Индивидуализирующие (в истории) (уточняют «мой день солнечный»).




Риккерт Генрих. Науки о природе и науки о культуре.

Генрих Риккерт (1863-1936) - немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства («Назад к Канту!»).

Неокантианство акцентировало внимание на учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Соответственно, мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причём культуру организуют ценности.

Философская позиция Риккерта претерпела сложную эволюцию:

· вначале он анализирует гносеологические проблемы (предмет познания, классификация наук),

· позднее строит систему философии как теории ценностей,

· в конце жизни стремится обосновать онтологию и метафизику.

 

КАКОВА РОЛЬ ЦЕННОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ КУЛЬТУРЫКАК ОСОБОЙ СФЕРЫЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА?

 

Ценность несёт некую цель, целесообразность разума, в основе всякой ценности есть рациональное зерно (из лекции).

Противоположностью природе является культура, как то, что или непосредственно создано человеком.

Культура вообще есть процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития. Ценность возводится в ранг универсальной системообразующей категории. Все феномены бытия могут быть двух видов: феномены, связанные с ценностями, и феномены, с ними не связанные (ценностно-нейтральные). Феномены, связанные с ценностями, содержащие их, Риккерт называет благами. Совокупность благ и есть культура (а не все, что создал человек). Культура — совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей. Если от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью природы.

Философия как наука о ценностях для Риккерта есть философия культуры.

Пример: проблемы культуры к рубежу XIX—XX вв. становятся главными для науки, которая будет названа гуманитарной. История, с их точки зрения, может быть только наукой о культуре, так как её объект связан с ценностями, история изучает не просто нечто, но то, что имеет наивысшую значимость для всей истории человечества. А культура данного народа только тогда имеет международное значение, когда она выражает внутренние ценности данного народа. Повторяющие чужое никому не интересны. Неокантианцы внесли в гуманитарные науки смысловой стержень в виде ценностей.

Ни искусство, ни религия, ни мораль, ни нравственность, ни право, ни политика уже не могли стать тем объединяющим началом, которое может раздираемое противоречиями человечество объединить.

 

ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЦЕННОСТЕЙ

Риккерт разделял все ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные.

Культурные ценности, по Риккерту, бывают или всеобщими, т.е. признанными всеми, или предполагаются значащими у всех членов культурного общения, либо индивидуальными. Исторически существенное должно обладать значением не только для того или иного отдельного индивида, но и для всех.

 

Риккерт создал систему ценностей, выделив две большие сферы и шесть мелких разновидностей. Вся совокупность ценностей делится на две формы: самоценности (собственно ценности) - народ, государство, семья, право и т.д.; и ценности, подчиненные в зависимости от их функционального значения - хозяйство, техника и др.

Подробная систематизация ценностей основывается на выделении связанных с бытием шести сфер - логики, эстетики, мистики, этики, эротики, религии, которым соответствуют разновидности ценностей - истина, красота, сверхличных святость, нравственность, счастье, личная святость.

Каждой из этих сфер ценностей отвечают: определенное благо, определенное отношение к субъекту, определенное мировоззрение.

 

ЧТО ТАКОЕ ГЕНЕРАЛИЗИРУЮЩИЕ И ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩИЕ ПОНЯТИЯ?

Генерализующее понятие – естественно-научное (о природе) (метод обобщений пример: «день/ночь»). Цель— изучить общие абстрактные отношения, по возможности законы, значимость которых распространяется на это явление. Индивидуальный объект только “экземпляр”. (Это одинаково касается как физики, так и психологии. Обе эти науки не проводят между разными телами и душами никаких различий с точки зрения ценностей и оценок.)

Индивидуализирующие (в истории) (уточняют «мой день солнечный»).

метод ориентирован на познание неповторимых, единичных, уникальных, особенных явлений, то есть культурных благ, которые уникальны всегда как носители ценностей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: