Анализ литературных произведений
Задание
Проанализируйте предложенные произведения, иначе определите роль того или иного приема в создании художественного целого, в развитии художественной идеи.
Опорой при этом могут стать и аналитические алгоритмы, учитывающие родовую специфику текста, его содержания и поэтики, а также логику читательского восприятия. (Вспомните: в центре лирики – внутренний мир человека, образ-переживание, который рождается на глазах читателя… Эпическое произведение всегда повествует о событиях, уже случившихся с героями в потоке исторического времени…
Несоответствие между потребностями и целями человека и течением окружающей его жизни обусловливает драматический конфликт пьесы, его характер и вид…)
Сначала прочитайте художественный текст, а затем уточните первоначальное впечатление, опираясь на алгоритм и выстраивая целостное рассуждение.
Е.Замятин
Дракон
Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.
На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несся в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху – пустые. И дыра в тумане: рот.
Это было уже в соскочившее, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
-…Веду его: морда интеллигентная – просто глядеть противно.
И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
- Ну и что же – довел?
- Довел: без пересадки – в Царствие Небесное. Штычком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
И вдруг – из пустых рукавов – из глубины – выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу – ив лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а? Ну скажи на милость!
Дракон сбил назад картуз – и в тумане два глаза – две щелочки из бредового в человеческий мир.
Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были явно слова воробьенышу, но их – в бредовом мире – не было слышно. Скрежетал трамвай.
- Стервь этакая: будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо… Ну скажи ты!
Изо всех сил дул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул – и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.
Дракон оскалил до ушей туманно-пыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человеческий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира трамвай.
1918.
Алгоритм анализа эпического произведения
1. Заглавие текста: имя (псевдоним) автора, название, жанровый подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие. Какие ожидания у Вас с ними связаны? Вопросы, догадки, гипотезы? (Судьба писателя, литературные традиции, интертекстуальные связи и т.д.)
2. Начало повествования: первая строка, абзацы…Что важного о героях, обстоятельствах действия, своем отношении к ним автор считает необходимым сказать уже здесь? И почему?
3. Сюжет. Как «выстраиваются» события? Какие противоречия (конфликты) в жизни героев они обнаруживают? Как помогают раскрыться героям?
5. Финал. Насколько закономерный? И почему,возможно, с развязкой судьбы героя повествование не заканчивается? В чем
смысл открытого финала?
Чтобы ответить на эти вопросы и уточнить свое понимание авторской концепции, обращаем внимание на:
6. Другие элементы композиции. Какую роль в развитии
художественной идеи играют, например, выбранные автором форма повествования, соотношение частей, ракурс изображения,
хронотоп, способы языковой организации текста и т.д?
7. И вновь финал, заглавие, и вывод о смысле произведения, возможная его интерпретация, которая всегда - перевод: «либо в другую образную систему (деятельность переводчика; …иллюстрации; сценические и экранные «толкования» литературных произведений…» и т.п.), либо на более абстрактный язык», критики, в том числе.
В.Набоков
Встреча
И странной близостью закованный…
А.Блок
Тоска, и тайна, и услада…
Как бы из зыбкой черноты
медлительного маскарада
на смутный мост явилась ты.
И ночь текла, и плыли молча
в ее атласные струи
той черной маски профиль волчий
и губы нежные твои.
И под каштаны, вдоль канала,
прошла ты, искоса маня;
и что душа в тебе узнала,
чем волновала ты меня?
Иль в нежности твоей минутной,
в минутном повороте плеч
переживал я очерк смутный
других – неповторимых – встреч?
И романтическая жалость
тебя, быть может, привела
понять, какая задрожала
стихи пронзившая стрела?
Я ничего не знаю. Странно
трепещет стих, и в нем – стрела…
быть может, необманной, жданной
ты, безымянная, была?
Но недоплаканная горесть
наш замутила звездный час.
Вернулась в ночь двойная прорезь
Твоих – непросиявших – глаз…
Надолго ли? Навек? Далече
брожу и вслушиваюсь я
в движенье звезд над нашей встречей…
И если ты – судьба моя..
Тоска, и тайна, и услада,
и словно дальняя мольба…
Еще душе скитаться надо.
Но если ты – моя судьба…
1923
В.Хлебников
Когда над полем зеленеет
Стеклянный вечер, след зари,
И небо, бледное вдали,
Вблизи задумчиво синеет,
Когда широкая зола
Угасшего кострища
Над входом в звездное кладбище
Огня ворота возвела,
Тогда на белую свечу,
Мчась по текучему лучу,
Летит без воли мотылек.
Он грудью пламени коснется,
В волне огнистой окунется,
Гляди, гляди, и мертвый лег.
1911-1912
А. Ахматова
Смуглый отрок бродил по аллее,
У озерных грустил берегов…
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен гулко и колко
Устилают лесные пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911