Решите следующие задачи.




План-задание к практическому занятию

По дисциплине «Деловые коммуникации»

«Менеджмент», 3 курс

Учебный год

Тема: Конфликт в деловом общении.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность конфликта в деловом общении.

2. Типология конфликтов.

3. Причины возникновения конфликтов.

4. Структура конфликта.

5. Динамика конфликта.

6. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

7. Способы завершения конфликта.

Практическое задание:

1. Проведите самодиагностику стиля поведения в конфликте по методике К.Томаса (выполняется во время занятия).

2. Дайте определения следующим понятиям: конфликт; участники конфликта; оппонент; объект конфликта; инцидент.

3. Заполните таблицу, отметив степень проявления склонности к напористости и к партнерству при различных тактиках поведения в конфликте (1 – низкая степень; 2– средняя степень; 3 – высокая степень):

Тактика (стиль) поведения в конфликте Склонность к партнерству Склонность к напористости
Избежание    
Приспособление    
Компромисс    
Конфронтация    
Сотрудничество    

4. Заполните таблицу, указав причины возникновения конфликтных ситуаций в зависимости от типов межличностных отношений в коллективе:

Типы межличностных отношений Причины возникновения конфликтных ситуаций
Организационно-управленческие  
Правовые  
Финансовые (материальные)  
Коммуникативные  
Оценочные  
Психологические  
Нравственные  
Межнациональные  

5. Укажите тактики (стили) поведения в зависимости от стратегий поведения в конфликте по классификации К. Томаса и Р. Киллмена:

 

6. Заполните таблицу, указав меры прерывания конфликта на различных стадиях конфликтной ситуации:

Стадии конфликтной ситуации Способы разрешения (прерывания) конфликта
Появление проблемы, интересующей двух или более участников  
Усиление встречного критического анализа действий, высказываний, поступков, черт характера  
Выработка стратегии действий в конфликтной ситуации  
Активный поиск фактов, доводов, подтверждающих правильность и объективность позиций оппонентов  

7. Прочтите афоризмы о конфликтах и объясните их смысл:

Лучше худой мир, чем добрая ссора.

Избегать ссор легче, нежели прекращать их.

Я не стану ссориться со своим хлебом и маслом.

Люди обычно ссорятся потому, что не умеют спорить.

Из двух спорящих виновен тот, кто умней.

Беспричинная ссора – вот признак глупости.

Решите следующие задачи.

Задача 1.

1. Назовите основные предпосылки возникновения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности.

2. Каковы основные объективные причины возникновения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности?

3. Какие причины конфликтов в сфере образования относятся к субъективным?

4. Что такое «синдром эмоционального выгорания»?

5. Перечислите основные причины, но которым профессию относят к стрессогенной профессии.

6. Какие ошибки во взаимодействии субъектов социума приводят к конфликтам?

7. Заполните следующую таблицу. Изучив теоретический материал и обратившись к собственному опыту, обсудите в группе результаты работы.

Общие причины конфликтов Условия предупреждения конфликтов (из собственного опыта)

Задача 2.

Выполните упражнения, направленные на овладение навыками бесконфликтного общения.

Известно, что большинство конфликтов между людьми случаются вследствие реакций и высказываний своих претензий но поводу поведения, деятельности, чувств. Очень важно при высказывании своих мыслей и чувств использовать тип «я-высказывание»: «я обиделся», «я расстроилась», «я переживаю, что», «я испугалась», «я рассердился», при этом следует уйти от использования претензионного тона. Помните, что следует нападать на проблему, а не на человека.

Вспомните ситуацию, когда вам или вашим коллегам, близким приходилось высказывать мысли и чувства по поводу, например, опоздания на работу или встречу, не вовремя выполненных заданий, бурной реакции клиента на информацию и т.д. Оцените, какие ошибки допустил человек в вашей ситуации. Попробуйте сформулировать фразу с использованием «я-высказываний» и попытайтесь спрогнозировать, как могла бы развиваться ситуация в этом случае.

Задача 3.

Выполните упражнения, направленные на овладение навыками бесконфликтного общения.

Попытайтесь взглянуть на ситуацию «другими глазами», поставить себя на место другого человека. Например, вам говорят «Вы нарочно опаздываете, когда нужно срочно отправить информацию», «Вы хотите подвести меня, поэтому не предоставили мне нужную информацию» и т.д. Перефразируйте фразы с использованием «я -высказывания». Опишите ощущения, чувства, мысли, которые переживает человек, которого подвели.

Задача 4.

Выполните упражнения, направленные на овладение навыками бесконфликтного общения.

В жизни мы нередко используем приемы, направленные на ограничение поведения другого человека, которые приводят к конфликтам. Это могут быть запреты, приказы, указания, советы, которые выражаются в следующих фразах: «Прекратите сейчас же!», «Вы должны...», «Нельзя...», «Вам нужно...», «Я Вам не советую...», «Не ведите себя так...», «Вам должно быть стыдно». Постарайтесь перевести данные фразы в зону бесконфликтного общения.

Задача 5. Ваш подчиненный, талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем, у Вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает Вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно.

В его работе Вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако Ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как вести себя?

Задача 6. Вслед за кратким выговором Вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, Вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро

повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла сегодня у него в доме.

В конце разговора Вы поняли, что критика, с которой Вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что Вы предпримите?

Задача 7. Всякий раз, когда Вы ведете серьезный разговор с одной из Ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, Вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, Вы расстраиваетесь и злитесь. Что же можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Задача 8. Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходиться каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после Ваших замечаний — она расплакалась. Как добиться того, чтобы довести до нее свои соображения?

Задача 9. У Вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом Вам кажется, что Вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что Вы предпримите для изменения ситуации и улучшения работы?

Задача 10. Вы приняли на работу молодого юриста, который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от Вашего секретаря по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

Задача 11. Во время делового взаимодействия с Вами сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая Ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает Ваш авторитет. Что Вы предпримите?

Задача 12. Ваш заместитель — очень опытный специалист, он знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим. Однако Вы знаете, что он — бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить, но он даже не понимает, о чем Вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Что Вы предпримите?

Рекомендованная литература:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – 512с.
  2. Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 668с. Глава 21. Малая группа и коллектив.
  3. Зельдович Б.З. Деловое общение. – М.: Альфа-пресс, 2007. – 456с. Глава 8. Конфликты при общении.
  4. Бунтовская, Л. Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 144 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C#page/69
  5. Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов / И. В. Охременко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 154 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-05147-6. https://www.biblio-online.ru/viewer/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28#page/148

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: