МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ КУРСА




 

В дополнение к схемам ведения больного, вы получите серию буклетов, называемых модули, которые объясняют каждый шаг. Они озаглавлены:

· Оцените, Классифицируйте и Лечите Больного Ребенка в Возрасте от 2 Месяцев до 5 Лет

· Определите лечение

· Лечите ребенка

· Консультируйте мать

· Оцените, Классифицируйте и Лечите Больного Младенца в Возрасте до 2 Месяцев

· Последующее Наблюдение

Модули включают упражнения, которые помогут вам изучить шаги. Большинство упражнений дают клиническую информацию, описывая больного ребенка и ставя вопросы. Некоторые упражнения используют фотографии или видеофильм. Вы закончите модуль, прочитав его и выполнив упражнения.

 

Примерно половину каждого дня занятий вы проведете в близлежащих амбулаториях и больницах, практикуясь в клиническом ведении больных. Во время этих клинических сессий вы будете оценивать, классифицировать и лечить больных детей, а также обучать их матерей, как ухаживать за больными детьми в домашних условиях. Клинические занятия дадут вам возможность попробовать навыки, почерпнутые из модулей. Вы можете задавать вопросы и получать разъяснения в случае возникновения трудностей. К концу курса у вас появится опыт ведения больных в соответствии с предлагаемым процессом и уверенность при его использовании в вашей амбулатории.

 

Преподаватель будет помогать вам в работе с модулями, организовывать групповые дискуссии и проводить с вами индивидуальные беседы. Он также будет наблюдать за вашей практической работой во время клинических занятий. Вам предлагается задавать любые вопросы по теме и обсуждать их с преподавателем.

 

 

КАК ВЫБИРАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СХЕМЫВЕДЕНИЯ БОЛЬНОГО

 

В большинстве амбулаторий имеется процедура регистрации детей, где записывается информация: обратился ли ребенок по причине болезни или по другому поводу, такому как профилактическая консультация здорового ребенка, иммунизация или за помощью при травме. Когда мать приносит ребенка, потому что он болен (заболевание, не травма) и ребенка направляют к вам на прием, вам необходимо знать его возраст для выбора соответствующей схемы ведения и начала процесса оценки состояния. В зависимости от особенностей регистрации детей в вашей амбулатории, возраст и имя ребенка, а также другая информация, например адрес, могут быть уже занесены в его формуляр. Если нет, вы можете начать с вопроса о его имени и возрасте.

 

Решите, к какой возрастной группе относится ребенок:

 

- Возраст до 2-х месяцев

- Возраст от 2-х месяцев до 5-ти лет

 

Если ребенок в возрасте от 2 месяцев до 5-ти лет, выберите схему ОЦЕНИТЕ, КЛАССИФИЦИРУЙТЕ И ЛЕЧИТЕ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 2-Х МЕСЯЦЕВ ДО 5-ТИ ЛЕТ. Слова «До 5 лет» означают, что ребенок еще не достиг своего пятилетия. Например, эта группа включает ребенка, возраст которого 4 года 11 месяцев, но он еще не имеет полных 5-ти лет.

 

Ребенок, которому 2 месяца, принадлежит к группе «от 2 месяцев до 5 лет», а не к группе «до 2 месяцев».

 

Если ребенок еще не достиг 2 месячного возраста, он считается младенцем. Используйте схему ОЦЕНИТЕ, КЛАССИФИЦИРУЙТЕ И ЛЕЧИТЕ БОЛЬНОГО МЛАДЕНЦА В ВОЗРАСТЕ ДО 2 МЕСЯЦЕВ.

 

В следующем модуле, Оцените и Классифицируйте Больного Ребенка вы научитесь тому, как оценивать и классифицировать детей в возрасте от 2-х месяцев до 5-ти лет. Как вести детей более раннего возраста, разъясняется позже в модуле Ведение Больного Младенца.

 


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Абдоминальный: относящийся к животу

Абсцесс: скопление гноя

АКДС: прививка против дифтерии, коклюша и столбняка. Для полной иммунизации ребенку необходимо сделать 3 инъекции: в возрасте 2 месяца, 3 месяца и 4 месяца.

Аксиллярная температура: температура, измеряемая в подмышечной ямке

Активное неврологическое заболевание центральной нервной системы:

эпилепсия и другие текущие заболевания головного или спинного мозга. Это определение не включает затяжные, старые неврологические проблемы, вызванные церебральным параличем, полиомиелитом или ранениями.

Активное кормление: помощь ребенку в приеме пищи, например, сидеть рядом с ним и помогать подносить ложку ко рту.

Аллергия: проблемы как, например, чиханье, сыпь или затрудненное дыхание, которые возникают у некоторых людей, после вдыхания, съедания, введения или соприкосновения со специфическими раздражителями.

Амбулатория: в данном учебном курсе: любое первичное медицинское учреждение, например, ФАП, СУБ, амбулаторное отделение в больнице или поликлиника.

Амбулаторный больной: больной, который наблюдается в поликлинике или амбулаторном отделении больницы.

Антимоторные средства: препараты, которые замедляют движение содержимого кишечника путем снижения его мышечной активности

Антифолатные средства: препараты, действующие против фолата. Котримоксазол (триметоприм-сульфаметоксазол) и противомалярийный сульфадоксин-пираметамин (Фансидар) являются антифолатными препаратами.

Аспирация: Ингаляция (вдыхание) жидкостей.

Астмоидное дыхание: затрудненное дыхание на выдохе (мягкий музыкальный звук или шум), так называемое «свистящее» дыхание.

Бедренная артерия: основная артерия на ноге. Пульсации этой артерии можно

почувствовать в паху (верхняя внутренняя ямка).

Бедренная вена: основная вена на ноге. Она расположена медиально от бедренной артерии (то есть, по направлению к центру тела от бедренной артерии).

Белково-энергетическое нарушение питания: состояние, вызываемое недостаточным количеством белков или энергетических веществ в рационе питания или частыми заболеваниями.

Белок: субстанция в пище, состоящая из аминокислот, необходимых для нормального развития. Примерами продуктов питания, содержащих белок, являются мясо, рыба, яйца, молоко и бобовые.

Богатый питательными веществами: содержащий большое количество питательных веществ. Такие вещества включают белки, а также витамины и минеральные вещества.

БЦЖ: прививка против туберкулеза, назначаемая при рождении. Сокращение расшифровывается как Б ацилла К альмета- Ж ерена.

ВИЧ: Вирус Иммунодефицита Человека. ВИЧ вызывает заболевание СПИД.

Возбудитель: организм или микроорганизм, вызывающий заболевание

Втяжение грудной клетки: присутствует, если нижняя стенка грудной клетки (нижние ребра) втягивается, когда ребенок вдыхает. Если у ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет есть явное и постоянное втяжение грудной клетки, это является признаком ТЯЖЕЛОЙ ПНЕВМОНИИ ИЛИ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Выраженное втяжение грудной клетки: очень глубокое и хорошо заметное втяжение грудной клетки. Небольшое втяжение грудной клетки - нормальное явление у младенцев, однако выраженное втяжение является признаком серьезного заболевания.

Вирус Гепатита В: один из возбудителей гепатита; этот вирус также является возбудителем рака печени. Этот вирус легко распространяется через кровь, поэтому необходимо всегда использовать стерильные иглы и шприцы.

Вакцина Гепатит В: вакцина против гепатита В. Для полной иммунизации ребенка необходимо сделать 3 инъекции: в возрасте 24 часа в роддоме, 2 месяца и 4 месяца.

Вакцина Hib: прививка против гемофильной инфекции. Для полной иммунизации ребенка необходимо сделать 3 инъекции: в возрасте 2, 3 и 4 месяцев.

Гемоглобин: содержащий железо белок, переносящий кислород и придающий крови красную окраску.

Гипернатриемия: повышенное содержание натрия в крови

Гипогликемия: низкий уровень содержания сахара в крови

Гипоксия: состояние, при котором к органам тела поступает слишком малый объем кислорода

Гипотермия: низкая температура тела (ниже 35.5°C аксиллярная или 36°C ректальная температура)

Глюкоза: сахар, используемый в составе оральных регидратационных солей и внутривенных жидкостей.

Диагностическое обследование: специальное обследование, например, лабораторное или рентгеновское исследование, направленное на определение вида или причины заболевания.

Доношенный: термин, используемый для описания ребенка, рожденного через 37 недель беременности.

Дополнительная пища: продукты питания, которые дают детям в дополнение к грудному молоку, начиная с возраста 6 месяцев. Начиная с возраста 6 месяцев, все дети должны получать питательную дополнительную пищу, например, кашу со сливочным или растительным маслом, мясо, овощи, яйцо, творог, соки. Дополнительная пища иногда называется “прикормом”.

Желтушное окрашивание: желтое окрашивание склер и кожи.

Заболевание: в данном учебном курсе: специфическое заболевание или группа заболеваний, классифицированных, основываясь на признаках и симптомах, например, “ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛОЕ ФЕБРИЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ”. Такая классификация включает несколько заболеваний, например, менингит, сепсис.

Заменитель грудного молока: Смесь или молоко, которые даются вместо или в дополнение к грудному молоку. Примером является коровье молоко, приготовленное следующим образом: Смешайте 125 мл кипяченого цельного коровьего молока и 75 мл кипяченой воды и 3 чайные ложки (15 грамм) сахара.

Злокачественный: имеющий тенденцию к распространению и проводящий к смертельному исходу

Иммунная система: система, помогающая организму сопротивляться заболеванию с помощью выработки антител или специальных клеток для борьбы с возбудителями заболевания

Исключительно грудное вскармливание: кормление ребенка исключительно грудным молоком без дополнительных продуктов питания, воды или других жидкостей (за исключением лекарственных препаратов и витаминов, если необходимо).

Квалификация: уровень навыков в определенной области

Классифицировать: в данном учебном курсе: выбрать категорию заболевания, и ее тяжесть (называемую классификацией), основываясь на признаках и симптомах ребенка.

Консультировать: в данном модуле: обучать или давать совет матери в процессе обсуждения, включающего в себя: задать вопросы, выслушать ответы матери, похвалить и/или дать подходящий совет, помочь решить проблемы и проверить, как мать поняла объяснения.

Консультирование: процесс обучения или дачи советов, как описано выше.

Контрольные вопросы: вопросы, направленные на определение, понимает ли опрашиваемый объяснения и нуждается ли в дополнительных объяснениях. После того, как медицинский работник обучит мать правильным методам кормления, он может задать ей следующий контрольный вопрос: “Какую пищу вы будете давать вашему ребенку?”.

Лактоза: сахар, присутствующий в молоке

Лихорадка: в данном учебном курсе: лихорадка включает:

- больной ребенок, горячий на ощупь

- аксиллярная температура 37.5°C или выше или ректальная температура 38°C или выше.

Местный: расположенный в близлежащем географическом районе. Например, местные продукты питания - это пища, употребляемая в данной местности. (Смотрите “местные инфекции” для другого значения термина “местный”).

Местные инфекции: инфекции, развившиеся только на определенных участках тела, например, на глазах или во рту

Маленький ребенок: в данном учебном курсе: ребенок в возрасте до 12 месяцев

Младенец: в данном учебном курс: ребенок в возрасте до 2 месяцев)

Маразм: вид белково-энергетического нарушения питания, вызываемый недостаточностью калорий и белков в течение долгого времени. Ребенок с маразмом выглядит как “кожа и кости”

Менингит: опасная инфекция, при которой поражается спинальная жидкость, оболочки мозга и спинной мозг

Навыки общения: в данном учебном курсе: навыки, используемые при обучении и консультировании матерей, включая: СПРОСИТЕ И ВЫСЛУШАЙТЕ, ПОХВАЛИТЕ, ДАЙТЕ СОВЕТ И ПРОВЕРЬТЕ, КАК МАТЬ ПОНЯЛА ОБЪЯСНЕНИЯ.

Нагрубание: состояние, при котором молочные железы матери набухают, твердеют и становятся болезненными потому, что они переполнены молоком.

Назогастральный (НГ) зонд: зонд, вводимый через нос больного до его желудка. Назогастральный зонд может применяться для введения раствора ОРС больным с выраженным обезвоживанием в тех случаях, когда проведение внутривенного вливания невозможно, или для кормления ребенка с тяжелым нарушением питания, который не может есть.

Направление в стационар: в данном учебном курсе: направление больного для дальнейшего обследования и лечения в стационар

Недоношенный: рожденный преждевременно, раньше 37 недель беременности

Недостаточность: отсутствие или недостаток. Недостаточность Витамина А – это недостаток витамина А в организме.

 

Некомпетентный: не имеющий возможности или не располагающий навыками, необходимыми для выполнения какого-то действия.

Низкий вес при рождении: низкий вес при рождении, вызываемый плохим внутриутробным развитием или недоношенностью (преждевременное рождение). У детей весом 2500 грамм есть низкий вес при рождении

Обезвоживание: потеря большого количества воды и солей из организма.

Околососковый кружок (ареола): темный круг кожи вокруг соска груди

Оппортунистические инфекции: инфекции, вызываемые микроорганизмами, которым в обычном состоянии иммунная система организма сопротивляется. Когда иммунная система ослаблена, как при СПИД, в организме могут развиться оппортунистические инфекции. Например, у здорового человека во рту есть микроорганизмы, которые обычно не вызывают инфекцию, однако, у человека с ослабленной иммунной системой те же самые микроорганизмы могут вызвать молочницу.

Оральные Регидратационные Соли (ОРС): смесь глюкозы и солей, в

соответствии с рекомендованной ВОЗом формулой (в граммах на литр): хлорид натрия 3.5; трицитрат натрия дигидрат 2.9 или бикарбонат натрия 2.5; хлорид калия 1.5 и глюкоза 20.0.

ОПВ: оральная полио вакцина. Для профилактики полиомиелита прививка делается

4 раза: при рождении, в возрасте 2-х месяцев,

3-х месяцев и 4-х месяцев.

Ослабление иммунной системы: снижение сопротивляемости организма к заболеванию

Ослабленный: подверженный опасности, предрасположенный к заболеванию

Осложнения при кори: проблемы или инфекции, возникающие во время или после кори. Примерами осложнений при кори являются: диарея, пневмония, стридор, язвы во рту, инфекция ушей и глаз. Менее распространено такое осложнение, как энцефалит - воспаление головного мозга.

Основной: необходимый. Основные витамины и минеральные вещества (например, витамины и препараты железа) необходимы для поддержания хорошего здоровья.

Отек: припухание, вызванное избытком жидкости под кожей. Отек обычно возникает на ногах (стопах), иногда в других местах

Оценить: принять во внимание существующую информацию и выбрать решение. В данном учебном курсе: обследовать ребенка и выявить признаки заболевания.

Оценка кормления: процесс опрашивания для того, чтобы узнать об обычном кормлении ребенка и кормлении во время болезни. (Подходящие вопросы перечислены на схеме Консультируйте.)

Паразит: организм, живущий в или на другом организме и наносящий вред последнему

Первичное медицинское учреждение: учреждение, как, например ФАП, СВА, амбулаторное отделение стационара или поликлиника, считается первичным учреждением в системе здравоохранения, куда население обращается за помощью. В данном курсе термин амбулатория используется для обозначения любого первичного медицинского учреждения.

Переваривать: обрабатывать пищу таким образом, чтобы организм смог ее впитать и использовать.

Первичный визит: первый визит к медицинскому работнику по поводу данного заболевания или проблемы

Питательное вещество: субстанция в пище, способствующая развитию и укреплению здоровья, например, белок, минеральные вещества и витамины

Пища общего семейного стола: продукты питания, которыми обычно питается семья.

Повторная оценка: в данном учебном курсе: повторное обследование ребенка по признакам специфического заболевания для того, чтобы определить, улучшается ли состояние ребенка

Полная повторная оценка: повторное выполнение всего процесса оценки в соответствии со схемой ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ для того, чтобы определить, есть ли улучшение, а также оценить и классифицировать любые новые проблемы.

Последующий визит: возвращение назад в медицинское учреждение по просьбе медицинского работника, для того, чтобы проверить эффективность назначенного лечения и решить, есть ли необходимость в дальнейшем лечении или в направлении больного в стационар.

Полутвердая пища: наполовину твердая, наполовину жидкая пища. Мягкая, водянистая пища, например, каша или пюре, называется полутвердой пищей.

Прививочный статус: сравнение уже сделанных ребенку прививок с рекомендуемым графиком иммунизации. Прививочный статус показывает, получил ли ребенок все прививки, рекомендуемые для его возраста, и, если нет, то какие прививки ему необходимо сделать сегодня.

Признаки: в данном учебном курсе: физическое проявление проблемы здоровья, которое медицинский работник обнаруживает, осматривая, прослушивая или ощущая больного. Примерами признаков являются: учащенное дыхание, втяжение грудной клетки, запавшие глаза, ригидность затылочных мышц, гнойные выделения из уха и т.д.

Проблемы кормления: различия между обычным кормлением ребенка и рекомендациями по кормлению, перечисленными на схеме КОНСУЛЬТИРУЙТЕ, и другие проблемы, например, трудности при грудном вскармливании, использование для кормления бутылочки, недостаточно активное кормление или плохое кормление во время заболевания.

Противодиарейные средства: лекарственные препараты, действие которых рекламируется, как прекращение или уменьшение диареи, например, антимоторные средства. Такие препараты не полезны для детей с диареей. Некоторые из них даже опасны.

Противопоказание: состояние или условие, при котором некоторые виды лечения, процедуры или препараты не должны быть использованы.

Противорвотные средства: препараты для сдерживания рвоты

Пятна Коплика: пятна, появляющиеся во рту на внутренней поверхности щек на ранней стадии кори. Они небольшого размера, неровные, красноватые с белой точкой в центре. Такие пятна не мешают питью или кормлению и не требуют лечения.

Разрыв роговицы: разрыв роговицы, то есть видимое открытое ранение глаза.

Рекомендации: совет, указания, которым необходимо следовать

Релактация: возобновление кормления грудью и выработка молока после прекращения грудного вскармливания

Респираторная депрессия: очень медленное или редкое дыхание, вызываемое действием лекарственных препаратов или вследствие тяжелого заболевания

Респираторный дистресс: неудобство, вызванное недостаточным поступлением воздуха в легкие

РПИ: Расширенная Программа Иммунизации, направленная на снижение и ликвидацию ряда инфекционных заболеваний

Родничок: мягкая область на макушке головы младенца, где кости черепа еще не сошлись.

Септицемия: инфекция крови, в данном учебном курсе называемая также “сепсис”

Симптомы: в данном учебном курсе: проблемы здоровья ребенка, о которых сообщает мать, например, кашель, диарея или боль в горле или ухе.

Основные симптомы: в данном учебном курсе: симптомы, о которых медицинский работник должен спросить во время оценки ребенка. Пять основных симптомов перечислены на схеме ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ: кашель или затрудненное дыхание, диарея, лихорадка, боль в горле и проблемы с ушами.

Смеси для кормления младенца: концентрированное молоко или продукты из сои

(разбавленные водой), продаваемые как заменители грудного молока.

Состояние питания: степень присутствия или отсутствия у ребенка признаков нарушения питания или анемии или низкого веса. В данном учебном курсе: состояние питания ребенка может быть классифицировано как: ТЯЖЕЛОЕ НАРУШЕНИЕ ПИТАНИЯ ИЛИ ТЯЖЕЛАЯ АНЕМИЯ, НИЗКИЙ ВЕС ИЛИ АНЕМИЯ или НЕТ НИЗКОГО ВЕСА ИЛИ НЕТ АНЕМИИ

СПИД: Синдром Приобретенного ИммуноДефицита вызывается Вирусом Иммунодефицита Человека (ВИЧ). СПИД - это заключительная и наиболее тяжелая стадия ВИЧ инфекции. Иммунная система работает плохо и у больного, могут быть различные симптомы и заболевания (например, диарея, лихорадка, истощение, пневмония).

Срочное направление в стационар: немедленное направление больного в стационар для дальнейшего лечения

Стабильное состояние: сохранение такого же состояния, без ухудшения

Стационар: в данном учебном курсе, любое медицинское учреждение со стационарными койками, материалами, оборудованием и квалифицированным персоналом для лечения очень больного ребенка.

Стационарный больной: находящийся в медицинском учреждении больной, которому отведена койка, пища и оказывается лечение.

Тяжелая классификация: в данном учебном курсе: очень серьезное заболевание, требующее срочного внимания и обычно направления в стационар или принятия на стационарное лечение. Тяжелые классификации перечислены на схеме ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ в рядах розового цвета.

Фолат: фолиевая кислота, витамин, применяемый для лечения анемии, вызванной

нарушением питания.

Хронический: длящийся долгое время или часто повторяющийся.

Шок: опасное состояние, сопровождаемое сильной слабостью, летаргичностью или

бессознательным состоянием, холодными конечностями и учащенным, слабым пульсом. Шок вызывается диареей с очень выраженным обезвоживанием, кровотечением, ожогами или сепсисом.

Энергетически богатый: наполненный элементами, содержащими энергию (или калории), например, мясо, бобовые или растительное масло.

Эпизоды: случаи заболевания

Эпизоды диареи: случаи заболевания диареей.

Эссенциальные жирные кислоты: жиры, необходимые для развития глаз и головного мозга ребенка. Таких аминокислот нет ни в коровьем молоке, ни в большинстве заменителей грудного молока.

Язва: открытая болезненная рана



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: