Соотношение познания и понимания




ПОЗНАНИЕ

Познание мира и его типы

Знаниеобъективная реальность, данная в сознании челове­ка, который в своей деятельности отражает, воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Ттермин "знание" употребляется в трех основных аспектах: а) способности, умения, навыки, которые ба­зируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; б) любая познавательно значимая информация; в) особая по­знавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисциплины — теории познания, гносеологии.

Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса — познавательной деятельности людей.

Познание процесс приобретения и развития знания, его по­стоянное углубление, расширение и совершенствование. Это та­кое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого яв­ляется новое знание.

Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-прак­тическое познание, дающее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т. п.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человече­ства, играло мифологическое познание. Его специфика состоит в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальнос­ти, является бессознательно-художественной переработкой карти­ны природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия и т. д.

Внутри мифологии зарождается художественно-образная фор­ма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве.

Древними формами познания являются философское и рели­гиозное познание. Важнейшей формой познания является науч­ное познание. Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон; познающего человека (субъекта познания) и узнаваемого предмета (объекта познания).

Субъект познания это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект познания это сфера приложения активности субъекта, то, на что направлено познание.

Какой из источников знаний— разум или чувство— являет­ся определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос в XVII—XVIII вв. стал предметом острого спора среди философов. Философы-рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, подчеркивали они, человечество ов­ладевает истинными знаниями. Представители этого направле­ния пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного позна­ния. В противоположность этому философы-эмпирики ("эмпирио" в переводе с греч. — опыт) признавали решающую роль чувственного опыта. При этом рациональное познание сводилось к различным комбинациям того, что получается посредством опыта.

Чувственное и рациональное познание зачастую рассматрива­лись как два последовательных этапа формирования познания.

Чувственное познание и его формы

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Оно включено в матери­ально-чувственную деятельность людей и связано с непосредствен­ными контактами человека с внешним миром.

Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной (без промежуточ­ных звеньев) связи человека с реальной действительностью, отра­жение преимущественно внешних сторон и связей, начало пости­жения внутренних зависимостей на основе первоначального обоб­щения чувственных данных.

Пять основных чувств — вкус, осязание, зрение, слух и обоня­ние — были описаны еще древнегреческим философом Аристотелем более двух тысяч лет назад. Но и по сей день продолжается их изучение, анализ механизмов действия.

Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущение, восприятие и представление, каждая из этих форм является субъективным об­разом объективного мира.

Самой простой формой чувственного познания является ощу­щение. Ощущение возникает в мозгу человека в результате воздей­ствия на органы чувств каких-либо объектов. Какой бы предмет.

человек ни наблюдал, он воспринимает его внешние, доступные органам чувств признаки: запах, форму, цвет, твердость........

Ощущение это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира. О щуще­ние является субъективным идеальным образом предмета, посколь­ку отражает, преломляет воздействие предмета через призму чело­веческого сознания. Именно через ощущение человек получает всю первичную информацию об объективном мире. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонентов более сложного обра­за — восприятия.

Любой предмет обладает множеством самых различных свойств, и человек воспринимает их не разрозненно, а как единое целое. Это возможно благодаря одновременной взаимосогласованной ра­боте различных органов чувств.

Восприятие позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, величину, положение в пространстве. Восприятие служит также основой формирования представлений.

Восприятие это целостный образ предмета, непосредст­венно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сто­рон и связей, совокупность отдельных ощущений. Наиболее важ­ные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, постоянство, осмысленность и активность.

Целостные чувственные образы восприятия в результате ин­тенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накап­ливаются в его сознании. Накопление и сохранение этих образов в сознании человека осуществляется через память. Человек может представить себе когда-то виденное и слышанное, описать то, что он воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные чер­ты предмета могут быть утрачены при сохранении существенных свойств, этот образ мы называем обобщенным.

Представление это обобщенный чувственно-наглядный об­раз действительности, сохраняемый и воспроизводимый в созна­нии посредством памяти.

Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ пред­мета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выде­лением некоторых общих существенных признаков и отбрасыва­нием несущественных.

Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования обра­зов чувственного отражения действительности. Но в реальном про­цессе познания они действуют взаимосвязанно, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание, его уровни и формы

Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении. Поэтому нужно хорошо уяснить содержание этого важнейшего по­нятия.

Мышление осуществляющийся в ходе практики активный про­цесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей, и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Мышление человека — не чисто природное его свойство, а вы­работанная в ходе истории функция социального субъекта, обще­ства в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Выявив сущность мышления, надо перейти к рассмот­рению его уровней и форм, выяснению их особенностей.

Уже в античной философии были выделены два необходимых, качественно различных уровня мышления—рассудок и разум. Рас­судокисходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, жест­кого стандарта, словно по шаблону. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рас­сматривая их как нечто устойчивое, постоянное.

Разумэто мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их соб­ственной природы. Только на этом своем высшем уровне мышле­ние может постигнуть сущность вещей, их законы, причины и про­тиворечия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязях, развитии,

всесторонне и конкретно.

Формы мышления — способы отражения действительности по­средством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходны­ми являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как гипотеза, проблема, теория, особенности которых будут рас­смотрены далее.

Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия,суждения и умозаключения.

Основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). В повсе­дневной жизни человек соотносит конкретные предметы по опре­деленным признакам, сравнивает между собой. При этом выделя­ет их общие существенные черты, отбрасывает те, которые в дан­ном случае являются второстепенными. Результатом этого процесса является формирование понятия о данном предмете. Таким образом, понятие — это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.

Понятие форма мышления, отражающая общие закономер­ные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме — в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочетаний, обозна­чающих классы объектов.

Понятие и представление сближает то, что их содержание но­сит обобщенный и опосредованный характер. Но между ними име­ются и различия. Представление дает наглядный образ действи­тельности, а содержание понятия лишено наглядности. В представ­лении отражены общие признаки объектов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделения существенного.

Понятия возникают и существуют в сознании человека в опреде­ленной связи, в виде суждений. Суждение это такая форма.мыс­ли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествова­тельным предложением, может быть либо истинным, либо ложным.

В форме суждения отражаются любые свойства и признаки пред­метов, а не только существенные и общие, как в понятии. В свою очередь, логически связывая суждения, человек приходит к выво­дам, или умозаключениям.

Умозаключение это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посыл­ками, выводится новое суждение, которое называется заключе­нием или следствием.

Чувственное и рациональное являются двумя ступенями позна­ния, они не противопоставляются друг другу. Чувственное позна­ние и рациональное познание находятся в постоянном взаимодей­ствии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувствен­ного познания. Отсюда они черпают исходный материал. На уров­не человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики всей духов­но-интеллектуальной деятельности сознания.

Соотношение познания и понимания

Изучая этот вопрос, следует иметь в виду, что познание — это сложный и многогранный процесс, который, кроме чувственного и рационального, включает в себя многие другие стороны. К их чис­лу, в частности, относятся воображение, фантазия, интуиция и др.

Важным средством постижения действительности (особенно в гуманитарных науках) является понимание.

Понимание — это всегда диалог личностей, текстов, культур и.т.п. Оно всегда происходит в условиях общения людей и осуществляется в "стихии языка". Таким образом, понимание неотдели­мо от самопонимания и тесно связано с объяснением, т. е. подведе­нием изучаемого явления под закон и причинность.

Пониманиеесть способность осмыслять, постигать содер­жание, смысл, значение чего-либо.

Проблема интуитивного познания

Интуицияэто способность постижения истины без раз­вернутого логического обоснования, в ее непосредственности, как единства чувственного и рационального.

Интуиция — это своеобразный тип мышления, особый вид свя­зи между функциональными структурами мозга, когда отдельные этапы развертывания мысли отчетливо не осознаются, но предель­но ясно усматривается итог мысли — истина.

Под интуицией древние мыслители понимали непосредствен­ное усмотрение (в буквальном смысле слов) реально существую­щего положения вещей. Такого рода знание получило впоследствии наименование чувственной интуиции. В учениях Платона и Арис­тотеля была отвергнута чувственная природа интуитивного по­знания, и интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления.

Поскольку нас интересуют особенности интуитивного позна­ния, рассмотрим характерные черты научной интуиции:

1. Невозможность получения искомого результата посредством рационального познания (прямого логического вывода).

2. Невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.

3. Безотчетная уверенность в абсолютной истинности резуль­тата (это никоим образом не снимает необходимости дальнейшей логической обработки и экспериментальной проверки).

4. Внезапность и неожиданность полученного результата.

5. Непосредственная очевидность результата.

6. Неосознанность механизмов творческого акта, путей и мето­дов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к го­товому результату.

7. Необычайная легкость, простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.

Проблема места интуиции в научном познании продолжает ин­тересовать просвещенное человечество и до сих пор не утратила своей актуальности.

Природа истины

Истина это адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это воспроизведение объекта в человеческом сознании так, как он существует сам по себе, вне зависимости от че­ловека и его сознания.

Целью познавательных усилий является достижение истины. По­нимание истины как соответствия знания вещам восходит к взгля­дам мыслителей древности, в частности к Аристотелю. Платон воспринимал истину как вечно неизменное, абсолютное свойство идеальных объектов. В соответствии с подходом И. Канта исти­на — это "согласие мышления с самим собой". По Г. Гегелю, исти­на есть процесс развития знания, в котором достигается соответ­ствие понятия предмету мысли.

Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание. "Слово — истина — в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету",— писал французский философ Р. Декарт. Философы-эмпирики считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то и есть в действительности. Отсюда цель науки — чистое описание фактов чувственного познания, к которым приспосабливается мысль. Для рационалистов критерием истины является разум. За ис­тинное принимаются теоретически обоснованные знания, когда по законам логики из неких общих посылок (аксиом) выводятся все прочие суждения.

В своем споре и рационалисты, и эмпирики допускали возмож­ность обретения человеком истинного знания. Наряду с ними были философы, отрицающие эту возможность, которые получили на­звание агностики (в переводе с греческого агностицизм — недо­ступный познанию).

В марксистской философии истина определяется как соответ­ствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от за­блуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответ­ствует действительности.

Марксистская философия утверждает, что любая истина объек­тивна. Термин "объективность" означает независимость от созна­ния субъекта. Однако необходимо иметь в виду, что таким свойством обладают лишь вещи, предметы, процессы, но истинными или лож­ными могут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объектив­ность истины, с точки зрения философии марксизма, означает, что содержание знания совпадает с объективной дейстительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, "ни от человека, ни от человечества". Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объективации во внеш­нем мире, в сфере науки зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию. Таким образом, значение объек­тивной истины имеют все достоверные знания людей, все положе­ния науки, в которых отражается объективная действительность.

Некоторые философы исходят из того, что любые знания субъективны, т. е. зависят от познающего субъекта. В таком случае ни о какой объективной истине не может быть и речи, и вслед за древнегреческим мыслителем Протагором мы можем сказать: "Что каждому кажется, то и достоверно". Критику такого взгляда дал Ари­стотель: если прав Протагор, значит, "что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо, и хорошо, что другие противоле­жащие друг другу высказывания также верны, ибо часто одним ка­жется прекрасным одно, а другим — противоположное". Но "при­давать одинаковое значение мнениям спорящих друг с другом лю­дей нелепо; ведь ясно, что одни из них должны быть ошибочны".

Развивая в дальнейшем взгляды Аристотеля, многие философы пришли к выводу о существовании объективной истины, не­зависимой от восприятия людей, их пристрастий и интересов.

В любых знаниях, несомненно, присутствует субъективное, свя­занное с особенностями органов чувств, нервной системы, де­ятельности головного мозга, с нашими способностями, интереса­ми, отношением к миру.

Может ли объективная истина быть выражена в человеческих знаниях сразу целиком, полностью? Иными словами, достижима ли абсолютная истина!

Абсолютная истина это несомненное, неизменное, раз и на­всегда установленное знание. Знание предполагает активную ра­боту мысли, а думать — значит сомневаться. Таким образом, пре­тензия на абсолютное знание противоречит установке на критич­ность — необходимой черте научного познания.

Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не мо­жет быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. С од­ной стороны, абсолютная истина недостижима, поскольку мир бес­конечен и неисчерпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное и исчерпывающее знание о мире в целом, которым чело­век может располагать в какой-то конечный момент времени, то, бесспорно, такая абсолютная истина недостижима. Но из утвер­ждения о недостижимости абсолютной истины может следовать вывод о невозможности для человечества получения полного и достоверного знания о мире. В теории познания, как и во всех областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не считать готовым и неизменным наше знание, а рассматривать кон­кретно, как из незнания появляется знание, каким образом неис­тинное, неполное знание становится более полным и более точ­ным.

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец или предел, к которому стремится наше знание. Но формы знания носят относительный характер. Они формируют истину в каких-то исторически конкретных, преходящих форму­лах, высказываниях, теориях, развитие познания, с этой точки зре­ния, можно представить как длительный, непрекращающийся про­цесс движения относительных истин, который приводит к накоп­лению и обогащению человеческого знания. Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и оп­ределяются уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента. В итоге на каждом этапе мы получаем знания неполные, незавершенные, не­вечные. Но по мере накопления знаний одни относительные исти­ны заменяются другими, более полными и глубокими.

Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития. Этот процесс никог­да не может завершиться.

Научное познание и его методы

Наукаэто форма деятельности людей, на­правленная на производство знаний о природе, обществе и о са­мом познании, имеющая непосредственной целью постижение ис­тины и открытые объективна, законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее из­менению.

Основная задача науки — выявление объективных законов действительности, а ее непосред­ственная цель и высшая ценность— объективная истина. Прежде всего научное познание отличает стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, каким он есть независимо от челове­ка. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитете. Поэтому научному познанию присущи такие признаки, как:

- объективность;

- внутренняя системность;

- постоянная нацеленность на практику как свою непосредст­венную цель;

- строгая доказательность;

- обоснованность полученных результатов;

- достоверность выводов.

Система научных знаний разделяется на множество отраслей, ко­торые различаются между собой по тому, какую сторону действи­тельности они изучают. По предмету и методу познания можно выде­лить науки о природе — естественные, об обществе — обществен­ные (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, философия и др.). Отдельную группу составляют техниче­ские науки. В свою очередь, каждая группа может быть подвергнута более подробной классификации. Так, в состав естественных наук входят физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин.

Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные за­коны и принципы реального мира при отсутствии прямой ориента­ции на практику, и прикладные — с непосредственным приме­нением результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем с опорой на закономерности, установленные фундаментальными науками.

Каждая наука и научная дисциплина включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

1. Субъект науки — исследователь, — осуществляющий науч­ную деятельность.

2. Объект науки — предмет, предметная область, т. е. то, на что именно направлена данная наука.

3. Система методов и приемов, характерных для изучения в рам­ках данной науки.

4. Свой своеобразный язык — естественный или искусствен­ный (знаки, символы, математические уравнения, химические фор­мулы и т. п.).

Структура и уровни научного познания

Необходимо понимать, что научное познание есть целостная раз­вивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Структура научного познания может быть представлена в совокуп­ности своих специфических элементов.

Структура научного познания предстает как единство следую­щих элементов:

1) фактический материал, почерпнутый из опыта (эксперимен­тальным путем);

2) результаты его первоначального обобщения в понятиях и дру­гих абстракциях;

3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);

4) закономерности, принципы и теории;

5) философские установки;

6) методы, идеалы и нормы научного познания;

7) стиль мышления.

Научное познание развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных тесно взаимосвязанных, но каче­ственно различных уровня эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне (от латинского "эмпирио" — опыт) пре­обладает чувственное познание, живое созерцание. Рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Характерными признаками эмпирического познания являются:


- сбор фактов;

- их первичное обобщение;

- описание наблюдаемых и экспериментальных явлений;

- их систематизация и классификация.


Теоретический уровень научного познания характеризуется пре­обладанием рациональных форм познания — понятий, умозаклю­чений, теорий, законов и других форм "мыслительных действий". Живое созерцание и эксперимент здесь не устраняются, а стано­вятся подчиненным аспектом познавательного процесса. Теорети­ческое познание отражает явления и процессы со стороны их уни­версальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического зна­ния. Важнейшая задача теоретического познания — достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

Основные компоненты, в которых выражается структура теоретического познания. пробле­ма, гипотеза и теория.

Проблемаформа знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это знание — вопрос, возникший в ходе познания и требующий от­вета. Проблема—это не застывшая форма знания, а процесс, вклю­чающий два основных этапа движения познания — постановку вопроса и решение.

Гипотезаформа знания, содержащая предположение, сфор­мулированное на основе ряда фактов, истинное значение которо­го неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипо­тез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменя­ется, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Для проверки гипотез в науке используются разнообразные способы: теоретические построения и расчеты, эксперимент и наблюдения, моделирование, а вспомогательную роль играет ло­гика.

Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними суще­ствуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представля­ющие собой предположения о существовании явлений, которые еще неизвестны науке.

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечи­вое описание явлений окружающего мира, которое выражено осо­бой системой утверждений, законов науки, понятий.

Теориянаиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны, граница между ними условна и под­вижна.

Методология научного познания

В научном познании истинным должен быть не только его ко­нечный результат (система научного знания), но и ведущий к нему путь, т. е. метод. Каждая наука и научная дисциплина имеет не толь­ко свой предмет, но и свою своеобразную систему методов — ме­тодологию.

Методология научного познанияэто совокупность опреде­ленных правил, приемов, способов познания. Она определяется осо­бенностями объекта, а также целями, задачами познания. Если по­нятие объекта науки является ответом на вопрос: "Что изучает дан­ная наука?", то понятие метода— ответом на вопрос: "Как она это делает?".

Многообразие видов человеческой деятельности обусловлива­ет многообразие методов, которые могут быть классифицированы по самым различным критериям. Что касается методов научного познания, то основаниями для деления их на группы могут быть содержание изучаемых объектов, роль и место методов в процессе научного познания и т. п.

Методы научного познания степени общности и сфере дей­ствия разделяются на следующие основные группы: 1) всеобщие (общефилософские); 2) общие; 3) специальные.

1. Всеобщие методы называют также общефилософскими или универсальными в связи с тем, что они могут применяться во всех сферах человеческого познания. К ним относятся метафизический и диалектический методы познания.

Метафизический метод — метод познания, рассматривающий явления объективной действительности не в их развитии и взаим­ной связи, а в состоянии покоя, разрозненно. При применении ме­тафизического метода объект изучения рассматривается в статике (постоянно и неизменно), отвлеченно от всех других предметов.

Диалектический метод — метод познания, при котором изуча­емые явления рассматриваются не в статике, а в динамике, в разви­тии на основе действия законов перехода от постепенных количе­ственных изменений к коренным качественным преобразованиям, в единстве и борьбе противоположностей, отрицании отрицания в общественной жизни, с которыми связано возникновение, разви­тие и функционирование изучаемых явлений.

Диалектика классифицируется на идеалистическую и материа­листическую. Идеалистическая диалектика рассматривает обще­ство, государство и право как такие явления объективной действи­тельности, которые имеют в основе постоянно развивающуюся идею. Идеализм — это направление в философии, признающее, в проти­воположность материализму, при решении основного вопроса фи­лософии об отношении мышления к бытию идею, дух первичными, а бытие, материю — вторичными. Наиболее известные последова­тели идеалистической диалектики — Гераклит Темный, Платон, Гегель.

Согласно требованиям метода материалистической диалекти­ки, все явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности и развитии.

Государство и право, изучаемые при помощи метода материа­листической диалектики, — это важнейшие составные части над­стройки над экономическим базисом.

Для сторонников метода материалистической диалектики госу­дарство и право — это относительные явления (нет ничего посто­янного), а для приверженцев метафизического метода государство и право постоянны.

Нормативно-ценностный метод (или аксиологический метод, от латинского axios — ценный) предполагает познание явлений в их сопоставлении с ценностями — моралью, нравственностью, доб­ром, справедливостью, свободой. Сторонники применения этого метода признают правовым то, что соответствует человеческим ценностям, справедливости. Право неразрывно связано с такими общечеловеческими ценностями, как свобода, справедливость, нравственность.

2. Общие методы заимствованы у логики. Они позволяют де­лать только частные выводы об изучаемых явлениях, не давая воз­можности получить целостное представление о явлении. К общим методам относятся: а) анализ; б) синтез; в) индукция; г) дедукция; д) системный подход.

Анализ и синтез представляют собой процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоеди­нение целого из частей.

Анализ как метод познания выявляет структуру того или иного явления, фиксирует составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Разделение целого на составные части позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта.

Синтез — это процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучае­мых явлений. Как метод науки синтез используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемого явления. Синтезируя аналитические зна­ния отдельных элементов явления, мы получаем представление о нем в целом. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрыв­ном единстве.

Метод индукции состоит в логическом умозаключении от ча­стных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фак­тов к обобщениям. Применение метода индукции в процессе изу­чения заключается в изначальном познании отдельных свойств этих явлений, на основе которого затем даются обобщения раз­личного уровня.

В системе методов научного познания индукция неразрывно связана с дедукцией, которая является логическим переходом от об­щего к частному, от общих суждений о явлениях к частным.

Системный подход —это совокупность методов, приемов и прин­ципов познания явлений как систем. Система состоит из отдель­ных элементов, которые находятся между собой в определенных связях, и совокупность связей всех элементов позволяет говорить о сущности, целостности, свойствах системы. Характер и виды связей множества элементов и порядок отношений между элемен­тами называется структурой системы. С позиции метода систем­ного подхода право рассматривается как система норм, государ­ство — как система организации государственной власти.

3. Специальные (частнонаучные) методы исследования при­меняются лишь в отдельных науках, поскольку непосредственно свя­заны со специфическими сторонами исследуемого объекта. К ним

относятся: 1) метод социологического исследования; 2) метод моде­лирования; 3) формально-юридический метод; 4) сравнительный метод.

Метод социологического исследования (конкретно-социологи­ческий метод) используется при изучении различных сфер деятель­ности государственных институтов. Этот способ познания действи­тельности основан на идее сбора необходимых опытных данных. В арсенале этого метода содержится целый ряд приемов — таких, как наблюдение, анкетирование, опрос населения, экспе­римент, анализ правоприменительных документов и т. п., приме­няемых в целях создания оптимальных вариантов правовых ре­шений.

Метод моделирования как один из приемов исследования со­стоит в изучении явлений, процессов и институтов на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения, воссоз­дания исследуемых объектов.

Формально-юридический метод является свойственным юри­дической науке, поскольку развивает приемы толкования правовых норм и формального анализа действующего законодательства. Дан­ный метод основан на отношении к правовой системе как к замк­нутой сфере, где каждая норма имеет свое место. В основе сравнительного метода лежит сравнение, сопоста­вление, что позволяет выделить общие и отличительные призна­ки исследуемых явлений. При применении этого метода происхо­дит сопоставление различных систем и отдельных явлений в целях выявления черт сходства или установления различия между ними.

Сравнение может осуществляться на микроуровне (сопостав­ление, например, норм права, правовых институтов и т. д.) и мак­роуровне (установление сходства и различий отраслей права, пра­вовых систем разных государств). Различают также синхронное сравнение (сопоставление норм, существующих одновременно) и диахронное сравнение (сопоставление недействующих норм или сравнение действующей и недействующей нормы).

Активное и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: