Семинарские (практические) занятия.




ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля))

Профиль (специализация) бакалавриат

Курс 1

Семестры 1,2

Форма обучения: очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 1 год

Квалификация выпускника бакалавр

Челябинск, 2016

 

Составитель: Кравченко Людмила Александровна, старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства, Уральского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия».

_________ «____» _________ 2016г.

 

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля)) разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Обсуждены на заседании кафедры теории и истории права и государства Уральского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» протокол № 2 от 15 сентября 2016 г.

Зав. кафедрой теории и истории права и государства Уральского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» Магденко Александр Дмитриевич, кандидат юридических наук, доцент.

_________ «____» _________ 2016 г.

 

 

© Российский государственный университет правосудия,

Уральский филиал, 2016.

© Кравченко Л.А., 2016.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………4

2.ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС)…..4

3.СЕМИНАРСКИЕ(ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)…………….5

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 

Теория государства и права является одной из сложнейших дисциплин, изучаемых студентами, она содержит обобщенные понятия о государстве и праве, дает общие представления о закономерностях их возникновения, развития и функционирования, их сущности, содержании, формах и роли в жизни общества, опирается на объемный понятийный аппарат.

При изучении дисциплины студентам следует использовать учебники и учебные пособия, рекомендуемые кафедрой.

Теория государства и права, как отмечалось выше, относится к числу сложнейших учебных дисциплин. Объясняется это абстрактностью материала, философскими основаниями содержания, необходимостью знания истории, философии, экономики и других общеобразовательных дисциплин.

Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой, которая включает в себя два больших и тесно взаимосвязанных структурных элемента (блока) – теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение). Кроме того, большинство ученых отмечают, что в рамках теории государства и права можно выделить такие составляющие ее элементы как философия права, социология права и догма права.

В рамках изучения блока «Теория государства» студентам следует обратиться не только к учебной и научной литературе, но и к Конституции РФ, зарубежным конституциям, практике Конституционного суда РФ и Европейского Суда по правам человека, в частности, по таким вопросам как государственный суверенитет, форма государства, разделение властей и др.

 

Лекционные занятия (теоретический курс)

Изучение теории государства и права начинается с лекционных занятий, главная цель которых – дать студенту новейшие знания в области государственно-правовых явлений. На лекциях нужно внимательно следить за изложением преподавателем изучаемого материала, конспектировать основные положения. Конспекты следует вести аккуратно, умело использовать сокращения, оставлять поля для вопросов, выносимых на семинарские занятия. В свободное от занятий время целесообразно повторять законспектированное, привлекая материал учебника по теории государства и права, а также другую научную и учебную литературу. Конспекты лекций рекомендуется сохранить, поскольку они могут понадобиться на последующих курсах, а также при подготовке к государственному экзамену.

Семинарские (практические) занятия.

Важной формой обучения, способствующей закреплению и углублению теоретических знаний студентов, являются семинарские занятия, которые направлены на закрепление полученного в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы материала. Студент должен уметь свободно высказываться по любому вопросу, вынесенному на семинарское занятие, уметь делать выводы, обобщения, оперировать специальными терминами. На семинарских занятиях у студентов закладываются и развиваются такие необходимые юристу качества, как умение публично выступать, отстаивать свою позицию и устанавливать контакт с аудиторией. Кроме того, семинарские занятия позволяют преподавателю оценить усвоение студентами соответствующих знаний. К семинарскому занятию студент обязан подготовить ответы на вопросы заданной темы, изучив для этого соответствующие темы лекций, учебников, дополнительную литературу и нормативные правовые акты, законспектировав рекомендуемые источники.

Кроме того, к семинарскому занятию можно подготовить доклады на соответствующую тему; заполнить рабочую тетрадь соответствующей темы.

Видов семинаров и (или) их сочетания:

— применительно к каждой теме семинарского занятия может использоваться вопросно-ответный вид семинаров;

— развернутая беседа, предполагающая подготовку всех студентов по всем вопросам семинара;

— выступления студентов (по желанию или по вызову преподавателя) с последующим обсуждением;

— система докладов, которая предполагает назначение докладчиков и (или) содокладчиков, их оппонентов с последующим выражением каждым присутствующим в аудитории студентом своего мнения по теме выступления;

— контрольные (письменные) работы по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;

— составление юридических документов направленных на отработку навыка применения норм права;

— семинар-пресс-конференция, когда после каждого доклада студенту-докладчику аудитория задает вопросы по теме выступления и заслушивает ответы на них.

 

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема № 1. Теория государства и права как наука

1. Понятие и система юридической науки.

2. Понятие, структура теории государства и права.

3. Объект исследования юридических наук. Предмет теории государства и права. Соотношение объекта с его предметом.

4. Функции теории государства и права.

5. Методология теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частно-научные методы.

6. Теория государства и права в системе юридических наук: отраслевых, прикладных (специальных), историко-правовых и теоретико-правовых.

7. Теория государства и права в системе социальных наук.

8. Теория государства и права, идеология. Перспективы развития теории государства и права как науки.

 

Тема № 2. Происхождение государства и права

Традиционно сложным является вопрос о причинах и особенностях возникновении государства в различных регионах мира. Студенты зачастую забывают тот факт, что государство и государственность (составные элементы государства) возникали на разных территориях у разных народов неодинаково. Следует обратить внимание на период военной демократии, восточный и западный пути развития государств, на формирование и функционирование государств-полисов.Характеризуя происхождение права, следует обратить внимание на то, что его первыми источниками были первобытные обычаи; именно они «возводились в закон» и санкционировались государством. Благодаря им сформировавшееся право получило название «обычное право». Однако с течением времени обычаи в ранге юридических правил перестали удовлетворять сложившиеся отношения, а потому государственная власть, стала разрабатывать и применять собственные юридические предписания.

 

1. Первобытное общество: социальная организация, власть, управление, особенности социальных регуляторов.

2. Переход от присваивающей экономики к производящей (неолитическая революция). Итоги неолитической революции.

3. Типичные и уникальные формы происхождения государства.

4. Особенности происхождения права. Обычное право. Собственное нормотворчество.

5. Основные теории происхождения государства и права.

6. Причины происхождения древнерусского государства.

Тема № 3. Понятие государства

Рассматривая понятие государственной власти, студенту следует помнить, что существует две точки зрения на соотношение государственной и политической власти. Одни ученые (например, М.И.Байтин) считают, что понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественны, другие (например, Ф.М.Бурлацкий, В.Д.Перевалов) разграничивают их, указывая, что политическая власть более широкое понятие, чем государственная, и осуществляется не только государством, но и другими элементами политической системы (политическими партиями, политическими лидерами, общественными организациями и т.д.).

 

1. Определение понятия государства.

2. Классические признаки государства.

3. Классовое и общесоциальное в сущности государства.

4. Социальное назначение государства.

5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы. Иные типологии государства.

6. Общая характеристика власти и ее виды. Понятие и признаки государственной власти. Понятие государственного управления.

7. Формы осуществления государственной власти.

Тема 4. Формы, функции и механизм государства

При рассмотрении механизма государства одним из спорных вопросов является соотношение таких понятий как «механизм государства» и «государственный аппарат». Одни ученые считают, что это равнозначные понятия (например, А.Ф.Черданцев), другие полагают, что механизм государства понятие более широкое и включает в себя понятие государственный аппарат. Здесь студенту, также как и в предыдущем вопросе, следует изучить обе позиции и сформировать собственное мнение.

Раскрывая функции государства, студент должен показать их взаимосвязь с механизмом государства, отметив, что практическая деятельность последнего напрямую связана с выполнением функций государства.

 

1.Понятие формы государства. Факторы, влияющие на форму государства.

2.Формы правления и их виды. Формы правления современных государств. Политико-территориальная организация (государственное устройство). Государственно- правовой режим. Межгосударственные объединения.

3.Форма государства в России.

4.Понятие и классификации функций государства.

5.Влияние процессов глобализации на функции государства.

6.Форма и методы осуществления функций государства.

7.Механизм государства и государственный аппарат: соотношение понятий.

8.Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.

9.Понятие и сущность бюрократии и ее роль в осуществлении функций государства.

Тема № 5. Государство и гражданское общество. Государство и личность (в диалоговом режиме)

Значительные трудности у студентов вызывает вопрос, касающийся понятия и структуры политической системы. Следует обратить внимание, что понятие «политическая система» включает в себя характеристику социального содержания власти и ее носителя; указывает на систему институтов и организаций, через которые осуществляется власть и регулируются политические отношения; определяет нормы и принципы деятельности институтов политической власти, направленность этой деятельности. Понятия «государство» и «политическая система» не одинаковы по содержанию, в любой политической системе государство является ее частью, центральным институтом.Студентам необходимо подготовить ниже указанные вопросы, разбираться в проблемах, связанных с темой семинарского занятия, обратить особое внимание на вопросы № 5, 6, 8, 9.

1. Понятие и признаки гражданского общества.

2. Структура гражданского общества. Гражданское общество и государство.

3. Понятие и структура политической системы общества.

4. Государство в политической системе общества.

5. Государство и местное самоуправление: понятие местного самоуправления, формы взаимоотношения с государством.

6. Государство и церковь: взаимодействие государства с религиозными организациями.

7. Государство и политические партии.

8. Государство, общество, личность. Государство и личность.

9. Правовой статус личности. Основные права и обязанности личности.

 

Тема № 6. Правовое государство (в форме дискуссии)

Для поведения данного занятия необходимо познакомиться с предложенной литературой, выявить проблемные вопросы, познакомиться с точками зрения различных авторов на них, сформировать свое личное мнение. Посмотреть нормы Конституции Российской Федерации нормы международных актов, подтверждающие права и свободы человека и гражданина и различные виды правового статуса личности.

1. Возникновение и развитие теории правового государства.

2. Понятие и признаки правового государства.

3. Права и свободы человека как основная ценность правового государства.

4. Разделение властей в правовом государстве: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

5. Приоритет права. Правосудие и законность в правовом государстве.

6. Модели правового государства.

7. Формирование правового государства в России.

 

 

Тема № 7. Правопонимание в юридической науке

1. Проблема понятия права. Основные концепции правопонимания.

2. Основные подходы к правопониманию в советской и современной российской правовой науке.

3. Сущность права.

4. Право в объективном и субъективном смыслах.

 

Тема № 8. Основные понятия о праве

При изучении темы «Источники права» необходимо знать, что в юридической учебной и научной литературе используется два термина – «форма права» и «источник права» и что последний термин имеет несколько смысловых значений и может рассматриваться в материальном, идеальном и юридическом смысле.

 

1.Право в системе социального регулирования. Взаимодействие права с моралью, обычаями, традициями и другими регуляторами.

2.Понятие и свойство позитивного права, его сущность и содержание. Определение права.

3.Принципы права. Правовые презумпции и правовые аксиомы.

4.Функции права. Ценность права.

5.Право и экономика. Право и политика. Право и религия.

6.Формы и источники права.

 

Тема № 9. Нормы права (с разбором конкретных ситуаций)

1. Понятие и признаки норм права.

2. Структура норм права. Гипотеза, диспозиция и санкция.

Опираясь на статьи различных нормативно-правовых актов найти их структурные элементы по видам. Например: простая гипотеза-«Договор найма заключается в письменной форме »

3. Норма права и статья закона. Способы изложения правовых норм.

4. Виды правовых норм.

Составить таблицу по видам норм права, находя подтверждение этих видов в законодательстве. Например: Управомачивающая норма-«Каждый имеет право на жизнь.»(Ст.20 Конституции РФ)

5. Нормативно-правовое предписание: понятие, природа, типология.

 

Тема № 10. Правотворчество и нормативные правовые акты.

Систематизация в праве

 

1. Правотворчество и правообразование: понятие и соотношение.

2. Принципы и виды правотворчества.

3. Стадии правотворчества.

4. Законотворческий процесс.

5. Законотворчество субъектов Российской Федерации.

6. Понятие нормативного правового акта, его признаки. Виды нормативных правовых актов.

7. Референдум.

8. Действие нормативного правового акта во времени. Обратная сила закона. «Переживание» закона.

9. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

10. Систематизация в праве: понятие и виды.

Тема № 11. Система права

При изучении тем «Система права», «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» студенту рекомендуется обратиться к таким источникам как Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др., что позволит более обоснованно и аргументировано различать частное и публичное право, материальное и процессуальное право, внутригосударственное от международное право, давать характеристику видам правонарушений и юридической ответственности. Кроме того, студенту важно различать систему права и систему законодательства, систему права и правовую систему.

 

1. Понятие и признаки системы права.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления

системы права на отрасли.

3. Отрасль права. Институт права.

4. Характеристика основных отраслей российского права.

5. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.

6. Внутригосударственное и международное право.

7. Система права и система законодательства: соотношение понятий.

8. Система права и правовая система.

 

Тема 12. Реализация правовых норм. Правоприменение

Изучив тему «Реализация норм права. Правоприменение» студент должен знать формы реализации права, выделять правоприменение как особую форму реализации права, характеризуя стадии и принципы правоприменительного процесса. Рассматривая применение права при наличии пробелов и коллизий, студент должен помнить, что пробел в праве обозначает отсутствие в законодательстве норм права, необходимых для разрешения вопросов, входящих в сферу правового регулирования, а коллизия в праве, напротив, есть противоречие между действующими нормами права.

 

1. Понятие и формы реализации права.

2. Понятие и признаки применения права как особой стадии реализации права.

3. Обстоятельства, при которых возникает необходимость правоприменения.

4. Принципы правоприменения.

5. Стадии правоприменения и требования к ним. Юридическая квалификация.

6. Акты применения права.

7. Правоприменение при пробелах в праве. Аналогия закона и аналогия права.

8. Правоприменение в случаях коллизий правовых норм.

 

Тема № 13. Толкование права

1. Понятие толкования. Уяснение и разъяснение смысла правовых норм.

2. Способы толкования.

3. Субъекты толкования. Официальное и неофициальное толкование.

4. Толкование по объему

5. Акты толкования права (интерпретационные) акты.

6. Юридическая практика: понятие, структура, виды.

 

Тема № 14. Правоотношения

Очень важной в теории права является и тема «Правовые отношения», позволяющая студенту получить знания о действии права, что в дальнейшем создаст необходимое условие для успешного изучения отраслевых дисциплин. Большого внимания требует изучение проблемы юридических фактов и юридических составов, их роли в образовании правоотношений.

1. Правоотношение: понятие, признаки.

2. Состав правоотношения.

3. Виды правоотношений.

4. Субъекты правоотношений. Соотношения субъекта права и субъекта правоотношения.

5. Правосубъектность. Особенности правосубъектности Российской Федерации как участника договорных отношений.

6. Объекты правоотношений.

7. Содержание правоотношений.

8. Понятие юридических фактов и их классификация. Юридические (фактические) составы.

 

 

Тема № 15. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность (с элементами разбора правовых ситуаций)

1. Понятие правомерного поведения. Объективная и субъективная стороны правомерного поведения.

2. Виды правомерного поведения.

3. Понятие и признаки правонарушения. Причины правонарушений.

4. Состав правонарушения.

Найти в комментированном Уголовном кодексе Р.Ф.примеры элементов состава правонарушения: составить таблицу.

Элементы состава правонарушения Примеры из законодательства
   

5. Виды правонарушений.

6. Понятие и признаки юридической ответственности. Функции юридической ответственности.

7. Виды юридической ответственности.

Найти в законодательстве к каждому виду юридической ответственности меры, подтвердив их конкретными статьями.

8. Отличие юридической ответственности от иных мер государственного принуждения.

Дайте сравнительную характеристику.

Тема № 16. Правосознание и юридическая культура. Правовое воспитание

1. Понятие правосознания, его структура. Правовой менталитет.

2. Связь правосознания и права.

3. Основания классификаций и виды правосознания.

4. Функции правосознания.

5. Понятие и элементы правовой культуры. Функции правовой культуры.

6. Правовое воспитание: понятие и формы.

7. Правовой романтизм и правовой нигилизм.

Тема № 17. Правовое регулирование и его механизм. Эффективность правового регулирования

При изучении темы «Правовое регулирование» студентам следует обратить внимание на соотношение понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие», понять, что данная тема обобщает ранее изученный материал и позволяет комплексно проанализировать процесс упорядочения общественных отношений.


8.

 

1. Правовое регулирование как разновидность социального регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие.

2. Стадии правового регулирования и его инструментарии.

3. Способы и типы правового регулирования. Метод правового регулирования. Нормативное правовое регулирование, индивидуальное и саморегулирование в праве.

4. Процедурный, информационный и социально-психологический механизмы действия права.

5. Эффективность механизма правового регулирования.

Тема № 18. Юридические документы и юридическая техника (практическое занятие по составлению примеров процессуальных документов)

На занятие необходимо принести виды процессуальных и иных правоприменительных документов, примеры которых необходимо посмотреть в системе «Консультант +»

1. Понятие и виды юридических документов.

2. Понятие и виды юридической техники.

3. Юридическая техника нормативных правовых актов.

4. Юридическая техника правоприменительных актов.

Тема № 19. Законность и правопорядок в современном обществе

1. Понятие законности, ее характеристика. Законность и демократия.

2. Принципы законности.

3. Гарантии законности. Юридическая ответственность и иные государственно-правовые меры обеспечения законности.

4. Понятие правопорядка. Общественный порядок и правопорядок.

5. Дисциплина и ее виды. Законность и дисциплина.

 

Тема № 20. Правовые системы современности

1. Понятие правовой системы: соотношение понятий «правовая система» и «правовая семья». Классификация правовых систем.

2. Романо-германская правовая система.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права как часть российской правовой системы.

4. Англосаксонская правовая система.

5. Мусульманское право.

6. Традиционные правовые системы.

7. Виды судебных систем современных европейских государств.

8. Взаимодействие правовых систем мира (взаимосвязи национальных правовых систем).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: