Тема 1. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей.




Введение.

1. Реформирование внешнеэкономической сферы - основа интегрирования

экономики в мировое хозяйство.

2. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность: понятие,

содержание и взаимосвязь.

3. Субъекты внешнеэкономической деятельности.

 

 

Становление и развитие мирового хозяйства явилось след­ствием использования и размещения национальных производи­тельных сил за пределами границ отдельных государств. Нерав­номерность распределения природных ресурсов, населения, раз­личия в научно-техническом потенциале, уровне образования и квалификации рабочей силы, специализации производства в раз­личных странах вызывают необходимость и создают предпосыл­ки для эффективного международного разделения труда, объеди­нения производительных сил, принадлежащих отдельным странам. В процессе интернационализации хозяйственной жизни все сильнее проявляются тенденции к межгосударственным взаимо­действиям не только в сфере обращения и обмена, но и непосред­ственно в сфере производства. Международные экономические отношения выходят за традиционные рамки внешнеторговых сде­лок, и хотя внешняя торговля товарами сохраняет доминирую­щие позиции, наиболее динамично развивается торговля услуга­ми (транспорт, туризм, страхование, передача информации, ин­жиниринг и консалтинг), возрастает объем лизинговых и ли­цензионных сделок. Создание совместных предприятий с инос­транным капиталом, инвестирование в экономики других стран становятся важным аспектом внешнеэкономических связей. Международные экономические отношения трансформируются в отношения сотрудничества национальных экономик различных стран, формируется мировое экономическое хозяйство. Современ­ный мир стремительно превращается в единое гигантское миро­вое сообщество с международными рынками.

В силу ряда причин бывший СССР и отдельные республики в его составе оставались долгие годы вне мирового экономического хозяй­ства. И хотя после второй мировой войны СССР участвовал в перего­ворах о создании международного валютного фонда, однако, отка­зался ратифицировать соглашение о его основании, так как не мог пойти на выполнение некоторых требований американской стороны. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, СССР стремился лик­видировать внешнеэкономическую изоляцию, тем не менее, при­нципы, на которых основывалось управление внешнеэкономичес­ким комплексом страны, оставались неизменными вплоть до сере­дины 80-х гг. XX в. Характерными чертами внешнеэкономической сферы оставались государственная валютная монополия и монопо­лия внешней торговли, отделявшие внешний рынок от внутреннего. Товары закупались на внешнем рынке по мировым ценам и реали­зовывались на внутреннем по национальным, а при экспорте, наобо­рот, закупались на внутреннем рынке по национальным ценам и продавались на внешнем по мировым. Образовавшиеся при этом убытки или прибыль регулировались государственным бюджетом. Непосредственные субъекты хозяйствования — предприятия были изолированы от международных рынков, так как внешние связи осуществлялись только специализированными внешнеэкономичес­кими организациями, платежный оборот страны основывался на це­нах, практически не связанных с ценами мирового рынка.

Рубль оставался внутренней валютой, его курс по отношению к свободно конвертируемой валюте и даже к валюте стран СЭВ не имел экономического обоснования.

Внешнеэкономическая сфера СССР, как и вся экономика стра­ны, отличалась невысокой эффективностью.

Все это потребовало радикального реформирования условий хозяйствования, включая и внешнеэкономическую сферу, являю­щуюся неотъемлемой частью экономики страны.

Цель проводимых в странах с переходной экономикой в 90-х гг. XX в. экономических реформ состояла в создании реальных рыноч­ных условий хозяйствования, охватывающих также и внешнеэко­номическую сферу.

 

Реформирование внешнеэкономической сферы реализовыва­лось по следующим направлениям:

- Децентрализация управления. Право выхода на мировой рынок получили

предприятия, ставшие основным звеном внеш­неэкономических связей. Центральным

государственным орга­нам отводилась координирующая роль.

- Ликвидация валютной монополии. Предприятия получили право открывать

валютные счета и самостоятельно использовать валюту.

- Либерализация всего комплекса законодательных мер, обеспечивающих

правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (квотирование,

лицензирование, таможенное офор­мление и т.д.).

-Внедрение экономических методов управления (реформа планирования,

ценообразования, финансового механизма).

- Оптимизация структуры экспорта и импорта.

 

Таким образом, можно сказать, что суть внешнеэкономичес­ких реформ сводилась к децентрализации внешнеэкономической сферы и переходу от межправительственных внешнеэкономичес­ких связей к внешнеэкономической деятельности на уровне пред­приятий.

В настоящее время наша республика как независимое госу­дарство активно вырабатывает и осуществляет внешнеэкономи­ческую политику, определив в качестве стратегической цели на­ращивание экспортного потенциала и вхождение в мировое эко­номическое сообщество.

Повышение роли предприятий во внешнеэкономических свя­зях, расширение и углубление международных экономических связей — основные направления развития экономики республи­ки, важнейшие факторы повышения эффективности производ­ства.

Роль внешнеэкономических связей в повышении эффектив­ности производства выражается и в том, что они создают условия для использования передового зарубежного опыта путем приобре­тения новых машин, приборов, оборудования, лицензий на изоб­ретения, технологические процессы и т.д.

 

 

 

Радикальное реформирование внешнеэкономического ком­плекса страны способствовало интегрированию ее экономики в мировое хозяйство. Изменение геополитического положения су­щественно повысило роль внешнеэкономического фактора, уси­лив зависимость национальной экономики от внешних рынков. Одним из следствий этих изменений явилась трансформация ха­рактера участия предприятия в системе внешнеэкономического комплекса страны из положения технического исполнителя до статуса реального и равноправного субъекта. Таким образом, на­ряду с традиционным понятием «внешнеэкономические связи» (ВЭС) появилось понятие «внешнеэкономическая деятель­ность» (ВЭД).

«Внешнеэкономические связи »- понятие более широкое, чем «внешнеэкономическая деятельность». В этих свя­зях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и производство, научно-технические иссле­дования и валютно-финансовые операции, это форма международного сотрудничества, осу­ществляемого между странами на правительственном уровне в торгово-экономическом, валютно-финансовом и производствен­но-техническом направлениях.

Сферой внешнеэкономических связей являются обмен товарами и услугами (внешняя торгов­ля), производственное сотрудничество (международная специа­лизация и кооперирование производства), научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содей­ствия, валютно-финансовое и иные формы сотрудничества.

Цель внешнеэкономических связей состоит в обеспечении поставок для государственных нужд и межгосударственных экономичес­ких, в том числе валютно-кредитных обязательств и межправи­тельственных торговых соглашений.

В отличие от ВЭС, внешнеэкономическая деятельность относит­ся к микроуровню, т.е. к уровню фирм и предприятий. Но различие не только и не столько в «уровнях».

Внешнеэкономическая деятель­ность — это прежде всего производственно-хозяйственная и ком­мерческая деятельность, это часть рыночной сферы, которая основывается на критериях предприни­мательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченной рамками национального законодательства.

В отличие от внешнеэкономических связей, внешнеэкономи­ческая деятельность осуществляется на уровне первичных про­изводственных звеньев (фирмы, предприятия, организации и другие субъекты хозяйствования) с полной самостоятельнос­тью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров для экспортно-импортных сделок, определении цены и стоимости товара, объемов, условий и сроков поставки и является час­тью их производственно-хозяйственной и коммерческой дея­тельности.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия осущест­вляется на принципах полного хозяйственного расчета, фи­нансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом соб­ственных валютно-финансовых и материально-технических воз­можностей. Такие принципы построения внешнеэкономической деятельности предполагают ответственность предприятия за ее результаты как в части экспортных поставок, так и импортных закупок, необходимых для совершенствования производства, его технической реконструкции, развития импортозамещающих производств.

 

Основными видами ВЭД являются:

-внешняя торговля (товарами, услугами, работами, информацией, результатами

интеллектуальной деятельности);

-производственная кооперация (сотрудничество между иностранными партнерами в

различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического

разделения труда);

-инвестиционное сотрудничество (объединение финансо­вых и

материально-технических ресурсов иностранных партне­ров, реализуемое через

совместное предпринимательство путем создания совместных производств,

образования концессий, кон­сорциумов, акционерных компаний и т.д.);

-валютные и финансово-кредитные операции, реализуемые в финансовой,

банковской, валютной сфере, а также сопровожда­ющие любую коммерческую

внешнеторговую сделку.

 

Вместе с тем, исследуя содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности, было бы ошибоч­ным рассматривать их как две раздельно функционирующие сфе­ры.

 

 

Реформирование внешнеэкономического сектора государства, как и всего народного хозяйства в целом, способствовало значитель­ному расширению числа субъектов внешнеэкономической деятель­ности. Система правового обеспечения ВЭД, действующая в отдель­ных странах, создает условия для участия во внешнеэкономической деятельности практически всех субъектов хозяйствования.

Участников ВЭД можно классифицировать по ряду призна­ков. Важнейшие из них:

- профиль внешнеэкономической деятельности;

-характер совершаемых внешнеторговых операций;

-организационно-правовые формы.

 

Классификация по профилю внешнеэкономической деятель­ности учитывает ее функционально-целевую направленность. Она способствует дифференциации воздействия механизмов государ­ственного регулирования прежде всего через налогообложение и инвестиционные льготы, а также через определение приоритетных участников ВЭД.

В этой классификационной группе можно выделить следую­щих субъектов ВЭД:

- субъекты, работающие на внешнем рынке без посредников, т.е. обеспечивающие

выпуск и самостоятельную реализацию про­дукции и услуг на внешнем рынке:

предприятия сферы производства товаров и услуг, действующие на основе валютной самоокупаемости;

консорциумы — объединения предприятий производствен­ного и внешнеэкономического профиля деятельности с целью достижения определенных результатов;

СП и ИП — совместные и иностранные предприятия.

- субъекты ВЭД, представляющие организации-посредники. Их характерная черта — обеспечение внешнеторговых операций на внешнем рынке от имени производителей:

специализированные внешнеэкономические организации (ВЭО), призванные обслуживать внешнеэкономические связи, обеспечивая выполнение межправительственных соглашений. Наряду с этими функциями специализированные внешнеэконо­мические организации на договорных условиях могут осущест­влять экспортно-импортные операции по поручению непосред­ственных субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, фирм. Специализированные внешнеэкономические объединения создаются при отраслевых министерствах с целью содействия развитию ВЭД предприятий отрасли, изыскания новых форм сот­рудничества с иностранными партнерами на основе совместного предпринимательства и прямых связей;

смешанное общество (СО) - - форма организации компа­нии, объединяющая капитал партнеров из двух или нескольких стран. Этот термин употребляется для обозначения действующих на территории зарубежных стран компаний, созданных там оте­чественными хозяйственными организациями при долевом учас­тии местных партнеров с целью формирования товаропроводя­щей сети, обеспечивающей промышленный экспорт. Они занимаются сбытом, доработкой, послепродажным обслуживанием, маркетингом, транспортировкой, складированием, хранением отечественных товаров за рубежом, их страхованием и кредитованием, продают на месте иностранным покупателям лицензии, ноу-хау, предоставляют им различного рода услуги. Деятельность СО регулируется законодательством страны пребывания, в боль­шинстве которых действует принцип применения национального режима по отношению к иностранным компаниям;

торговый дом — тип внешнеторговой организации, осущес­твляющей экспортно-импортные операции по широкой номен­клатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей. Торговый дом реализует комплекс сде­лок, взаимосвязанных по эффективности, заинтересованности партнеров по взаимным расчетам с использованием различных форм внешнеэкономических связей.

 

-субъекты, содействующие ВЭД. Профиль их деятельности - оказание различного рода услуг в обеспечении выхода на внешний рынок, поиска партнера, организации выставок, ярма­рок, рекламы, проведение экспертизы, оформлении финансо­во-расчетных и валютно-кредитных операций, а также внешне­торговых транспортных перевозок.

В состав этой группы входят ассоциации внешнеэкономичес­кого сотрудничества с зарубежными странами, Торгово-про­мышленная палата и ее региональные отделения, транспор­тные, кредитные и финансовые организации, а также междуна­родные неправительственные организации.

Разнообразен состав субъектов ВЭД, классифицируемых по ха­рактеру внешнеторговых операций. Прежде всего, необходимо выделить группу субъектов, выступающих в роли экспортеров и импортеров, и группу специализированных посредников. Предприятия, участвующие во внешнеэкономической дея­тельности, независимо от ее профиля и характера совершаемых операций, имеют организационно-правовую форму, определен­ную Гражданским кодексом Республики Беларусь, и выступают как коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации действуют на внешних рынках в форме хозяйственных обществ и товариществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), кооперативов, акционерных обществ, унитарных предприятий и имеют целью своей деятель­ности получение прибыли.

Некоммерческие организации осуществляют предприниматель­скую деятельность в пределах тех целей, ради которых они создают­ся. Для них получение прибыли, которая не распределяется между ее участниками, не является основной целью деятельности. Форма­ми их функционирования выступают общественные, религиозные и другие организации.

 

 

Тема 1. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей.

1. Современные тенденции мирового экономического развития.

2. Международные экономические организации и их роль.

3. Деятельность Всемирной торговой организации.

4. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.

5. Современное состояние внешнеэкономических связей Республики

Беларусь.

6. Иностранные инвестиции и оценка инвестиционного климата.

 

 

Развитие мировой экономики последние два десятилетия определяется двумя основными тенденциями:

1) глобализация мирового хозяйства;

2) регионализация мирового хозяйства.

Глобализация свидетельствует о становлении всемирного хозяйства и процессе постепенного стирания экономических граней между странами и континентами.

Регионализация предполагает развитие торгово-экономических блоков мирового хозяйства.

В этих блоках сосредоточены наиболее эффективные и прогрессивные отрасли и сферы деятельности – высокие технологии, мировая торговля, финансовые операции и т. д.

Развитие мировой экономики настоящего периода характеризуется и множеством других значительных особенностей – повышением роли транснациональных корпораций (ТНК), транснациональных инвестиционных фондов, возрастанием значения малого и среднего бизнеса, развитием свободных экономических зон (СЭЗ), функционированием оффшорных центров.

Транснациональная корпорация (ТНК) – компания, имеющая производственные мощности за границей. Крупнейшими ТНК являются: IBM, Ford, Gebneral Motors и т.д.

СЭЗ – свободная экономическая зона – это четко обозначенная промышленная территория, где действуют особые таможенные, торговые, хозяйственные правила страны, отличные от экономических условий на остальной ее территории: льготный режим ввоза и вывоза товаров, иностранным инвесторам при ведении хозяйственной деятельности в данных зонах предоставляются определенные налоговые и финансовые льготы.

Создание СЭЗ в различных странах преследует одни и те же цели: привлечение иностранных инвестиций, организацию новых производств, создание новых рабочих мест и т.д. В мире насчитывается более 200 СЭЗ.

Оффшорная система характеризуется тем, что иностранным компаниям предоставляются налоговые и другие льготы в случае ведения ими операций и получения прибыли за пределами страны регистрации. Страны, образующие оффшорные центры, проводят политику привлечения иностранных инвестиций. Основными оффшорными территориями являются: Кипр, Люксембург, Нормандские острова, Гонконг и др. Особенностью этих государств является наличие подписанных ими с большинством экономически развитых стран мира соглашений об устранении двойного налогообложения.

 

По мнению некоторых экономистов, значительное влияние на мирохозяйственные связи оказывают следующие тенденции:

--разработка качественно обновленной технологической базы производства и

внедрение ресурсосберегающих технологий;

--принципиальные изменения в структуре, характере и содержании процессов

производства и потребления;

--ориентация экономики на экологические и гуманитарные критерии;

-- возрастающее влияние социокультурных факторов.

 

Определенные тенденции развития мировой экономики про­является в структуре ее по группам стран, различающихся по уровню индустриального развития, типам и моделям рыноч­ной экономики.

Самым распространенным критерием классификации стран мирового сообщества является степень их развитости. С этой точки зрения выделяются две большие группы стран:

1) инду­стриально развитые;

2) страны, не прошедшие стадию индуст­риализации.

 

К первой группе относятся такие промышленно развитые страны, как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и большинство стран Западной Европы. Это страны со сформиро­вавшейся рыночной экономикой, основанной на крупных ре­сурсах основного капитала, передовых технологиях, квалифи­цированных трудовых ресурсах. Для них характерен высокий показатель ВВП на душу населения. Эта группа стран отлича­ется сравнительно низкими, но устойчивыми темпами экономи­ческого роста (среднегодовые темпы роста в ней составляют 2-3% ВВП). Им свойственны не количественные, а качественные преобразования.

Вторая группа очень дифференцирована. Сюда относятся страны, которые еще не прошли стадию индустриализации и находятся на разных ступенях экономического развития: это государства с относительно развитыми производительными си­лами и относительно высоким уровнем дохода и страны отста­лые, бедные, где существуют проблемы голода и нищеты. Для большинства стран данной группы характерны более высокие темпы роста экономики по сравнению со странами, относящи­мися к первой группе (от 3-4 до 8-10% ВВП). Среди стран, входящих во вторую группу, можно выделить:

• во-первых, группу стран — экспортеров нефти (Саудовс­кая Аравия, Кувейт). Их нельзя отнести к числу индустриаль­ных, но уровень ВВП на душу населения, благодаря экспорту нефти велик;

• во-вторых, новые индустриальные страны. Впервые этот термин прозвучал в середине 1970-х гг., когда развитые страны столкнулись с резким усилением конкуренции со стороны не­ большой группы развивающихся государств и территорий -Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Сингапура, Бразилии и Мек­сики. В мировой печати эту "шестерку" стали называть новы­ми индустриальными странами. От других развивающихся государств они отличались высокими темпами роста экономики
и экспорта промышленных товаров, быстрыми и кардинальны­ми сдвигами в структуре народного хозяйства и общества. С течением времени число новых индустриальных стран пополнилось: к ним стали относить Турцию, Индию, Малайзию, Ар­гентину, Таиланд, Индонезию и даже КНР;

• в-третьих, слаборазвитые и экономически отсталые стра­ны (большинство стран мира, расположенных в Африке, Азии и Латинской Америки). Эти страны, в свою очередь, делятся на две категории: наиболее бедные страны (Чад, Бангладеш, Эфио­пия) и страны со средним доходом;

• в-четвертых, особую группу образуют большинство стран Восточной Европы и СНГ с переходной к рынку экономикой.

 

С целью выявления наиболее нуждающихся стран в льгот­ном финансировании Мировой банк предлагает следующее выделение групп стран:

• с высоким уровнем доходов (от 9266 дол. США на душу населения);

• со средним уровнем доходов (низким средним доходом до 2995 дол. США и

высоким средним доходом до 9265 дол. США на душу населения);

• с низким уровнем доходов (ниже 755 дол. США на душу населения).

 

По данной методологии Беларусь относится к странам с низ­ким средним уровням доходов.

В настоящее время экономика подавляющего большинства стран стала открытой.

Открытая экономика — это экономика государства, где все субъекты экономических отношений могут без ограни­чений совершать операции на международном рынке товаров и капиталов. Одним из главных критериев степени открытости стран мировому рынку является экспортная квота (Эк) — отно­шение объема экспортируемых товаров и услуг (Э) к ВВП/ВНП страны:

 

Э к =Э/ (ВВП/ВНП)*100%.

 

Принято считать экономику относительно закрытой, если экспортная квота меньше 10%, и относительно открытой, если экспортная квота больше 35%.

 

 

 

Международные экономические организации - это институт межгосударственных отношений, имеющий согласованные цели, задачи и органы управления, а также нормативно-организационные процедуры, в числе которых устав, членство, порядок принятия решений и др.

Международные экономические организации появились в первой половине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне (1815), Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874). Сфера их деятельно­сти затрагивала вопросы регулирования экономики, транспорта, культуры и социальных интересов государств. Целями первых организаций были совместное трансграничное сотрудничество в неполитической области.

Одним из первых в мировой экономике международных экономических институтов является созданный в 1930 г. Банк международных расчетов в Базеле, который был призван обеспечивать взаимодействие между центральными банками промышленно развитых государств мира.

 

Международные экономические организации призваны выполнять следующие общие функции:

 

-кредитно-финансовую — предоставление странам-заемщикам возможностей заимствований на условиях, близких к унифицированным условиям мирового рынка капитала, как в форме государственных кредитов/займов под гарантию правительства, так и вложений в реализацию отраслевых инвестиционных проектов;

- стимулирующую — привлечение в страны государственных и частных иностранных инвесторов; стимулирование развития национальных экономик стран-членов, взаимовыгодной региональной торговли;

- регулирующую -- мониторинг и комплексное совместное регулирование;

-координирующую - - взаимодействие со странами-кредиторами и заемщиками в целях обеспечения своевременной оп­латы внешней задолженности в рамках мировой финансовой системы;

- стабилизирующую — стабилизация экономической сис­темы и регулирование последствий финансовых дисбалансов; страхование финансовых рисков, предоставление гарантий экс­портного кредитования;

- социальную — снижение социальных издержек в условиях проведения макроэкономических преобразований посредством предоставления ресурсов в безвозмездной форме, либо на льгот­ных условиях;

- информационно-исследовательскую - проведение комп­лексных исследований состояния национальных экономик стран-членов, разработка программ сбалансированной финансовой помощи, предоставление информации заинтересованным инвесторам.

 

Таким образом, международные организации аккумулируют те функции, которые не в состоянии решать национальные государственные органы управления из-за отсутствия средств, опыта и знаний в данной области. Они финансируют долго срочные социально значимые проекты, в которых не заинтересованы частные финансовые структуры на национальном и на международном уровнях по причине их большой затратности и невысокой финансовой отдачи.

 

Международный валютный фонд - международная экономическая организация, призванная регулировать валютно-кредитные отношения между государствами-членами и оказывать им финансовую помощь в виде кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте в целях макроэкономической стабильности и предотвращения кризисов.

МВФ является специализированным учреждением ООН.

Согласно Уставу, цели МВФ:

- стимулирование международного валютного сотрудниче­ства посредством постоянно действующего института, который обеспечивает механизм для консультаций и регулирования международных валютных затруднений;

- обеспечение расширенного и сбалансированного роста меж­дународной торговли путем стимулирования и поддержания высокой занятости и реальных доходов в целях развития эко­номик всех стран-членов как основной задачи экономической национальной политики;

-обеспечение валютной стабильности, поддержание установ­ленных правил регулирования валютных режимов стран-чле­нов в целях недопущения конкурентной девальвации нацио­нальной валюты;

-оказание помощи в создании международной системы расчетов по текущим платежам среди стран-членов и устранение всех ограничений, которые препятствуют международной торговле;

-предоставление всем странам-членам общих ресурсов во пользование под приемлемые условия, тем самым возможность корректировки платежного дисбаланса применения методов и политики, разрушительных для международного и национального развития.

 

Структура управления МВФ предполагает, в первую очередь широкое представительство основных экономических стран-лидеров. Хотя высший руководящий орган МВФ — Совет уп­равляющих — и имеет в своем составе представителя каждой страны-члена (как правило, это министры финансов или руко­водители центральных банков) и рассматривает на ежегодных заседаниях стратегию развития фонда, оперативное управление осуществляет исполнительный совет МВФ. Данный орган вклю­чает в себя 8 директоров-представителей: США, Японии, Герма­нии, Франции, Великобритании, Саудовской Аравии, РФ и Ки­тая, а также 16 директоров, каждый из которых представляет группу стран. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников фонда и ведает текущими делами, он выступает в качестве председателя исполнительного совета.

Механизм закрепления за страной количества голосов согласно ее доле в капитале института предоставляет промышленно развитым государствам оказывать решающее воздействие на принимаемые решения.

Капитал фонда складывается из взносов государств-членов. Каждая страна имеет квоту, которая рассчитывается на базе таких макроэкономических показателей как валовой внутренний продукт (ВВП); объем операций по счетам платежного баланса; изменения в текущих поступлениях; государственные золотовалютные резервы.

Действующие кредитные механизмы МВФ:

1) обычные механизмы (резервный транш; кредитная транша; механизм стэнд-бай, создан для предоставления краткосрочной финансовой помощи для урегулирования платежного неравновесия; механизм расширенного кредитования);

2 ) механизмы льготного кредитования (механизм экономического роста и борьбы с бедностью);

3) специальные механизмы (механизм финансирования дополнительных резервов; механизм чрезвычайных кредитных линий; механизм компенсационного финансирования; механизм экстренной помощи; механизм экстренного финансирования).

 

Группа Всемирного банка включает в себя: МБРР, МФК, МАР, МАГИ, МЦУМС, ЕБРР.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

был создан в 1944 г. МБРР- международная экономическая организация. Призванная осуществлять кредитование макроэкономических программ и проектов, обеспечивающих долговременный стабильный рост экономик стран.

В современной экономике МБРР осуществляет финансирование проектов по следующим направлениям:

- развитие людских ресурсов, в частности, посредством пре­доставления базовой медико-санитарной помощи и базового образования;

-защита окружающей среды;

-поддержка развития частного предпринимательства;

-совершенствование институциональных возможностей го­сударств, борьба с коррупцией;

-поддержка реформ, направленных на создание стабильной макроэкономической среды, благоприятной для инвестирования и долгосрочного планирования.

Основными кредитными механизмами МБРР являются:

- Авансовые займы

-Инвестиционные займы

- Системные займы на структурную перестройку.

- Новые механизмы ВБ (адаптивные займы; учебно-инновационные займы — созданы для реализации небольших экспериментальных проектов в социальном секторе;

специальные бюджетозамещающие займы — созданы для участия банка в программах международной помощи странам, пострадавшим от финансовых кризисов.

Кроме обычных кредитных механизмов, по поручению стран доноров Всемирным банком осуществляется руководство трастовыми фондами, ресурсы которых используются для предоставления грантовой помощи для совместного финансирования программ, операций по снижению задолженности беднейшим членам банка, восстановления экономик после чрезвычайных ситуаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: