ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра журналистики
Кафедра коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Белгородский государственный НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ университет»
(НИУ «БелГУ»)
Кафедра Журналистики
Кафедра коммуникативистики
и связей с общественностью
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Направление подготовки
Журналистика
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
Программа составлена методической комиссией кафедры журналистики.
Программа вступительных испытаний рассмотрена и утверждена на заседании научно-методического совета по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика 24.03.2016, протокол № 8.
Содержание программы вступительных испытаний
Название разделов | Страницы |
1. Пояснительная записка | |
2. Содержание программы | |
3. Критерии оценивания | |
4. Литература | |
5. Вопросы для самоподготовки |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вступительный экзамен по направлению подготовки 42.04.02 «Журналистика» предусматривает проверку знаний фундаментально-теоретического и прикладного характера.
Экзамен включает вопросы, касающиеся истории развития отечественных и зарубежных средств массовой информации, фундаментальных положений теории журналистики, общих положений теории массовой коммуникации, теоретические положения из области профессиональной журналистской деятельности, социологии и психологии журналистики, правового и этического регулирования в сфере СМИ, организационных и экономических основ их деятельности, современной практики журналистики.
В экзамен включены вопросы теории и практики средств информации (печатная пресса, радиовещание, телевидение, Интернет), а также области журналистской деятельности в соответствии с направлением подготовки абитуриента.
В соответствии с этими целями на экзамене выпускнику предлагается билет, включающий два вопроса: 1) вопрос, касающийся фундаментально-теоретических положений функционирования журналистики в обществе; 2) вопрос по истории отечественных или зарубежных СМИ, социологическим, правовым и экономическим основам журналистики.
Форма проведения – устный экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Общие проблемы теории журналистики
Журналистика как область массовой коммуникации
Журналистика как массово-информационная деятельность. Сущность, специфика массовой информации
Журналистика как социальный институт
Функции журналистики в современном обществе
СМИ как сфера публичной политики в демократическом обществе. Концепция свободы прессы. Проблемы свободы СМИ в современных условиях
Журналистика в правовом государстве
Журналистика как институт демократии
Представительство в СМИ позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога
Журналистика и общественное мнение.
СМИ и проблемы информационной безопасности
Проблемы профессиональной этики журналиста
СМИ и информационное общество
Проблемы эффективности функционирования СМИ
II. Система средств массовой информации
Система СМИ как отражение функциональных потребностей различных социальных групп общества
Типология СМИ. Основные типоформирующие факторы изданий, теле-, радиоканалов и программ
Периодическая печать в системе средств массовой информации; ее функции. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий
Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка
Телевидение в системе СМИ, его функции и основные виды. Тенденции развития современного телевидения.
Типология телевизионных каналов и программ
Радиовещание в системе СМИ, его функции и основные виды. Тенденции развития современногьрадиовещания.
Типология радиоканалов и программ
Сетевые СМИ: функции, структура, тенденции развития
Информационные агентства и службы в системе СМИ: современное состояние и тенденции развития
Различные секторы отечественной журналистики: государственные, общественно-государственные, общественные, частные СМИ
Качественная и массовая пресса: критерии различия
Общероссийские и региональные СМИ как различные уровни коммуникации
Проблемы формирования и развития системы региональных СМИ
Издания (каналы), рассчитанные на различные группы аудитории (женские, молодежные, детские и т.п.)
Типология журнальной периодики и тенденции ее развития
Государственная информационная политика и практика ее осуществления
Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы СМИ.