Принцип сознательности и творческой активности обучаемых.




Тема: Принципы обучения.

План.

1. Понятие «принципы обучения»

2. Характеристика принципов обучения. Группы принципов.

 

1. Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают законы и закономерности процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.

В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

• порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия. Работа над ними продолжается и сегодня.

Принципы делятся на 2 группы:

1.Содержательные принципы

Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием.

Процессуальные (организационно-методические) принципы.

Содержательные принципы:

  1. Принцип гражданственности

Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения. Предполагает гуманистическую направленность обучения. Связан с формированием чувства патриотизма и гражданского правосознания. Материал должен отражать особенности региона.

  1. Принцип научности

Материал должен соответствовать развитию науки и техники. Принцип требует ознакомить обучающегося с объективными научными фактами и явлениями, концептуального видения мира. Предполагает развитие у учащихся познавательной активности и творчества.

  1. Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения

Обозначает связь обучения с жизнью, теории с практикой. Предполагает глубину и полноту знаний, а также систематичность.

  1. Принцип воспитывающего характера обучения

Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности, уважительное отношение к личности каждого ребенка при разумной требовательности к нему, опоры на сильные стороны обучаемого.

Процессуальные принципы:

Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения

Означает переход от простого к более сложному в обучении, создание определённой системы обучения и последовательности процесса обучения. Это позволяет систематизировать материал, создать комплексы учебных пособий, обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей учащихся. Реализуется в тематическом планировании, поурочном планировании.

Принцип единства группового и индивидуального обучения

Наилучшие условия для реализации этого принципа создаются в коллективе. Групповое обучение создает условие для диалога, совместного поиска, получать опыт оценки и взаимооценки в совместной работе. В то же время нужно применять и индивидуальное обучение (работа с одарёнными детьми, консультации, индивидуальные творческие задания, самостоятельная работа).

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых

Предусматривает знания психологического, физиологического и личностного уровня развития детей. Индивидуальный подход требует изучения внутреннего мира ребёнка, тех отношений и условий, в которых происходит формирование его личности. Необходимо учитывать темперамент, характер, способности ребёнка.

Принцип сознательности и творческой активности обучаемых.

Активность обучаемых может быть творческой или репродуктивной. Репродуктивное обучение не способствует развитию личностного потенциала, личностной инициативе, самостоятельности мышления. Дети должны научиться принимать самостоятельные решения, проявлять творческую активность. Педагог должен развивать самостоятельность как личностное качество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: