Жизнь средневековой деревни




Учитель: В средневековом обществе те, кто трудились, - а большую их часть составляли крестьяне – считались третьим сословием, необходимым в обществе, - и всё же третьим, самым низшим. Отношение других членов общества к крестьянам было двойственным. С одной стороны, крестьянин – всеобщий кормилец, и его деятельность, безусловно, угодна Господу. С другой стороны, крестьян презирали за грубость и невежество. Приниженное положение крестьян в обществе было тесно связано с их несвободой и тем, что они не имели в собственности главного богатства Средневековья – земли. Земля, дававшая крестьянам пропитание, принадлежала сеньорам. В Европе тогда говорили: «Нет земли без сеньора».

Земля, принадлежавшая феодалу, крестьяне, обрабатывавшие её, те платежи и работы, которые они выполняли в пользу сеньоров, - всё это историки именуют сеньорией (иногда – словом «вотчина», которое подчёркивает её передачу по наследству от отца к сыну).

Земля сеньории обычно (но не всегда) делилась на две части. Одну феодал оставлял для себя: леса, где он охотился, луга, где паслись его кони, господское хозяйство, где работали либо несвободные слуги сеньора, либо зависимые крестьяне. Весь урожай с господского поля, разумеется, шёл в закрома сеньора. Другая часть земли делилась на наделы, которые передавались крестьянам. За пользование землёй феодала крестьяне несли повинности в его пользу. Слуги сеньоров заносили крестьянские повинности в специальные описи. Это закрепляло подчинённое положение крестьян. Но когда повинности были записаны, сеньор уже не мог произвольно увеличивать их. Повинности – обязанности крестьян перед сеньором.

Ученый-архивариус: Повинностями крестьян могли быть: работа на господском поле (барщина), уплата оброка продуктами или деньгами. Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в перевозках грузов, в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться судебным приговорам сеньора.

Свободных крестьян к XII веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой – несколько дней в неделю. Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал около половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Некоторые крестьяне обязаны были платить сеньору за право вступить в брак или унаследовать имущество умершего отца. Эти платежи они воспринимали особенно болезненно. Однако Западная Европа в отличие от Восточной Европы XVI-XIX веков (в том числе Россия) не знала крепостного права.

Крестьянские повинности иногда бывали весьма обременительны, зато они не менялись из года в год и даже из поколения в поколение. Увеличить их феодалу было достаточно трудно. Конечно, сеньоры часто пытались это сделать, нарушая давний обычай, но такому произволу крестьяне упорно сопротивлялись. В этом случае они могли жаловаться на сеньора королю и нередко добивались справедливости.

Ученый-археолог: Будни средневековой деревни. Жизнь крестьянина текла неспешно и однообразно. Изо дня в день, из года в год повторялись одни и те же занятия. Дети жили так же, как их отцы и деды, и этим вполне довольствовались: главное, что не хуже.

Ритм жизни крестьян был задан самой природой. В страду, когда решалась судьба урожая, работали от зари до зари. Весной вскапывали землю, сеяли яровые, ухаживали за виноградниками. Летом заготавливали сено, жали серпами созревший урожай, особыми цепами мололи колосья и ссыпали зерно в закрома. Осенью собирали виноград, делали вино, сеяли озимые. Затем наступало короткое время отдыха, когда устраивали деревенские праздники, играли свадьбы. И вот уже пора готовить нехитрый инвентарь к новой полевой страде. Никакой другой жизни крестьяне не знали, ведь очень редко они уходили из своей деревни дальше, чем до ближайшего города или монастыря. В этом узком мире все знали друг друга, привыкли полагаться только на себя и друг на друга и не любили чужаков.

Ещё в раннее Средневековье в сельском хозяйстве распространилось трёхполье. Вся пахотная земля делилась на три равные части. Одно поле засеивали яровыми, второе – озимыми, а третье не засеивали, давая ему отдохнуть и восстановить плодородие. На следующий год первое поле оставляли под пар, второе засевали яровыми, третье – озимыми. На третий год цикл заканчивался. При такой системе земля меньше истощалась. Плодородие почвы увеличивали также за счёт чередования разных культур и использования удобрений. Впрочем, урожайность, хотя и выросла, но оставалась низкой. В XI-XIII веках она составляла сам-два или сам-три, в лучшем случае – сам-четыре. Это значит, что с каждого мешка посеянного зерна собирался урожай от 2 до 4 мешков. А ведь крестьянин должен был, собрав урожай, отложить семена для следующего посева, отдать десятину церкви и оброк сеньору, а на остальное прожить вместе со своей семьёй до следующего урожая! Даже в благополучные годы многие крестьяне недоедали и чуть ли не каждые 5-6 лет случались недороды и неурожаи. В такие годы от голода и вызванных им болезней умирали целыми семьями. Хрупкое благополучие крестьянского двора легко могли разрушить и набег врага, и феодальная усобица, и произвол собственного сеньора. Но крестьянское хозяйство быстро восстанавливалось. После самых тяжёлых войн и эпидемий выжившие снова распахивали землю и собирали урожай. Жизнь текла своим чередом.

Натуральное хозяйство. В замкнутом крестьянском мире почти всё необходимое для жизни производилось в каждой деревне. Продовольствием крестьяне обеспечивали не только себя, но и своего сеньора с его людьми, и близлежащий город. Одежда им нужна была самая простая, какую они долгими зимними вечерами могли сделать сами. В деревне обычно имелся собственный кузнец, а простой горшок из глины умел сделать себе почти каждый, так что покупать было особенно нечего, да и платить за покупки нечем – ведь, чтобы иметь деньги, нужно было продать что-то своё, а большинству крестьян и продавать-то нечего – только бы самим прожить. Да и кому продать, если в соседних деревнях производят то же самое, а сравнительно небольшие города пока могут потребить совсем немного?

Такое состояние экономики, когда почти всё необходимое не покупается, а производится на месте, называется натуральным хозяйством. В первые столетия Средневековья натуральное хозяйство господствовало в Европе, но не полностью. Во-первых, кое-что всё же приходилось покупать или выменивать. Например, соль нужна всем, а добывается далеко не везде. Во-вторых, запросы сеньоров были гораздо выше, чем крестьян. Правда, сеньоры активно потребляли «домашнюю» продукцию своих крестьян, а в их замках и усадьбах часто работали собственные ремесленные мастерские. Но феодалы испытывали растущую потребность в более дорогих и престижных товарах: в тонких тканях и драгоценностях, в хорошем оружии и в породистых скакунах. Всё это привозилось издалека, так что торговля сохранялась, а в чём-то и развивалась.

Община. Чтобы устоять в трудной борьбе с природой и успешно сопротивляться попыткам давления со стороны сеньора, у крестьян не было иной опоры, кроме них самих. Крестьяне одной или нескольких деревень объединялись в общину. Община играла огромную роль в жизни крестьянина, организуя всю жизнь деревни. На общинных собраниях решались многие важные вопросы жизни односельчан. Крестьяне совместно определяли, яровыми или озимыми засеивать то или иное поле и чем именно – рожью, ячменем или чем-то другим. Община устанавливала правила пользования деревенскими угодьями – сенокосом, пастбищем, лесом, рыбными ловлями. Всё это не делилось между отдельными семьями, а оставалось в общем пользовании. Община разрешала споры между крестьянами, организовывала помощь наиболее нуждавшимся членам – погорельцам, вдовам, сиротам. В столкновении с чужаками крестьянин опять-таки мог рассчитывать на её помощь. Усилиями общины строилась приходская церковь, содержался местный священник, поддерживался порядок в округе. Члены общины вместе не только трудились, но и отдыхали. На праздниках и свадьбах веселились все общинники. Одним словом, крестьянин не представлял себе жизни вне общины.

Крестьянская культура. Умея трудиться, крестьяне умели и наслаждаться отдыхом. На праздниках крестьяне пели и танцевали, состязались в силе, ловкости или меткости, с удовольствием смотрели нехитрые представления заезжих артистов. Даже те крестьянские праздники, которые были освящены христианством, часто восходили к языческим празднествам. Да и сами крестьяне, как и встарь, верили в колдовство, оборотней и домовых.

Средневековая деревня была почти сплошь неграмотной. Зато устное народное творчество – фольклор – отличалось богатством и выразительностью. Старинные песни, сказки и пословицы вобрали в себя всю народную мудрость. Нередко в них звучали мечты крестьян о сказочной стране Кокань, где не нужно работать: знай себе лежи-отдыхай, а в рот тебе сами прыгают вкуснейшие кушанья. Распространённым персонажем крестьянских сказок был удачливый дурак, а также бедный, но добрый и смышлёный крестьянский сын, которому удавалось посрамить жадного и злого богача и найти своё счастье. Во многих фольклорных произведениях звучат жалобы крестьян на их тяжёлую участь и стремление к справедливости, воплотить которую в жизнь иногда удаётся благородным разбойникам, мстящим за обиженных и обездоленных. Самый знаменитый из них – бесстрашный хозяин Шервудского леса Робин Гуд, меткий стрелок и надёжный защитник простых людей от произвола феодалов. Ему посвящено множество английских баллад.

Учитель: Главным богатством в средние века была земля. Так как земля принадлежала феодалам, крестьяне находились в зависимом положении от них. Но именно благодаря труду крестьян существовало средневековое общество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: