Типы стратификационных систем. Социальная мобильность индивида.




Основные понятия стратификационного анализа.

 

Для рассмотрения данной темы очень важно различать следующие понятия: социальное неравенство, страта и класс.

Неравенство – это положение, при котором одни люди имеют преимущества перед другими, как за счет своих физических данных, так и социального положения. Оно проявляется соответственно в экономической, культурной, политической и общественной жизни.

Страта (лат stratum – слой) – это группа людей с каким-либо общим статусным признаком, т.е. социальным положением. При этом люди внутри страты, чувствуют себя связанными друг с другом некоторой общностью. Все страты в обществе имеют ранговый порядок, т.е. принадлежность к той или иной страте оценивается с позиций (выше-ниже, лучше-хуже, престижно-непрестижно). Страта формируется не только на основе объективных признаков, но и связана с культурно-психологической оценкой.

Социальный класс – это самая большая единица социологического анализа стратификационных систем и общества. В данном понятии находят отражение совокупное политическое, экономическое и культурное положение людей в обществе.

По мнению Т.Парсонса, даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением. Современная социология рассматривает неравенство как объективный факт общественного бытия, закономерность, являющуюся отражением факта социального расслоения общества по самым различным социальным (экономическим, политическим, культурным и т.п.) параметрам.

Возвращаясь к проблеме социальной структуры общества, отметим, что в самом общем виде социальная структура - это устойчивая связь таких элементов социокультурной системы как классы, слои и группы, которые различаются своим местом в системе социальных неравенств общества. Поэтому сначала необходимо выяснить истоки социального неравенства и его влияние на социальную дифференциацию людей в обществе.

Социальное неравенство существовало на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, темпераменту, силе мотивации. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к институциональному закреплению. Например, сильный, волевой, целеустремленный человек может быть лидером и подчинять себе членов группы, получая больше материалы иных благ, почета до тех пор, пока не появится более сильный и амбициозный претендент. Авторитет лидеров родоплеменных социальных структур должен был постоянно подтверждаться успешным достижением групповых целей.

Следующим этапом формирования социального неравенства является закрепление существующего положения в условиях общественного разделения труда и обмена. В обществе дифференцируются группы, неравные по характеру труда (работники умственного и физического труда), по социальным ролям (отец, врач, продавец, политический деятель), по типу поселения и образу жизни (городское и сельское население). Закрепление неравенства осуществляется путем институционализации и нормативной базы, устанавливающей место каждого индивида в социальной структуре. Даже естественные различия приобретают социально институционализированную форму. Женщины оказываются социально неравными мужчинам, младшие – старшим. Появляется устойчивая система социальных статусов, определяющих ранги индивидов по таким критериям как имущество, доступ к власти и другие.

Неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых имеют неравный доступ к материальным и духовным ценностям. Социальное неравенство измеряется: властью, собственностью, социальным престижем объемом доступной информации.

Причины возникновения социального неравенства объясняются по-разному представителями различных направлений социологической мысли. Структурный функционализм исходит из того, что дифференциация является естественным следствием усложнения социального организма (эта точка зрения восходит к Г.Спенсеру и развивается Э.Дюркгеймом, Т.Парсонсом и др.). Представители конфликтологической парадигмы (в первую очередь К.Маркс) трактуют неравенство как следствие существования антагонистических классов, один из которых узурпирует собственность и власть.

Социальное неравенство структурируется посредством системы социальной стратификации. Согласно одному из основоположников стратификационной теории, П.Сорокину, стратификация – это дифференциация совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Важно подчеркнуть, что стратификация означает не просто различное, но именно неравное положение в обществе отдельных индивидов и целых слоев, т.е. стратификация носит иерархический характер.

Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить в виде разделения всего общества на страты (слои). Социальная стратификация предполагает ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в привилегированном положении по отношению к низшим, а также меньшую численность верхних слоев.

Тщательно разработанную теорию стратификации создал наш соотечественник П.Сорокин, который считал, что невозможно дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и видел в обществе три стратификационных структуры: экономическую, профессиональную и политическую. Он использует критерии, выявленные его предшественниками и современниками: собственность, доходы, профессия, власть, социальные роли и т.д. Как представлял себе П.Сорокин социальное расслоение общества? Прежде всего, он различал одномерную стратификацию, осуществляемую посредством выделения групп по какому-либо одному признаку, например, по доходам. Далее, в ходе многомерой стратификации определяются группы, имеющие целый набор общих признаков, например, женщины определенной национальности, возраста, с низкими доходами. По мнению П.Сорокина, в современном мире существуют миллионы социокультурных систем, в которых можно выделить и микрогруппы (диады, триады), и суперсистемы, всемирные религиозные объединения (миллиард католиков, несколько миллиардов мусульман). Это множество социальных систем классифицируется по множеству оснований. Среди одномерных групп выделяются биосоциальные: расовые, половые, возрастные; социокультурные: род, территориальное соседство, языковые, этнические группы, государства, профессиональные группы, экономические группы религиозные объединения, политические организации, идеологические группы (научные, образовательные, этические, группы отдыха и развлечений), номинальные элитарные группы (вожди, гении, исторические личности). К многосторонним (комбинация нескольких ценностей) группам П.Сорокин относит: семью, клан, племя, нацию, сословие и классы. Данная схема в социологии особенно не оспаривается, хотя предполагаются и другие теории стратификации.

В работах американских социологов насчитывается до 90 признаков стратификации. В разные периоды истории на передний план выходят то одни, то другие основы социального деления. Древние египтяне затрачивали огромную часть своего национального дохода на обслуживание мертвых, включая их в свою ранговую систему. В России в течение многих столетий заметную роль в стратификации играла религия. Русские раскольники (дворяне, купцы, крестьяне) шли в огонь ради права креститься по-своему.

Согласно взглядам американского социолога Э.О.Райта в современном капиталистическом производстве существуют три вида контроля над экономическими ресурсами, позволяющие выделить главные страты. 1. Контроль за инвестициями или денежным капиталом. 2. Контроль за землей и промышленными средствами производства. 3. Контроль за трудом в и властью. Класс капиталистов контролирует все три вида ресурсов, в то время как рабочие - ни одного. Фрэнк Паркин, британский социолог, последователь М.Вебера рассматривает собственность, контроль за денежными ресурсами, расу, национальность, язык, религию как особые социальные перегородки, разделяющие страты. Например, в Южной Африке до недавнего времени союзы белого населения исключали членство в них чернокожих, чтобы сохранить свое привилегированное положение.

Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между группами за престижное место в стратификационной системе. Р.Дарендорф делит современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Между двумя основными стратами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих.

Наиболее влиятельной точкой зрения на процесс формирования социальных страт, можно считать теорию стратификации К.Дэвиса и У.Мура - сторонников функционального подхода Э.Дюркгейма. Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре в соответствии с их функциональными возможностями. Для распределения людей по социальным статусам и их мотивации используется вознаграждение, которое воспроизводит и неравенство доходов и самих статусов. Чем сложнее работа, чем большей профессиональной подготовки она требует, тем выше статусный ранг и оплата труда. Однако есть еще одна группа статусов, которые функционально не значимы, но, тем не менее, высоко вознаграждаются. Это трудно заполняемые статусы, т.е. непрестижная, вредная для здоровья работа. Религиозная деятельность также важна, поэтому духовенство вознаграждается в большей мере, чем рядовые работники. Наградой не всегда являются деньги. Это может быть больший почет, уважение, знаки отличия, ордена. Таким образом, с точки зрения функционалистской теории неравенство и статусное распределение на шкале стратификации зависит, прежде всего, от функциональной значимости данного статуса, требований к исполнению роли (профессиональные качества) и трудностей заполнения социального статуса.

 

Типы стратификационных систем. Социальная мобильность индивида.

 

Социологии известны четыре основные исторические системы социальной стратификации.

Рабство - наиболее выраженная форма социального неравенства, при которой часть людей" принадлежит другим как собственность. Как основная, массовая система стратификации рабство исчезает в XIX веке, но и сегодня элементы работорговли сохраняются в некоторых странах третьего мира.

Касты связывают с культурой Индийского, субконтинента, где они тщательно продуманы и связаны и индуистской религией. Религия и традиции закрепляют принадлежность к касте настолько сильно, что брахманы, например, вообще избегают любых контактов с неприкасаемыми, а те в свою очередь занимаются в основном животноводством. Подобные кастам системы стратификации возникали и в других странах, когда проводилась политика расовой сегрегации (дискриминации). Например, в США после ликвидации рабства степень отделения черных от белых оставалась настолько сильной, что стратификационная система была фактически кастовой.

Сословия были частью европейского феодализма и других традиционных цивилизаций. Место сословий в стратификационной системе закреплялось законом, все сословия имели разные права, обязанности, одежду и т.п. Места в иерархии распределялись таким образом: аристократия, дворянство, духовенство, торговцы, свободные крестьяне, слуги, художники и т.д.

Классы различаются, прежде всего, экономическими возможностями, являются безличными, мобильными и не зависящими от правовых и религиозных норм.

Помимо исторических систем социальной стратификации существует другой подход, который предполагает, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм. Можно выделить 9 типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

1. Физико-генетическая. В ее основе лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам, т.е. полу, возрасту, наличием определенных физических качеств (силы, красоты, ловкости). Такая стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день.

2. Рабовладельческая. Также основана на прямом насилии. Неравенство здесь определяется военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Причем положение в обществе чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях.

3. Кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие.

4. Сословная. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.

5. Этакратическая (от французского и греческого – государственная власть). Здесь разделение между группами происходит. В первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. При такой стратификации наблюдается формальная свобода членов общества (за исключением зависимости от государства), отсутствие автоматического наследования властных позиций также отличают этакратическую систему от системы сословной.

6. Социально-профессиональная. При такой стратификации группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли – обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов).

7. Классовая. Различия между классами заключены в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов. Принадлежность к классам – буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т.п. – не регламентируется вышестоящими властями, не устанавливается законодательно и не предается по наследству (передается имущество и капитал, но не сам статус).

8. Культурно-символическая. Дифференциация возникает за счет различий в возможностях доступа к социально значимой информации. Неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, из-за неодинаковых способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного).

9. Культурно-нормативный. Здесь разделение построено на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образа жизни и норм поведения, которым следует человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки. Манера общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) – все это ложится в основу социального деления.

Робовладельческая, сословная и кастовая системы включают в себя элементы пожизненного и формально-юридического наследования. Прочие системы ни формально пожизненного характера статусов, ни их наследования не предусматривают. Мы рассмотрели 9 идеальных типов стратификационных систем. Любое реальное общество является их сложным смешением и комбинацией.

В качестве стратообразующих признаков, согласно Б.Барберу, можно выделить следующие:

1. доступ к власти

2. капитал и уровень доходов

3. уровень образования и доступ к информации

4. родственные

5. религиозные

6. этнические

7. профессиональные

8. поло-возрастные

1-4 признаки постоянны для любого общества, т.е. обладающий властью, деньгами, имеющий высокий уровень образования и «богатых» родственников практически всегда оказывается в более выгодном положении по сравнению с тем, кто этого всего не имеет.

5-6 изменяемые признаки, т.е. например, человек, принадлежащий к определенной религии (иудей), в одном обществе (Израиле) будет находиться в выгодном для себя положении, а в другом (Ираке) – нет.

Существуют различные модели социальной стратификации общества. В развитых странах, с рыночной экономикой модель социальной стратификации общества выглядит как «лимон», с развитой центральной частью (средним классом), относительно невысокими полюсами высшего класса (элиты) и беднейших слоев.

В латиноамериканских странах она напоминает Эйфелеву башню, где имеют место широкое основание (бедные слои), вытянутая средняя часть (средние слои) и верхушка (элита).

Третья модель характерна для многих стран Центральной и Восточной Европы, как и для постсоветской России, - это своеобразная придавленная к земле пирамида, где большинство населения прижата книзу – до 80%, а 3-5% богатых составляет ее вершину.

Г.Зиммель отмечал, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего класса. Чем больше его удельный вес, тем больше шансов у него влиять на политику государства, избегая крайностей, присущих противоположным слоям.

Социальная стратификация может изменяться, и на это оказывают влияние три основных фактора:

1. возникновение новых социальных общностей на основе плюрализации форм собственности (специфические слои рабочих и инженерно-технических работников, занятые в кооперативах по трудовым соглашениям или постоянно, работники смешанных предприятий и организаций с участием иностранного капитала);

2. трансформация государственной формы собственности и изменение положения традиционных классово-групповых общностей: их границ, количественно-качественных характеристик, возникновение пограничных и маргинальных слоев;

3. появление новых классов, новой элиты.

3. Особенности стратификационных процессов в современном российском обществе.

 

Новый этап статификационных процессов в России начался в 90-х гг., когда российское общество после распада СССР вступило в стадию поиска новых форм социальной организации и ценностных ориентаций жизнедеятельности. В стране начинают складываться группы, занятые новыми видами деятельности, связанными с рыночными отношениями, - работники маркетинговой службы, рекламы, менеджеры акционированных и частных предприятий, специалисты в области оценки недвижимости и ценных бумаг и др.

Особую специфику приобретает процесс формирования нового слоя предпринимателей, или бизнес-слоя. Существуют две характеристики, на основе которых можно отнести работников к этому слою: 1) деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; 2) экономическая свобода, или наличие прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений и личной ответственностью за результаты хозяйствования.

По гипотезе российского академика Т.И.Заславской бизнес-слой современной России состоит из нескольких подгрупп работников:

· менеджеры-совладельцы; это хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие понайму, но располагающие значительными пакетами акций управляемых предприятий;

· наемные менеджеры; т.е. хозяйственные руководители, управляющие государственными, реже частными, предприятиями или фирмами «за зарплату»;

· предприниматели – собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещая эту деятельность с какой-либо работой по найму;

· самостоятельные работники; т.е. лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства (преимущественно специалисты и квалифицированные рабочие);

· бизнесмены-менеджеры; это наемные директора мелких и средних предприятий преимущественно акционированного и частного секторов, совмещающие управленческую деятельность по найму с ведением собственного бизнеса. Для части из них управленческая работа по месту службы является, главным образом, прикрытием личного бизнеса;

· полупредприниматели; к ним относятся «рядовые» работники преимущественно акционированного и частного секторов экономики, совмещающие работу по найму с разными видами предпринимательства. Включая индивидуальную трудовую деятельность.

Указанный бизнес-слой достаточно разнородный. Включая в себя 10-12% от всех занятых, он демонстрирует противоречивые социальные характеристики. Российское общество после истопрического перерыва делает попытку восстановить в хозяйственной сфере наряду с перераспределительными отношениями и отношения рыночного типа. Однако такая попытка на практике приобретает поспешный, слабо разработанный в социально-технологическом и правовом плане характер, что и обуславливает серьезную деформацию стратификационных процессов.

Размежеванию социальных сил общества способствует к расслоению групп по доходам и образу жизни. По уровню жизни исследователи выделяют в современной России такие страты, как нищие, бедные, малообеспеченные, среднеобеспеченные, обеспеченные, состоятельные.

За исторически короткий отрезок времени в обществе поляризовались богатые и бедные слои. Расслоение по доходам приводит к тому, что динамика доходов 10% наиболее состоятельных групп резко возрастает по сравнению с доходами 10% наименее состоятельных групп, а разрыв между этими доходами стремительно увеличивается. В то время как основная часть населения в немалой степени утрачивает возможности поддерживать прежний уровень жизни, появляется сравнительно небольшая сверхобеспеченная часть населения, образ жизни которой, резко контрастируя с историческими традициями, связан с отдыхом на дорогих заграничных курортах, покупками автотранспорта, постройкой роскошных личных коттеджей в городах и пригородах и т.п.

Серьезные изменения происходят также в перераспределении объема властных полномочий между центром и регионами. Множество управленческих функций передается региональным органам власти. Перераспределение власти между центром и регионами тесно соотносится с оживлением этнонациональных традиций жизнедеятельности на местах, а также с попытками некоторых представителей этнических элит реанимировать проблему отделения территории от России. Если излишняя централизация власти тормозила развитие спонтанных аспектов стратификации, снижала активность местных сообществ в самоуправлении, то избыточная регионализация, а также суверенизация республик порождают напряженность на национальной почве, сепаратистские устремления у элитных групп некоторых территорий.

Падение уровня жизни основной части населения сосредотачивает внимание огромных масс людей на проблемах выживания, резко сокращая время на отдых, посещение культурных учреждений, встречи с друзьями. Основными информационными каналами продолжают оставаться радио и телевидение. Пользование компьютерной информацией остается привилегией узких профессиональных или интеллектуальных групп в крупных городах.

Все это свидетельствует о том, что на нынешнем этапе общественного развития процессы расслоения приобретают социально деформированный характер. В будущей модели жизнедеятельности граждан России закрепятся такие стратификационные характеристики, которые давали бы нашему обществу оптимальную возможность встроиться в современную мировую динамику при сохранении конструктивных особенностей социальных связей, рожденных исторической практикой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: