Норманны в Средиземноморье




Норманны во Франции

Основная статья: Герцогство Нормандия

Герб герцогов Нормандии

Датские и норвежские викинги во второй половине IX века под предводительством Хрольфа Пешехода начали оккупировать северную землю Франции, называемую сейчас Нормандия. В 911 Карл III Простоватый согласился признать норманскими земли в устье Сены. Хрольф принял франскское имя Роллон и согласился принести вассальную присягу королю франков Карлу, став первым герцогом Нормандским.

Норманны приняли христианство, перенимали французский язык и культуру, смешивались с местным населением. Складывалась народность, не совсем идентичная ни скандинавским предшественникам, ни французским соседям.

Нормандия примерно соответствует старой церковной провинции Руан или Нейстрия, и не обладает естественными границами. Её населяли в основном галло-римляне с небольшой добавкой франков и других германских племен и поселенцев-викингов, начавших прибывать в 880-е годы. В X веке первоначальное разрушительные набеги банд норманнов по рекам Галлии переросли в более постоянные поселения с женщинами и детьми, замками и крепостями.

Норманны восприняли феодальные доктрины франков и развили их в Нормандии и Англии в стройную систему.

Норманны в Англии

Основная статья: Нормандское завоевание Англии

В 1066 под предводительством герцога Вильгельма Нормандского, впоследствии Завоевателя, завоевали и покорили Англию, разбив в битве при Гастингсе последнего короля англо-саксов Гарольда Годвинсона.

Герцог Вильгельм Завоеватель основал в 1066 году нормандскую династию английских королей. На восточных берегах господствовали скандинавы.

С земли франков в Англию, нормандцы пришли уже как носители французского языка, французской культуры (хотя и со своими особенностями) и французского феодального государственного устройства. Завоеватели принесли с собою французский язык — его северный, нормандский диалект. (Норманны же — северные викинги, родиной которых была Скандинавия. Для нормандцев, принявших культуру и язык франков, Скандинавия была прародиной). Но память о своих героических предках была жива. Со временем нормандцы мигрировали и оккупировали некоторые территории в Европе.

В течение ближайших, после завоеваний, столетий в Англии образовался англо-нормандский диалект, включавший, как видно из названия, элементы и английского и нормандского. Англо-нормандский просуществовал в Англии до конца XIV века, после чего он бесследно исчез. До XIV века он был не только языком, на котором говорила знать, но и языком художественной литературы, — правда, памятников на нём осталось немного.

См. также: Нормандское иго и Нормандская архитектура

Норманны в Шотландии

Проникновение норманнов в Шотландию началось в середине XI века, со времен правления короля Малькольма III. Для Шотландии в целом характерна вторичная миграция нормандцев — из уже завоеванной ими Англии. Наиболее активно англо-норманны стали переселяться в Шотландию в первой половине XII века при короле Давиде I, который в молодости участвовал в борьбе за власть в Англии между наследниками Вильгельма Завоевателя. Давид I поощрял переселение англо-нормандских феодалов в южные регионы страны, создавая прочную опору королевской власти. Новая нормандская знать, из которой позднее вышли такие короли как Роберт Брюс, Иоанн Баллиоль и многие представители знатных шотландских родов, привнесла с собой норманнскую систему феодализма, которая стала применяться как в равнинной, так и (позднее) в горной части страны. Династия Стюартов, представители которой в XIV—XVII веках занимали престол Шотландии и Англии, также имеет свои истоки в англо-нормандских переселенцах. Помимо системы феодализма англо-норманны принесли в Шотландию северо-английский диалект, который со временем развился в собственно шотландский язык, постепенно вытеснивший из обращения исторически используемый шотландцами гэльский язык.

Норманны в Ирландии

На ирландскую культуру, народность и историю норманны оказали значительное влияние. Вначале, в XII веке они ещё сохраняли самобытность, но постепенно приняли культуру Ирландии и стали «более ирландцами, чем сами ирландцы» (со времён средневековья широко распространённая фраза, по латыни «Hiberniores Hibernis ipsis», происхождение неизвестно). Селились в основном на востоке Ирландии, в области радиусом примерно 20 миль вокруг Дублина. Построили много дворцов и поселений, включая замок Трим и Дублинский замок. Культуры перемешались, заимствуя друг у друга лексику, навыки и кругозор.

Норманны в Средиземноморье

См. также: Королевство Сицилия

Удачливые банды норманнов успешно плавали далеко на юг от Скандинавии. Группы воинов, призванные на службы феодалами Южной Италии, постепенно получили в управлении города Аверсу и Капую. Позднее норманны вышли из вассальной зависимости и покорили провинции Апулия и Калабрия.

С этих баз более организованные принципалы в конечном счёте смогли отвоевать острова Сицилия и Мальта у сарацинов. Области, которыми правили норманны, включали Абруцци, Апулию, Калабрию, Кампанию, Неаполитанское королевство и Королевство Сицилию в Италии, Фессалоники в Греции. На незначительный период Сицилийским Королевством захватывалось северное побережье Африки, — территории, в настоящий момент включенные в состав Туниса, Алжира и Ливии.

Норманнские воины

Нормандский воинский класс был новым и заметно отличался от старого франкской аристократии, многие из которых могли отследить своё происхождение к временам Каролингов, а норманны редко могли вспомнить предков раньше XI века. Большинство рыцарей были бедны и малоземельны; к 1066 Нормандия поставляла вооружённых всадников дольше целого поколения. Рыцарство в это время имело низкое положение в обществе, и показывало, что человек просто профессиональный воин.

Язык

Нормандский язык выработался как принятие местных старофранцузских диалектов завоевателями-норманнами, говорившими на старонормандском и развился в региональные языки Франции, существующие и сейчас.

 

 

Культура скандинавских стран в эпоху викингов. В V и VI вв. христианской эры культура скандинавов была тождественна культуре германцев, шедших в арьергарде великого переселения. Прокопий рассказывает, что герулы, вытесненные из своей страны лангобардами, бежали к тулитам, то есть на Скандинавский полуостров. «Эти тулиты, — говорит он, — делятся на тринадцать народов, и каждый имеет своего царя. Подобно остальным германцам, они поклоняются многим богам и духам неба, воздуха, земли, морей и источников. Этим божествам они приносят в жертву первых пленников войны».

Эта первобытная цивилизация значительно изменилась в период от V до X в. Действительно, с одной стороны, вследствие передвижения вендов к западу прекратилось влияние Германии на Скандинавию; с другой — скандинавы подверглись влиянию скритифиннов, которые, по словам Прокопия, жили бок о бок с ними на полуострове. Религия этих финнов, нечто вроде шаманизма, аналогичного верованиям нынешних финно-лапландских народов, своим влиянием содействовала искажению и усложнению первоначальной религии скандинавов. Об этом свидетельствуют и Эдды, которые рассказывают, что Один в скандинавских странах, у финнов и лапландцев, познакомился с магией и затем усовершенствовал ее.

Затем сами экспедиции викингов были причиной изменения культуры. Они дали возможность Скандинавии взаимодействовать с цивилизованными странами Юга и Запада; их последствием было перенесение на Север не только новых богатств, но и новых производств, мирного обмена и, наконец, христианства. Действительно, с ранних пор в страну привозилось множество пленных христиан; множество викингов возвращалось домой христианами. С другой стороны, знакомя норманнов с большими монархическими государствами, избавляя страну от мятежных элементов, походы викингов подготовляли образование северных королевств. Таким образом, эта эпоха морского разбойничества была в действительности временем прогресса и первых шагов по пути цивилизации.

Действительно, одновременно с разбойничьими походами и часто по тем же путям, шло деятельное торговое движение, направлявшееся, с одной стороны, из скандинавских стран к британским островам и Средиземному морю, с другой — в Византийскую империю и мусульманские государства Ближней Азии.

Скандинавы продавали в Западной Евpoпe меха, в Восточной — оружие, но повсюду они сами были главным предметом своего вывоза. Как в Англии они поступали на службу к Этельреду или Кануту, так и на Востоке, в славянских царствах и Византии они составляли гвардию государей. Они были швейцарцами той эпохи.

На свое жалованье они покупали ткани и украшения Центральной Европы. В могилах IX–X вв. найдено множе ство статуэток и украшений из драгоценных металлов; многие из этих драгоценностей — чистейшего восточного стиля. В сагах часто упоминаются драгоценные материи Южной Франции. Скандинавские вожди издавна наряжались с такой роскошью, которая мало соответствует представлению западных летописцев о грубости северян.

Многие скандинавы приносили домой деньги, заработанные ими за границей. В Швеции нашли огромное количество англосаксонских и византийских монет. Но вместе с этими деньгами найдены и другие, которые могли попасть на Север лишь путем мирного обмена. Таковы венгерские, богемские, итальянские монеты, деньги из Хорасана, деньги багдадских Аббасидов; большая часть их попала сюда через посредство богатого и торгового государства волжских болгар.

Все эти иностранные монеты относятся к двум различным эпохам: одни, менее ценные, — ко времени до VI в., осталь ные — к IX и X вв.; монеты, чеканенные в промежутке между этими двумя эпохами, встречаются крайне редко. Отсюда надо заключить, что южные пути, с VII в. закрытые для скандинавов вследствие вторжений гуннов и аваров, снова открылись для них в IX в. Мы знаем те обстоятельства, благодаря которым они снова открылись: основание варяжского княжества Рюриком неизбежно должно было отразиться на развитии цивилизации и богатства северных стран.

Северная письменность: руны. Север еще задолго до эпохи викингов имел свою особую письменность — руны (от скандинавского корня, обозначающего: рыть, вырезать). Их происхождение долго оставалось загадочным; теперь, по-видимому, установлено, что они происходят от древнего латинского алфавита и что они были занесены на север германцами, которые, в свою очередь, переняли их у кельтского населения альпийских областей.

Главные отличия латинских букв от рунических обусловлены, по-видимому, тем, что последние первоначально писались на дереве. С другой стороны, как в некоторых этрусских и итальянских надписях, руническое письмо иногда читается справа налево; в некоторых надписях встречаются даже попеременно строки, написанные слева направо и справа налево.

Впрочем, руническое письмо не осталось навсегда неизменным. Первые надписи IV в. и надписи позднейшего времени резко отличаются друг от друга. Особенно в VIII в. письменность значительно видоизменилась. Однако она не была сразу вытеснена латинским алфавитом. Еще в XIII в. законы Скании писались рунами. На острове Готланд руны употреблялись даже в XVI в.

Рунические надписи сообщают нам важные сведения о языке, цивилизации и нравах скандинавских стран в доисторическую эпоху. Мы узнаем из них, что в течение долгого времени не было заметной разницы между языком Севера и языком готского Евангелия Ульфилы. Они сообщают нам сведения о деяниях многих королей и, что еще более любопытно, о подвигах многих скандинавов низшего класса и, наконец, о первых завоеваниях христианства на Севере.

Религия Одина и первые шаги христианства в скандинавских странах. Скандинавская мифология — наиболее сложная из германских мифологий. Исполины, карлы, божественные змеи, кудесники и боги сталкиваются здесь и истребляют друг друга в бесконечных войнах, пока в Валгалле не воцаряется Один, сын Борра, со своей женой Фриггой и сыном Тором. У ног, этих трех главных богов толпится несметное множество второстепенных божеств, олицетворяющих благодетельные или зловредные силы природы.

По словам западных летописцев, замечавших, что норман ны всегда особенно охотно нападали на церкви и монастыри, скандинавы были фанатически преданы вере в Одина. Но судя по истории их обращения, можно скорее предположить, что эта религия не пустила глубоких корней на Севере; она оказала гораздо менее продолжительное и кровавое сопротивление, чем язычество балтийских вендов. Притом, в некоторых отношениях религия Одина поддавалась преобразованию.

Добрые гении, эльфы, могли быть обращены в ангелов, злой дух, Локи, — в сатану. Молот Тора, бога грома и войны, рано был отождествлен с крестом Христа, тогда как сам Христос занял место бога Бальдура, предательски убитого злым Локи.

С VI в. на Севере встречаются рядом с византийскими монетами, носящими изображение Христа, святых или епископов, христианские драгоценности и украшения. Очевидно, в то время на Севере уже были христиане, пленники или крещеные скандинавы. Но настоящая проповедь Евангелия началась позднее. Первый миссионер, действовавший в Ютландии, англосаксонский монах Виллиброд (около 700 г.), по-видимому, не имел успеха. Лишь после основания Каролингской монархии евангельская проповедь становится на Севере постоянной. Действительно, франки были сильно за интересованы в обращении своих воинственных соседей.

Около 820 г. архиепископ Реймсский Эббон и епископ Камбрэ Галитгар были посланы Людовиком Благочестивым к ютландскому королю Гаральду; встретив радушный прием, они образовали здесь небольшую христианскую общину. Спустя несколько лет Гаральд, изгнанный своими подданными, отправился к императору просить помощи. Император согласился помочь ему, но предварительно заставил Гаральда и его спутников креститься и отправил с ними на Север двух корвейских монахов, Анскара и Отберта. Вернувшись в свое королевство, Гаральд в следующем году снова был изгнан, но Анскара и Отберта, которые приобрели уже множество последователей, победители не отпустили. Ободренный своими успехами, Анскар вскоре за тем отправился в Швецию. Хорошо принятый королем Бьорном, он утешил пленных христиан, находившихся в стране, и обратил в христианство многих шведов, даже из среды знати. Около 831 г. он вернулся в Западную империю и получил от императора новую архиепископскую кафедру в Гамбурге, учрежденную специально для него и предназначенную играть в обращении северян ту же роль, которую играл Майнц в обращении Германии.

Но в 840 г. шайка викингов разграбила и сожгла Гамбург; в то же время в Швеции вспыхнуло восстание, и миссионеры, сменившие здесь Анскара, были частью изгнаны, частью убиты. Анскар не потерял мужества: в 848 г. он основывает церковь в торговом городе Шлезвиге, а в 854-м снова посещает Швецию. Новый король, Олаф, спросив мнение своих подданных в большом народном собрании, разрешил проповедь новой веры и даже уступил участок земли для постройки часовни.

Эти успехи не раз вызывали протест: церкви сжигались, миссионеры умерщвлялись. Следует ли видеть в этом ре цидивы языческого фанатизма? Более вероятно, что они вызывались новыми стеснениями, которые приносило с собой христианство. Христианин не мог быть викингом; он должен был отказаться от личной мести, многоженства, обычая бросать новорожденных и т. д. Строго требовалось соблюдение постов и праздников; наконец, священники требовали точной уплаты десятины. Всем этим и объясняется то сопротивление, которое встречало христианство еще во времена Адама Бременского. Обращение всего народа могло быть достигнуто лишь силой. Оно было совершено теми государями, которые в последующем основали королевства в Швеции, Норвегии и Дании.

 

 

Викинги ВИКИНГИ (варяги, норманны), скандинавы, пиратствовавшие в 9-11 вв. в морях Европы. Викинги грабили корабли, прибрежные селения, монастыри и даже целые города (Париж, Севилью). Обычно они сгоняли на берег и забивали скот, уводили людей в рабство, сопротивлявшихся убивали. Иногда им удавалось возложить регулярную дань на население. Викинги захватывали силой земли для поселения, как это произошло на Британских островах: в Англии образовалась т. н. территория датских законов - Денло, в Ирландии викинги основали несколько городов, в том числе Дублин, где правил конунг. На севере Франции, где викинги получили земли в лен от французского короля, образовалось герцогство Нормандия. Шведы взимали дань с балтийских, финских племен, с северных славян. На Руси скандинавы стали основателями правящей династии Рюриковичей, позднее варяги входили в состав дружин князей, а также служили в гвардии византийских императоров. С образованием государств в Скандинавии экспансия северян приобрела характер государственной политики. В конце 10 в. исландские викинги открыли Гренландию, заселив отдельные ее районы, откуда они двинулись в далекие путешествия дальше на Запад, достигли Северной Америки (Винланд, Маркланд, Хеллуланд). Их дальнейшим путешествиям, видимо, помешало локальное похолодание, также изменившее и климат Гренландии. Походы викингов прекратились около середины 11 в. Их потомки, норманны из Нормандии, в 1066 завоевали Англию после битвы при Гастингсе, а также Южную Италию и Сицилию, где Роберт Гвискар основал Сицилийское королевство. На Руси (происхождения названия Русь многие ученые связывают также с именем одного из скандинавских племен) варягов четко отличали от знати скандинавского происхождения. Варягами именовали в основном дружинников и - позднее - купцов, еще позднее - иностранцев вообще. Как наемная военная сила, непосредственно не связанная с интересами славянских племен, они играли важную роль в походах на соседние государства. Были они и первыми христианами, еще до крещения Руси. Некоторая часть варягов на Руси ассимилировалась. С конца 10 в. личная гвардия византийских императоров стала комплектоваться из варягов (греч. barangoi), ранее служивших на Руси. Здесь их корпус также утратил свою этническую однородность и последний раз в русских летописях варяги упоминаются в рассказе о взятии Константинополя крестоносцами в 1204. Такая завоевательная активность вызывалась целым рядом факторов: распадом родового коллектива, относительной перенаселенностью, появлением парусных судов, расцветом торговли на Балтике - известно, что грабительские и торговые поездки часто совмещались. Но, безусловно, лишь социально-экономическими факторами стремление викингов к походам не объяснить. Лишь походы и завоевания считали они делом, достойным мужчин. В их среде было развито устное творчество, позднее, с развитием письменности, преобразившееся в саги. Несмотря на то, что саги были созданы спустя сто и более лет после описываемых событий, они исторически довольно точны. В плавания викинги отправлялись летом. В походах участвовали, в основном, молодые люди, хотя некоторые оставались викингами до старости. Существовали так называемые морские конунги, у которых не было земли. Они всю жизнь проводили в плавании и "никогда не спали под закопченной крышей". Обычно дружиной руководил знатный человек, решениям которого в походе следовали спутники. Добыча делилась поровну, при этом вождю полагалась особая доля. Викинг был вооружен мечом или боевым топором, копьем, луком со стрелами, защищен щитом, шлемом, кольчугой или чешуйчатым доспехом. Древние воины (берсеркеры, от названия медвежьих шкур, которыми они покрывались) прибегали к различным возбуждающим средствам для поднятия боевого духа. Стихийная жажда приключений, обуревавшая викингов, часто называется берсеркерством. Основным средством передвижения викингов был корабль. Существовало несколько типов судов. В военных предприятиях использовались быстроходные длинные узкие корабли с парусом и веслами. Небольшая осадка позволяла приставать на таких кораблях прямо к берегу и подниматься по рекам. Для торговых поездок строились более короткие кнорры с высокими бортами, конструкция которых позволяла перевозить больший груз. О важности корабля в жизни викингов свидетельствует обряд захоронения в лодке, известный как по письменным свидетельствам, так и из раскопок. Так называли в Скандинавии воинов, совершавших походы в другие страны. Викинг - пират и воин, искатель добычи и славы, которую могли доставить ему военные подвиги. Их называли "северными людьми" в Европе, норманнами во Франции, датчанами в Англии, аскеманнами в Германии, варангами в Византии и варягами на Руси. Родиной викингов был Скандинавский полуостров на севере Европы. Земля там была неплодородной, часто случались неурожаи. У скандинавов даже существовал жестокий обычай: в голодные годы младенцев, прежде всего девочек, уносили в лес и оставляли там умирать. Леса и горы, покрывающие территорию Скандинавии, мешали развитию торговли. Поэтому скандинавы (к которым относились датчане, шведы и норвежцы) быстро освоили морские пути вдоль своих изрезанных заливами (фьордами) берегов. Они не имели государства, жили племенами. У каждого племени был военный вождь - ярл, или конунг, имевший постоянную дружину (кстати, русское слово "князь" произошло именно от скандинавского "конунг" - вождь). Дружинники приносили вождю клятву верности, нарушив которую, они покрыли бы себя несмываемым позором. Вернуться из сражения, в котором пал вождь, было признаком трусости, самым постыдным делом. Постепенно население увеличивалось. Но из-за скудости природы далеко не всем хватало земли, чтобы прокормить себя и семью. Молодые крестьяне вынуждены были уходить из родных мест и становиться воинами. Не были исключением и сыновья знатных родов, которым ничего не оставалось, как искать богатства на чужбине. Дух странствий, невиданные сокровища, рассказы о которых привозили побывавшие в торговых экспедициях соплеменники, будоражили воображение молодёжи. Они собирались в дружины, предводительствуемые молодыми ярлами, в надежде добыть славу и богатство. Так к VIII в. появилось множество "морских конунгов", у которых была дружина, но не было земли. Они-то и стали первыми викингами. В 793 г. викинги напали на английский остров Линдисфарн, разграбили и разорили монастырь. Так началась эпоха викингов, нашествие "северных людей" на Европу, которому суждено было продлиться три века. По всей Европе духовенство молилось: "Боже, избавь нас от неистовства норманнов". Нельзя сказать, что Европа впервые столкнулась с разбойничьими нападениями. Но многочисленные экспедиции викингов, захват ими новых земель можно было сравнить лишь с нашествием варваров на Римскую империю, ужасы которого только-только стали забываться. Набеги викингов сначала были неорганизованными, нападавших было немного. Но раздробленной Европе хватило и этого, чтобы застонать под натиском их отрядов. В IX в. викинги захватили Ирландию, Англию, разорили и сожгли Нант, Гамбург, Пизу, Шартр, а в 845 г. один из самых знаменитых ярлов - Рагнар Лодброг - вошёл в Париж. "Ни один город, ни один монастырь не остались неприкосновенными. Все обращались в бегство...", - подобными жалобами заполнены все хроники того времени. Сначала в Англии, а затем и во всей Европе начинается лихорадочный сбор "датских денег", чтобы или откупиться от нападения викингов, или выкупить у них захваченные города и земли. Но норманнам уже мало случайной добычи, полученной от нападений на изрядно потрёпанные ими же прибрежные города. Они начинают укрепляться на побережье, чтобы, совершая рейды в глубь стран, захватывать всё новые и новые территории. Так в Северной Англии образовалась Денло - область датского права, которую контролировали викинги и где господствовали скандинавские обычаи. К X в. датские короли повели массированное наступление на Европу. Эпоха неорганизованных походов закончилась. Мощные объединённые дружины скандинавов обрушились на слабые европейские государства, отбирая одну территорию за другой. Недаром датчан считали одними из самых грозных захватчиков. Не отставали и другие викинги. Далёкие северные земли Руси и императорский Константинополь изведали тяжёлую руку морских разбойников. В 911 г. викинг ярл Рольф (Роллон) заставил короля Франции Карла Простоватого дать ему в лен (наследственное владение за военную службу) завоёванную им область Северной Франции, которая потом стала называться Нормандией. В Ирландии викинги основали город Дублин и завоевали всё восточное побережье. Викинги нападали на арабскую Испанию и Италию. Потомки викингов - нормандцы - завоевали Неаполь и остров Сицилию и образовали там Королевство обеих Сицилий. Особенно тяжело приходилось Англии, нападения на которую продолжались все три века норманнских походов. Ей так до конца и не удалось избавиться от владычества захватчиков: в 1066 г. потомок Роллона, офранцузившийся норманн Вильгельм Завоеватель, покорил Англию, провозгласив себя её королём. Викинги вели не только завоевательные походы Будучи профессиональными воинами, они становились наёмниками в Византии, на Руси и даже Западной Европе, где сражались против отрядов своих же соплеменников. Помимо захвата чужих земель силой викинги вели и мирную колонизацию. В 874 г. норвежцы заселили Исландию. В 80-е гг. X в. ярл Эрик Рыжий открыл Гренландию, которая вскоре также была заселена скандинавами. А в 986 г. сын Эрика Рыжего, Лейф Счастливый, на 500 лет раньше Колумба открыл Америку, которую назвал тогда "Винланд". Занимались викинги и торговлей Именно они открыли знаменитый путь "из варяг в греки" по рекам Древней Руси. Дольше, чем другие народы Европы, скандинавы оставались язычниками (т. е.. не признавали христианской религии). Согласно их вере, от бога Хёймдаля произошли три сына: Трель - раб, давший начало роду рабов, Карл - прародитель землепашцев и Ярл - прародитель воинов. Викинги, конечно же, считали, что ведут свой род от Ярла и его сына Кона (конунга) и поэтому должны зани-маться только благородным ратным делом. По представлению скандинавов, они жили в Митгарде - срединной усадьбе, которую окружал враждебный мир - Утгард. Поэтому в эпоху походов викингов наиболее почитаемыми становятся боги-воины - Один и вооружённый страшным молотом Тор, которые боролись с чудовищами и великанами, населявшими Утгард. Видимо, именно поэтому Один и Тор становятся во время походов викингов наиболее почитаемыми божествами. Валькирии, воинственные девы, послушные Одину, награждали воинов победой или смертью по решению богов. Деяния богов и героев были воспеты скандинавскими певцами (скальдами) в героических песнях - сагах. Неизбежная враждебность окружающего мира принуждала викингов противопоставлять ему вели-кие деяния своих богов. Именно поэтому во время походов викингов появляется наибольшее коли-чество саг, а время походов викингов с полным правом можно назвать языческим ренессансом. Скандинавы веровали в неизбежность конца мира, когда силы зла, воплощённые в Великом волке Фенрире и Мировом змее Ёрмунганде, вырвутся на свободу и в последней битве, в час Рагнарёк, погибнут все боги, герои и храбрейшие воины, призванные на помощь Одином. Вместе с ними должны исчезнуть и злые силы. После этого возродятся новая земля и новые боги, и всё начнётся сначала. Викинг должен принять смерть на поле брани с оружием в руках, лишь тогда он попадёт в золочёные палаты Одина - Валхаллу, где есть место только доблестным воинам, которые будут участвовать в последней битве богов. Такая религия воспитывала в скандинавах непреклонность и бесстрашие даже перед лицом поражения и смерти. Викинги очень ценили удачливых ярлов. К ним в дружину воины шли с охотой. Викинги считали удачу одним из главных признаков благоволения богов. Считалось, что богатство тоже приносит удачу, и если оно перейдёт в другие руки, то и удача оставит этот род. Поэтому богатство или зарывали и прятали (чтобы потом никогда не откопать), или раздаривали дружине. Хвалебная песнь, которую посвящали конунгам и ярлам, тоже должна была приносить удачу. Поэтому скальдов иногда даже принуждали, угрожая смертью, сочинять подобные песни, чтобы удача сопутствовала вождю. Нравы викингов были жестоки, впрочем, в этом они мало отличались от нравов других народов Ев-ропы того времени. Существовала родовая месть, когда вырезали всё мужское население враждебно-го рода. Всех захваченных пленников, если они не могли заплатить выкуп, викинги обращали в рабов. Невозможно было разжалобить жестоких воинов: красота и молодость привлекали их только как товар, а старость вызывала не почтение, а раздражение, как ненужная обуза. Вооружение викинга состояло из лёгких доспехов, шлема, часто рогатого (чтобы врагу труднее было наносить удар), иногда копья, кинжала и всегда - меча. Важной воинской принадлежностью было и весло корабля. Это не значит, что его постоянно носили с собой или ходили с ним в бой. Дело в том, что воины-викинги всегда гребли сами. Сидеть за веслом - дело свободного человека. Если же весло давали рабу, он переставал быть рабом и становился равным. Важную роль для викингов играл корабль. Они относились к нему как к своему жилищу. И дейст-вительно, часто он на всю жизнь заменял им родной дом. От скорости и других качеств корабля зависела и удача в военном сражении, а часто и жизнь воинов. Киль корабля делался из одного целого дерева, в длину корабль достигал 20-50 м, т. е.. на одном корабле могло уместиться до 150 человек. Корабль украшали деревянной головой змея или дракона, поэтому викинги называли свой корабль "дракон" или "большой змей" - драккар. Корабль был очень устойчив и имел небольшую осадку, что позволяло ему легко входить в устья рек. Помимо вёсел драк-кар имел четырёхугольный парус и был чрезвычайно лёгок в управлении. Даже в бурю с ним мог справиться один человек. Среди викингов были особые воины, которых называли берсерками (или берсеркиерами). Это были люди, одержимые боем. Они не носили доспехов. Опьянённые сражением, они срывали с себя даже одежду и крушили противника, не замечая ран и боли. Как правило, они были обоерукими (т. е.. сра-жались сразу двумя мечами в правой и левой руках). Берсерки очень ценились в дружине. Один берсерк приравнивался к 20 воинам. Это были отчаянные воины. Постепенно изменялись условия жизни в Скандинавии, да и сами викинги, разнеженные золотом и богатством, переставали быть ужасными и непобедимыми воинами. Против разрозненных дружин выступили короли Дании и потомки викингов, ранее захвативших обширные земли Европы, которых продолжали тревожить алчные сородичи. Теперь и там их начали проклинать как разбойников и грабителей. Крестьяне сплачивались вокруг оседлых конунгов, кото-рые не гонялись за добычей в чужих землях, а защищали мирное население от поборов бродячих ярлов. Викинги стали изгоями, бродягами, пиратами. Ими уже не гордились. Век небольших дружин подходил к концу. И даже берсерки не могли помочь отряду в 50 человек победить сильные королевские гарнизоны. Три столетия войн многому научили Европу - она уже не была так беспомощна, как раньше. Постепенно натиск викингов на Западную Европу ослаб. В XI в. в Скандинавии сложились собст-венные королевства, а викинги - завоеватели Нормандии, Англии, Италии, Ирландии, Сицилии - постепенно перенимали обычаи народов, с которыми бок о бок жили на своих новых землях. "Эпоха викингов", начавшаяся в VIII в., к концу XI в. благополучно завершилась.

 

Основные занятия

Основными занятиями древних норманнов были скотоводство и морские промыслы. В поисках рыбы и морского зверя они совершали дальние плавания по северным морям. Земледелие в Скандинавии и на равнинах Дании не обеспечивало население хлебом даже в урожайные годы. И норманны пускались за море, с тем чтобы в земледельческих странах Европы менять меха, рыбу, кожу, мед и жир на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Простую торговлю они совмещали с работорговлей, так как в некоторых европейских областях рабы были тогда самым ценным товаром.

В Скандинавских странах при разложении родового строя выделилась родо-племенная знать. После смерти главы семьи, входившей в эту верхушку, имущество по обычаю становилось собственностью старшего сына. Чтобы обеспечить младших, обездоленных сыновей, отец, как правило, «пускал их по миру», только не с сумой, а с ладьей. Сыновья знатных норманнов набирали военные дружины из закрепощённых, свободных людей — бондов, которые и сами часто занимались торговлей, и возглавляли грабительские морские экспедиции в «хлебные» страны Европы. Вожди этих дружин — конунги («морские короли») — выступали иногда как торговцы, но чаще как пираты: захватывали суда, грабили приморские и приречные селения и города. Согласно сагам, норманны использовали различные типы военных (пиратских) судов, главным из них к началу IX в. был кнёр — одномачтовый мелкосидящий парусник из дуба с 16 парами весел, длиной около 24 м и шириной около 5,5 м, хорошо зарекомендовавший себя и в морских и в речных походах. Во время плаваний норманны ориентировались по солнцу и звездам, в частности по Полярной, носившей имя Лейдар.

Участников пиратских экспедиций сами скандинавы называли викингами. Происхождение и первоначальное значение этого термина не вполне выяснено. Теперь большинство историков разделяет мнение тех шведских ученых, которые производят термин «викинг» от глагола «викья» — поворачивать, отклоняться. «Викинг» —...это человек, который уплыл из дома, покинул родину, то есть... морской воин, пират, ушедший в поход за добычей».

От своих берегов норманны плавали и совершали набеги по всем направлениям. Двигаясь на восток, они (главным образом шведы) пересекали Балтийское море, заходили в Рижский и Финский заливы и, пользуясь древнерусскими торговыми путями, достигали по рекам Восточной Европы, Черного и Каспийского морей, а по ним проникали в Византию, арабские халифаты и Среднюю Азию. Оттуда в Европу они доставляли шелка, пряности, вина, ювелирные изделия и серебро в монетах.

Двигаясь на запад, норманны (в основном норвежцы) оседали на островах Северной Атлантики, первые пересекли океан, открыли Гренландию и посетили северо-восточные берега Америки. Датские и норвежские викинги укрепились на некоторых малых Британских о-вах и на востоке Ирландии. На о. Великобритания они частью подчинили своей власти англосаксов, частью брали с них громадный выкуп или облагали тяжелым налогом — «датскими деньгами». Они дважды завоевывали Англию и временно отступали.

Двигаясь на юг, к берегам Франции, норманны завоевали низовья Сены, п-ов Котантен, который с того времени часто величают Нормандией, и близлежащие о-ва Джерси и Гернси — их и теперь называют Нормандскими. Укрепившись в приморской Северной Франции, но утратив свой язык, офранцуженные норманны во главе с Вильгельмом Бастардом («Незаконнорожденным») в 1066 г. завоевали Англию — в третий раз, но теперь уже окончательно.

Продвигаясь еще дальше на юг, грабя побережье Бискайского залива и атлантические берега Пиренейского п-ова, норманны проникали в Средиземное море через Гибралтар, воевали на море с арабами, разоряли приморскую полосу Южной Европы и доходили до Сицилии и Южной Италии. Там они могли встречать своих земляков — или своих соседей-шведов — на византийской службе, посылаемых из Константинополя, куда те приходили по рекам Восточной Европы «из варяг и греки». Таким образом, норманнские водные пути в IX–XI вв. опоясывали всю Центральную, Западную и Южную Европу, захватывая и довольно широкую полосу Восточной Европы.

 

Путь «из варя́г в гре́ки» (также Варя́жский путь или Восто́чный путь, др.-сканд. Austrvegr)[1] — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: