вплоть до акций открытого гражданского неповиновения.




В конечном итоге это приводит к изменению государственной политики или созданию новых законов, заимствованию властными структурами демократических принципов, методов, усилению контроля за соблюдением государственными органами и их представителями правовых процедур и права.

Самоорганизация и самостоятельность осуществления общественно значимых функций — это объективный и непрерывный процесс развития гражданского общества, ход которого может замедляться в момент стабильности и деполитизации общества или ускоряться в моменты радикальных социальных преобразований.

Только развитая система вертикальных и горизонтальных связей между индивидуумами и их объединениями способна противостоять прямому воздействию государства на внутреннюю структуру гражданского общества, условия его жизнедеятельности, а по отношению к индивиду — предотвратить возможные ограничения его прав и свобод. И сегодня гражданское общество во многом определяет состояние государственности. В сложное переходное время, в новой для себя ситуации общество стоит перед альтернативой — пассивно наблюдать и без сопротивления принимать формирование нового господствующего сословия (класса) или использовать этот период для оформления силы, способной к защите своих интересов и выражению своей политической воли, созданию формальных и неформальных институтов представительства своих интересов, последовательно трудиться над расширением гражданского общества.

Гражданское общество никто специально не построит, оно развивается самостоятельно. Роль демократического государства, вместе с тем, его политическая и педагогическая деятельность очевидно проявляется в функционировании и развитии гражданского общества.

Государство может подавлять, полностью регулировать и контролировать (при тоталитаризме) гражданское общество, ограничивать его жизнедеятельность (при авторитаризме) или создавать благоприятную политическую среду (при демократии). Для государства, созданного в древности обществом, позже отделившегося от своих корней, превратившегося, по образному выражению Т. Гоббса, в мифического Левиафана или машину подавления и господства, по справедливому утверждению идеологов пролетариата, — теперь пришла пора не разбрасывать, а собирать камни, ибо в обществе нет равного ему (государству) института, способного утверждать свободу людей, В отличие от общества, где Сколько объединений, столько интересов и способов их представления, государство едино и единственно олицетворяет собой становой хребет и форму — обруч. Убери государство — расщепится общество на конкурирующие части; нельзя забывать события на территории СССР после его распада, «парад суверенитетов».

Ощутив свободу, люди российского общества познали, что сама свобода должна быть направляема и управляема, разумеется, в четко очерченных правовых процедурах. Гражданское общество не может функционировать без создаваемых и охраняемых государством стабильных правовых норм (рис. 6.2).

Обществу необходима серьезная интегрирующая идея, объединяющие ценности. Такая идея вынашивается и прорабатывается самим обществом, но чтобы она реально «заработала», необходимо государственно-правовое закрепление ее на уровне стратегии, государственной политики.

Демократическое государство должно помочь гражданскому обществу «встать на ноги», создать условия для его развития. Помощь означает правовую гарантию прав человека на свободу собственной самоорганизации, на свою уникальность. Правовое государство призвано обеспечить весь арсенал средств непосредственной демократии: самоуправление, референдумы, народные инициативы и пр. Государство самоограничивает себя тем, что формирует свободное гражданское общество.

Наконец, государство может обеспечить правовую возможность (в критических ситуациях) актов гражданского неповиновения в целях предупреждения стихийных революционных взрывов.

Таким образом, взаимосвязанность гражданского общества и государства обусловливает задачу осознания и реализации личных гражданских прав и конституционных гражданских обязанностей.

По своей исконной сущности демократическое общество и демократическое государство не могут быть отчуждены друг от друга, тем более противостоять одно другому. В обществе и государстве имеются свои и незаменяющие друг друга факторы общественного развития. Важно их согласовывать, объединять и эффективно использовать.

Системность, целостность, организованность — эти качества не свойственны пока гражданскому обществу в России. Следует отметить важнейшие показатели развития, импульсы роста, приобретения им, если не зрелости, то совершеннолетия.

1. Реально существующее и гарантированное от внешних посягательств право гражданского общества, которое консолидирует права личности и общества в противовес праву власти: частное право на жизнь, свободу мысли, совести, передвижения и т.д.; способное противостоять властно-административной системе независимое правосудие.

2. Устойчивое существование свободных владельцев средств Производства, свободы выбора деятельности, экономической самореализации.

 

. Конституционные права и обязанности российских граждан

 

Продолжение рис. 6.2

 

Окончание рис. 6.2

Системность, целостность, организованность — эти качества не свойственны пока гражданскому обществу в России. Следует отметить важнейшие показатели развития, импульсы роста, приобретения им, если не зрелости, то совершеннолетия.

1. Реально существующее и гарантированное от внешних посягательств право гражданского общества, которое консолидирует права личности и общества в противовес праву власти: частное право на жизнь, свободу мысли, совести, передвижения и т.д.; способное противостоять властно-административной системе независимое правосудие.

2. Устойчивое существование свободных владельцев средств Производства, свободы выбора деятельности, экономической самореализации.

3. Наличие развитой и разветвленной системы участия народа в государственном управлении и системы местного самоуправления, способного удовлетворить не только внутренние потребности гражданского общества в самоорганизации, но и брать под свой контроль регулирующие функции государства, снижать степень его вмешательства в частные дела.

4. Зрелая партийная система, разветвленная сеть общественных институтов, ассоциаций, инициатив, клубов — существенный фактор гражданского общества.

5. Вызреванию гражданского общества способствовало бы:

расширение в нормативных актах крута вопросов, которые государственные органы правомочны решать только при участии или с предварительного согласия соответствующих общественных объединений;

предоставление права гражданским инициативам, общественным организациям в ряде случаев сокращать прерогативы государственных структур, связанных, например, с защитой окружающей среды, проблемами демографии, безработицы и др.;

• обеспечение возможности выдвигать общественными объединениями альтернативных решений в противовес решениям органов государственного управления, законодательным путем гарантировать их рассмотрение в соответствующих органах.

6. Важным показателем зрелости общества является развитая система образования, науки, культуры. Интеллектуальная элита — мозг и движущая сила гражданского общества.

7. Наличие юридической базы и гарантий безопасности альтернативных каналов огласки политических взглядов, создания общественных средств массовой информации, независимых от власти и капитала, легитимных органов общественного (гражданского) контроля за законодательной и исполнительной властью.

8. Необходимо изменить язык общения, который, как известно, отражает намерение действующих лиц. Наши политики используют слова: борьба, враги, «красные», «коричневые» и прочие ярлыки — показатель агрессивной политической технологии, а не консенсусной демократии.

Все перечисленные и многие другие факторы развития — это тот резерв, который позволит укрепить триаду «общество — гражданское сообщество — государство», будет способствовать реальному воплощению того «общественного договора», о котором более 300 лет назад писали Локк, Руссо и прочие просветители и который никогда не существовал в российском обществе. Гражданское общество может и должно, с одной стороны, сужать сферу деятельности государственных органов, а с другой — брать на себя часть социальных проблем, тем самым помогая государству снимать или хотя бы ослаблять социальную, финансовую, экономическую напряженность в стране.

В ноябре 2001 г. впервые в России состоялся «Гражданский форум», который собрал в Государственном Кремлевском дворце более 5 тыс. человек. Приветствуя участников, Президент В.В. Путин подчеркнул, что общество становится гражданским, когда обретает «свою собственную корневую базу, питается духом свободы». В речах главы государства, Председателя Государственной Думы, Главы правительства отмечалась готовность власти к «диалогу на равных», с общественными институтами в поиске эффективных моделей сотрудничества, новых технологий по интеллектуальной мобилизации кадрового фонда страны, созданию информативной базы, реформированию правосудия, гуманизации пенитенциарной системы, дебюрократизации экономики, обеспечению прав человека, повышению уровня личной свободы граждан.

«Круглые столы» провели дискуссии по 21 проблеме. К сожалению, в их работе представители государственной власти не проявили активности и диалога как такового не получилось и на этот раз.

И все же создание российским обществом более 350 объединений и организаций различных направлений вселяет оптимизм на движение к гражданскому обществу.

Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Какое содержание вы вкладываете в понятие управляемая система?

2. Охарактеризуйте типичные признаки организационных структур общества как объектов государственно-управляющего воздействия.

3. Как вы понимаете термин политическая социализация и сам процесс?

4. Попытайтесь обобщить и аргументировать современные представления о гражданском обществе в России (в публично-правовом, политическом и социологическом аспектах).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: