Раздел IV. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Академии ФСИН России

генерал-майор внутренней службы

 

____________________А.А. Крымов

«____» __________________ 2014 г.

 

ПРОГРАММА

вступительного испытания по общеобразовательному предмету

 

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ »

 

Программа вступительного испытания рассмотрена и одобрена приемной комиссией академии 30 января 2014 г. (протокол № 5)

 

 

Рязань

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Обществознание – дисциплина мировоззренческого характера. Она вооружает учащихся знаниями об обществе и стимулирует выражение собственного отношения к общественным процессам и явлениям. Обществознание охватывает широкий круг вопросов, которые направлены на раскрытие исторического смысла прошлых эпох и современности через человеческое измерение. Эти цели реализуются в последовательном рассмотрении духовно-целостных ориентаций личности и общества, определяющих самобытность цивилизации. Человек рассматривается в системе социальных, политических, духовных, экономических отношений. Охват такого широкого круга вопросов создает определенные сложности в усвоении знаний и сдаче вступительного испытания.

В процессе вступительного испытания абитуриенты должны показать знание вопросов, изученных в курсе обществознания в школе и при этом:

– знать основные обществоведческие термины и понятия, распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

– называть, перечислять изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

– уметь устанавливать связи с другими понятиями, выделять общее, особенное и отличное в них;

– сравнивать изученные социальные объекты и объяснять их;

– характеризовать и объяснять изученные социальные явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные как внутренние, так и внешние связи;

– иметь творческое логическое мышление и приводить собственные примеры, т.е. пояснять, иллюстрировать, аргументировано раскрывать изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

– давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждения об их ценности, уровне или значении.

В целом поступающие в юридический вуз должны иметь ясное представление как об общесоциальных, так и о государственно-правовых явлениях, знать основные понятия и категории, поскольку понимание тех или иных знаний об обществе, человеке, духовной, политической, экономической, правовой сферах свидетельствует о культуре и широте знаний, что также необходимо будущему юристу и сотруднику правоохранительных органов.

Раскрывая тот или иной вопрос, необходимо подумать над структурой ответа, который должен быть последовательным и логичным и содержать небольшое вступление, основную часть (непосредственное раскрытие проблемы) и заключение, где следует отразить собственное мнение и выводы. Требуется четкая формулировка основных положений и понятий, их характеристика.

Подготовка к вступительному испытанию должна быть существенной и целенаправленной с учетом вышеизложенных требований. Это позволит успешно сдать вступительное испытание по обществознанию.

При составлении материалов вступительных испытаний по обществознанию авторы руководствовались Образовательным стандартом среднего общего образования по обществоведению (включая экономику и право), Примерной программой среднего общего образования по обществознанию (базовый уровень), а также кодификатором требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию в 2014 г. (подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»).

 

Раздел I. ОБЩЕСТВО

Общество как сложная динамическая система. Развитие взглядов на общество. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества. Общественные отношения.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Модернизация. Возможность альтернативности общественного развития.

Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Проблема общественного прогресса и его критериев. Относительность и противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Человечество как социальная общность. Многообразие. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы человечества. Стратегии выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

 

Раздел II. ЧЕЛОВЕК

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

Бытие человека. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Способности человека. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.

Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности.

Общая характеристика межличностных отношений. Социальный конфликт, конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека. Мировоззрение. Система ценностей. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.

 

Раздел III. ПОЗНАНИЕ

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.

Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера, их соотношение. Формы и методы современного научного познания.

Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.

Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.

Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.

 

Раздел IV. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Культура, ее сущность и функции. Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Формы и разновидности культуры: духовная и материальная, народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Наука как часть культуры. Наука и общество. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания. Возрастание роли науки в условиях НТР.

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Моральный выбор.

Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий.

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации личности. Уровни общего и профессионального образования в Российской Федерации.

 

Раздел V. ЭКОНОМИКА

Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблемы выбора. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Виды экономических отношений. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Частная собственность на землю и ее экономическое значение.

Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя.

Предпринимательство: сущность, функции, виды. Правовые основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Многообразие рынков. Конкуренция. Спрос и предложение. Обмен. Специализация. Россия в условиях рыночных отношений.

Деньги, их функции. Банки, инфляция.

Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.

Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Экономика потребителя. Права потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица.

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.

Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйственного субъекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: