История развития прокурорских органов.




Тема 26. Конституционные основы деятельности органов прокурорского надзора

(2 ЧАСА)

1. Функции и задачи Прокуратуры Республики Беларусь. Порядок назначения Генерального прокурора Республики Беларусь и образования органов прокурорского надзора.

2. Компетенция органов прокурорского надзора. Их взаимодействие с правоохранительными и другими органами государства. Пределы распространения надзора органами прокуратуры.

3. Формы воздействия прокуратуры на субъектов, нарушающих законность. Акты прокурорского надзора.

 

Правовая база:

- соответствующие статьи Конституции;

- Закон Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь»;

- Указ Президента от 1 марта 2010 г. № 99 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов прокуратуры».

Функции и задачи Прокуратуры Республики Беларусь. Порядок назначения Генерального прокурора Республики Беларусь и образования органов прокурорского надзора.

История развития прокурорских органов.

Истоки становления прокурорского надзора уходят своими корнями в государства древнего мира (Египет, Персию, Спарту, Афины, Грецию, Рим). Должность одного из главных действующих лиц известного в истории человечества судебного процесса - Понтия Пилата - называлась «прокуратор».

Нельзя не упомянуть еще об одном должностном лице императорских учреждений - Procurator Caesaris (Rationalis). Являясь личным представителем императора в провинциях, имея широкие полномочия, он призван был представлять (охранять) интересы цезаря. Ряд исследований видят именно в нем прообраз современной прокуратуры.

В европейских странах впервые прокуратура появилась во Франции при Короле Филиппе IV, указом которого от 25 марта 1302 года учреждалась прокуратура как орган представительства интересов монарха.

К концу 17 - в начале 18 веков органы прокуратуры были учреждены в большинстве европейских стран.

Образование прокуратуры в России относится к периоду царствования Петра I. Прокуратура создавалась как высший контролирующий орган самодержавного монарха, использовавшийся им против злоупотребления и бездеятельности центральных и местных органов власти. Необходимость учреждения государственной службы, предназначенной для контроля и надзора за соблюдением законодательства, вызывалась тем, что в конце 16 - в начале 17 веков был отмечен значительный рост преступности, в том числе среди государственных чиновников, были распространены факты казнокрадства и взяточничества.

Приступая к намеченным реформам в стране, Петр I не мог не задуматься над тем, как и с помощью каких способов и рычагов он будет осуществлять задуманное. Необходим был орган, задачами которого являлись бы борьба с бюрократизмом и осуществление контроля за деятельностью государственного аппарата. Это было важно для укрепления целостности и единства создаваемой империи. И такой орган был создан. В начале это был институт фискалов, а затем прокуратура.

Изданный в период правления Екатерины II 7 ноября 1775 года правовой акт «Учреждения для управления губерний всероссийской империи» явился следующим значительным шагом законодателя в правовом регулировании прокурорского надзора в России. На губернских прокуроров возлагалась обязанность обеспечивать сохранение «везде всякого порядка, законами определенного, и в производстве, и отправлении самых дел», наблюдать «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал».

В ходе преобразований при Александре I в 1802 году в структуре государственного управления произошло слияние прокуратуры с министерством юстиции и она, в основных чертах, строилась и действовала по французскому образцу.

В процессе Судебной реформы 1864 года произошла существенная реорганизация прокуратуры. Ее суть состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной областью, возложением на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в усилении надзора за дознанием и следствием.

И хотя прокуратура продолжала оставаться органом исполнительной власти, непосредственно подчиненным министру юстиции, но в сравнении с прежней губернской прокуратурой оказалась более самостоятельной и независимой от местных органов власти. Эти факторы способствовали постепенному вырастанию авторитета прокуратуры.

Официально учрежденные государством органы прокуратуры в Российской империи просуществовали до 1917 года. Новая власть после победы Октябрьской революции ликвидировала прокуратуру и довольно длительное время не ставила вопрос о ее возрождении даже на основе новых требований.

26 июня 1922 г. третья сессия ЦИК Белорусской ССР с целью осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью приняла положение о прокурорском надзоре и учредила в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру. Основное ее внимание в тот период концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти. Такой подход основывался на понимании того, что правомерное функционирование государственного аппарата невозможно без постоянного контроля за законностью его деятельности.

Поворотным пунктом в истории прокуратуры нашей страны явилась реализация Постановления Верховного Совета Республики Беларусь № 10 от 1993 года «Об образовании единой системы органов прокуратуры Республики Беларусь». На территории Республики Беларусь перестал действовать Закон «О прокуратуре СССР» и взамен него был принят Закон Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 г. № 2139-XII.

На сегодняшний день правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 08 мая 2007г. №220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (с изм. от 25.11.2011), Указ Президента от 1 марта 2010 г. № 99 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов прокуратуры», «Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь», утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181, и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.

Таким образом, деятельность прокуратуры по укреплению законности нельзя рассматривать в отрыве от конкретного исторического этапа развития государства, с момента образования, структура, цели и задачи прокуратуры претерпели множество изменений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: