Оздоровительно-профилактическая гимнастика




Физические упражнения оздоровительно-профилактической гимнастики направлены не только на укрепление здоровья и общей физической подготовленности трудящих­ся, но и на профилактику имеющихся отрицательных влияний на некоторых видах производства, на улучшение нервно-эмоционального состояния работающих после ра­бочего дня. Для более целенаправленного воздействия, упражнений оздоровительно-профилактической гимнастики необходимо на конкретном участке производства выявить производственные факторы, отрицательно влияющие на здоровье, физическую подготовленность, pa6oтоспособность работающих, и уровень интенсивности это­го влияния.

Занятия оздоровительно-профилактической гимнастикой проводятся в форме урока до или после работы. В основной части урока наряду с обще развивающими упражнениями выполняются упражнения, направленные на снятие или профилактику отрицательного влияния неблагоприятных факторов производства на данном уча­стке работы Например, на профилактику вибрационной болезни и действия большого производственного шума.

Научные исследования показали, что длительное воздействие шума приводит к профессиональной болезни – понижению слуха, а также вызывает ряд отрицательных изменений в сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной системах, нарушает работу органов пищеварения и т д.

Вибрация (местная и общая) нередко приводит к виб­рационной болезни (у работающих с отбойным молот­ком, клепальщиков, бетонщиков, водителей транспорта и т.д.). Для профилактики отрицательного воздействия шума и вибрации применяется комплекс различных ме­роприятий (технологические, конструктивные, физкуль­турные, гигиенические) Среди этих мероприятий значи­тельное по эффективности место принадлежит специальной оздоровительно-профилактической гимнастике. После работы (а иногда во время обеденного перерыва) для улучшения кровообращения в пальцах кистей рук при­нимаются теплые ванны (с температурой воды 35—39°), во время которых в течение 10 минут рекомендуется вы­полнять сжимающие и разжимающие движения пальца­ми и круговые движения в лучезапястных суставах

Для ограничения действия производственного шума необходимо комплексы легких по нагрузке упражнений выполнять в изолированном от производственного шума помещении в сопровождении негромкой музыки с четким ритмом. Физические упражнения должны способствовать быстрому переключению работы нервных центров и да­вать отдых «работавшим» нервным центрам, ликвидиро­вать застой венозной крови, улучшать кровообращение. Вместе с тем рекомендуется вводить в такой комплекс упражнения на расслабление.

Восстановительные упражнения

После рабочего дня наряду с другими мероприятиями целесообразны занятия комплекса упражнений, направленных на интенсифика­цию восстановительных процессов, особо это необходимо людям, занятым напряженным умственным или тяжелым физическим трудом, а также работающим в экстремальных условиях производства. Как правило, комплек­сы состоят из динамических упражнений и упражнений на расслабление, растягивание мышечных групп и уме­ренной (легкой) физической нагрузки. Работникам напря­женного умственного труда для снятия нервного напря­жения и переключения внимания рекомендуется помимо комплекса легких упражнений выполнять умеренную по нагрузке ходьбу и легкие спортивные игры (настольный теннис, бадминтон). Длительность занятия до 40—60 мин.

Режим дня

В каждом конкретном случае для построе­ния оптимального варианта суточного и недельного режима труда и отдыха необходимо тщательно изучить и' выявить изменения работоспособности по психофизиоло­гическим и производственным показателям не только на' протяжении рабочего дня и суток, но и недели. При этом важно учесть весь комплекс факторов, влияющих на ра­ботоспособность человека. Помимо производственных факторов (характера и условий труда) большую значимость здесь приобретает действие группы факторов социального характера. Совсем немаловажно, какие условия отдыха и совершенствования личности будут созданы вне производства работающему человеку и как они им будут использоваться.

Для достижения и сохранения высокого уровня работоспособности важно построить рациональный суточный режим труда и отдыха с учетом установившегося ритма физиологических функций человеческого организма:

1. Для работающих в утреннюю смену:

6.00 – подъем, проветривание комнаты;

6.10 – 6.45 – утренняя гимнасти­ка и туалет (обтирание, душ);

6.45 – 7.00 – завтрак;

7.00 – 8.00 – дорога на работу;

8.00 – 17.00 – работа на произ­водстве (между 12 и 14 часами – обед и прогулка);

17.00 – 18.00 – возвращение с работы;

18.00 – 18.30 – гигиенические процедуры;

18.30 – 20 00 – учеба, домашняя работа, занятия спортом, самообслуживание чтение, общественные дела, развлечения;

20.00—22.00 - ужин, прогулка, самообслуживание, учеба;

22.00 – 6.00—сон.

2. Для работающих в вечернюю смену;

9.00 – подъем, проветривание комнаты;

9.10 – 9.45 – утренняя гимнасти­ка и туалет;

9.45 – 10.00 – завтрак;

10.00 – 13.30 – учеб­ные занятия, домашние и общественные дела, чтение и развлечения, занятия спортом;

13 30 – 14 00 – обед;

14.00 – 15.00 – дорога на работу;

15 00 – 24.00 – работа на производстве (в перерыве – прием пищи, прогулка);

24.00 – 0.45 – возвращение с работы,

1.00 – 9.00 – сон.

3. Для работающих в ночную смену:

22.00 – подъем, проветривание комнаты;

22.05 – 22.15 – гигиеническая гимнастика;

22.15 – 22.45 – обтирание, душ;

22.15 – 23.00 – ужин;

23.00 – 24.00 – дорога на работу;

24.00 – 7.30 – работа на производстве (в перерыве – прием пи­щи, прогулка);

7.30 – 8.30 – возвращение с работы;

8.30 – 9.00 – утренний туалет и завтрак;

9.00 – 14.00 – сон;

14.00 – 14.30 – обед;

14.30 – 16.30 – учеба, самооб­служивание, домашняя работа и др.;

16.30 – 19.00 – про­гулка, общественная работа, развлечения и занятия спортом с умеренными физическими нагрузками;

19.00 – 22.00 – сон.

 

Естественно, что рассмотренные режимы труда и от­дыха, направленные на поддержание высокой работоспо­собности, должны совершенствоваться и изменяться при­менительно к конкретным условиям труда и индивиду­альным особенностям работников.

 

Целесообразный режим труда и отдыха

Современный темп жизни, нагрузки (физические и психические) остро ставят вопрос о

· предельно-допустимых нагрузках в зависимости от пола и возраста;

· профессиональной ориентации и профессиональном отборе (особо для видов деятельности связанных с большими физическими и психическими деятельности);

· психологической помощи для лиц, неизбежно, подвергающихся перегрузкам;

· синдром хронической усталости и методы снятия его.

Рекомендации по необходимости соблюдения вышеуказанных составляющих жизни человека кажутся само собой разумеющимся и люди не придают им значения. Чаще всего мы думаем о сне, физических упражнениях и др. указанных Компонентах тогда, когда мы заболеваем, появляется, например, боль в суставах или бессонница....
Обыденный образ жизни сильно различается у разных людей - один сидит целый день у компьютера, другой занимается покраской дачи, третий - лежит весь день на диване..., но такой образ жизни не приносит пользы человеку. Как небанально это звучит, но основой жизни человека является движение и смена видов деятельности, хотя бы через 3-4 часа.
Во время специальных физических упражнений или в обыденной жизни, связанной с активным двигательным режимом, за счет большого количества сигналов, поступающих от мышц, связок, суставов происходит гармонизация деятельности вегетативной нервной системы, отвечающей за порядок протекания всех жизненных процессов и согласованность действия всех органов и систем.
Чувство бодрости при регулярных занятиях физкультурой и спортом связано с рефлекторным усилением обмена веществ, двигательной и секреторной функции органов, усилением выведения шлаков... Двигательная активность всегда сопровождается улучшением настроения и формированием позитивного настроя в жизни.
Однако, жизненный опыт показывает, что большинство жителей нашей страны пренебрегают таким доступным и эффективным способом улучшения здоровья, каким является активный двигательный режим. Не следует думать, что это связано только с ленью, большинство людей убеждено, что активный двигательный режим это какие-то специальные занятия, требующие особой организации и большого количества времени.....
Можно считать, что за последние годы все шире рекомендуется выполнять упражнения, когда Вам хочется и удобно (по времени), столько сколько хочется. Утром и днем упражнения могут быть более интенсивные, вечером меньшими по нагрузке и продолжительности. Больным людям обязательно нужно посоветоваться с инструктором по лечебной физкультуре, пожилые люди могут заниматься до появления первых признаков усталости.
Важно помнить родителям, что привычка к активному образу жизни формируется у ребенка с раннего детства, не пожалейте несколько минут для совместных занятии, физическими упражнениями на свежем воздухе, превращайте эти занятия в игру. Очень полезны для детей и взрослых танцы улучшается координация движения, вовлекаются в работу разнообразные группы мышц, улучшается настроение...
Проблемы режима труда и отдыха тесно связаны с состояниями пограничными между здоровьем и болезнью, такими как депрессия и синдром хронической усталости.

Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта

Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:

непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку;

создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.

Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта

1. Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;

2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;

4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

2. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.


Использованная литература

1. Жеребцов А.B. Физкультура и труд. – М:1986г.

2. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 1983.

3. Коц Я.М., Спортивная физиология. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

4. Сапоян Г.Г. Физкультура в режиме для трудящихся. – М: 1979г.

5. Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации от 27 января 1999 года.

6. Популярная медицинская энциклопедия. Главный редактор академик Б.В.Петровский. – М: 1981г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: