В большинстве школ города ученическое самоуправление- это обычная поддержка завучу или директору. Но в действительности ученическое самоуправление- это орган, являющийся управляющим советом среди школьников. Он не является общественной организацией, а включает в себя представителей таких организаций.
Ученическое самоуправление в форме совета обучающихся – это требование современного российского законодательства (273-ФЗ «Об образовании», 26 статья и 34 статья), а не просто добрая воля директора образовательного учреждения или педагогического состава.
Школьное самоуправление не должно быть «управлением самим собой», оно должно стать участием в управлении школой как местным сообществом. У участника школьного самоуправление большое количество обязанностей. Ученическое самоуправление является также контролем качества образования. Для продуктивности работы участникам школьного самоуправление желательно иметь собственное помещение (класс, кабинет) и контактировать с ближайшими школами района.
Орган ученического самоуправления – это коллегиальный представительный орган.
Основные задачи органа ученического самоуправления:
1. Участвовать в утверждении НПА (нормативно-правовых актов), если они касаются интересов обучающихся;
2. Получение и распространение информации от администрации школы к её учащимся;
3. Вносить предложения администрации;
4. Содействие администрации и общественным организациям на базе образовательного утверждения;
5. Содействие деятельности администрации по соблюдению правил, распорядка;
6. Участвовать в разрешение конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений;
7. Рассмотрение обращений;
8. Взаимодействие с органами ученического самоуправления других образовательных учреждений.
Принципы органа ученического самоуправления:
1. Добровольность;
2. Включенность всех групп детей;
3. Приоритет развития ребёнка;
4. Повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех касающихся его решений с учётом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей);
5. Доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
6. Открытость, честность.
Ошибки в деятельности органа ученического самоуправления:
1. Изоляция органов ученического самоуправления от других субъектов самоуправления, т.е. педагогического и родительского;
2. Отсутствие систематической работы по отбору и подготовке актива;
3. Смещение акцента работы органов ученического самоуправления только на досуговую деятельность;
4. Замкнутость только на своей школе;
5. Отсутствие постоянно выделенного помещения и времени для работы ОУС.
«+» органов ученического самоуправления | «-» Органов ученического самоуправления |
большая связь; опыт; развитие личных качеств; креативные идеи; умение управлять; помощь администрации; решение конфликтных ситуаций; мотивация других учащихся; большое количество ресурсов; умение работать в команде; | ограниченность времени; большая трата энергии; ответственность; страх ошибиться; большие затраты; возникновение конфликтных ситуаций; отсутствие соратников; неодобрение и непонимание; недоверчивость; |
*Факты в таблице по мнению участников
Если вы председатель, секретарь, президент, министр, активист и хотите изменить деятельность органа ученического самоуправления в вашем образовательном учреждении, то существуют три варианта к достижению поставленной цели:
1. Реформа (кардинальное и быстрое изменение всей структуры, порядка формирования органа ученического самоуправления;
2. Постепенное изменение (вносить какие-либо незначительные корректировки в организацию органа ученического самоуправления; в будущем найдётся тот, кто продолжит начатое вами и доведёт это до конца);
3. Сделать всё наспех (быстро, некорректно, без мнения других учащихся что-то создать и потом всё встанет, и не будет работать).
ü Мы сами в праве выбирать любой из вариантов действий к достижению цели, главное – само действие!
«+» и «-» работы органа ученического самоуправления для различных субъектов обучения и воспитания.
Субъект обучения и воспитания | «+» работы ОУС | «-» работы ОУС |
Учитель | Развитие детей, установление взаимоотношений между учеником и учителем, помощь учителям; | Пропуск уроков из-за мероприятий, безответственность в выполнении своих обязанностей; |
Директор | Большие связи, огромная помощь со стороны активистов школы, авторитет образовательного учреждения; | Возникновение конфликтных ситуаций, появление конкуренции между другими образовательными организациями; |
Завуч | Ученики-активисты делают большую часть работы заместителя директора, учащиеся образовательного учреждения предлагают новые и грандиозные идеи; | Недоверие работы активистам; |
Обучающийся - участник | Знакомство с большим количеством людей, большие возможности, саморазвитие и самореализация, «везде и всё»; | Недостаток свободного времени, недопонимание со стороны взрослых и ровесников, страх допустить ошибку или не справиться, творческий кризис, терпение; |
Обучающийся - получатель | Наличие свободного времени, получение актуальной информации за счёт других людей, отсутствие ответственности за свои действия, большое количество идей, доводящих до конца другими людьми; | Недостаток общения, отсутствие опыта, ограничение в саморазвитии и в самореализации; |
Классный руководитель | Помощь учащихся образовательного учреждения в реализации идей учителя; | Страх отдать своего активиста в другую организацию, неадекватность учащихся, большая ответственность; |
*Факты в таблице по мнению участников
Формы организации органа ученического самоуправления:
ü Коллегия;
ü Дума;
ü Совет;
ü Парламент;
ü Организация
Мы рассмотрели орган управления на уровне школы/лицея/гимназии, а есть ли орган, который регулирует и контролирует ученическое самоуправление во всей стране? Да, он действительно есть – это Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи» (РСМ). Она является одной из самых массовых, негосударственных, некоммерческих, неполитических молодежных объединений России. Главная цель – помочь молодому человеку найти свое место в жизни, самореализоваться и продвинуться по карьерной лестнице.
Главное помнить, что всё в наших руках!
Хочешь изменить структуру органа ученического самоуправления?
Тогда тебе к нам!
По вопросам обращаться:
ü 8-920-365-18-37 (Фокеева Мария Ивановна)
ü 8-920-370-77-35 (Александра Алексеевна Алексеева)
ü 8-920-375-74-97 (Анатолий Евгеньевич Голубев)