организованное рабочее место – это наилучшая возможность использовать свои данные в процессе труда без перенапряжения, это фактор внешней среды, который создаёт удовлетворение, повышает настроение и работоспособность, обеспечивает эффективное использование времени и сил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: