Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ»
Направление подготовки
050400 «Психолого-педагогическое образование»
Магистерская программа
Инновационная начальная школа
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Москва 2014
Рабочая программа дисциплины «Психологические теории обучения» /сост. С.С. Кургинян, О.В. Борисова. – Москва: ГБОУ ВПО МПГУ, 2014. - 13 с.
Оглавление
Аннотация. 3
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОПОП ВПО.. 4
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) 5
4.1.Содержание разделов дисциплины.. 6
4.2.Самостоятельная работа студентов по дисциплине. 7
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДИСЦИПЛИНЕ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 8
5.1.Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций. 8
5.2.Порядок формирования оценок по дисциплине. 10
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 11
6.1.Основная литература. 11
6.2.Дополнительная литература. 11
6.3.Периодические издания. 12
6.4.Интернет-ресурсы.. 12
6.5.Электронные ресурсы.. 12
Аннотация
Дисциплина «Психологические теории обучения» реализуется в базовой части модуля «Основы современной системы начального общего образования» по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» по профилю подготовки «Учитель начальных классов».
Содержание программы предполагает формирование у магистрантов навыков проводить сравнительный анализ психологических оснований теорий и концепций обучения в условиях современной системы начального общего образования, умений определять их значимости для современных образовательных систем, внедренных в практику начальной школы. Содержание дисциплины ориентирует магистранта, главным образом, на изучение психологических составляющих обучения и их представленность в структуре конкретного предмета обучения и учет в своей практической деятельности на стажировочной площадке (школе) психологических механизмов обучения при организации учебно-воспитательного процесса. Освоение дисциплины сопровождается погружением магистранта в практику психологического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению, внедренных в начальной школе (стажировочной площадке) посредством знакомства с методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника. При этом преемственность теоретической подготовки магистранта в вопросах, выносимых в раках данной программы, с практической подготовкой соблюдается посредством закрепления материала курса в непосредственной учебной деятельности с обучающимися в школе.
Процесс обучения по программе «Психологические теории обучения» предполагает такие формы работы с магистрантами как групповые дискуссии (на предмет анализа психологических оснований теорий обучения), анализ продуктов деятельности учителя и ученика (видеозаписи занятий по предмету преподавания с опорой на конкретную теорию обучения или подход к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе), мастер-класс (передача подготовленным специалистом опыта реализации метода системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника), коллоквиум (для проверки и закреплении знаний в форме обсуждения результатов практического освоения системогенетического метода). Для успешного освоения настоящей дисциплины необходимым требованием является выстраивание профессионально-ориентированных взаимоотношений с преподавателями, закрепленными за магистрантами на стажировочных площадках (школе). Подобное требование является продуктивным с точки зрения вовлеченности студента в практику психологического анализа в непосредственной образовательной системе в целом (школе) и, в частности, анализа конкретной теории или подхода, который положен в основу обучения одному из предметов программы начальной школы (математика, окружающий мир, обучение грамоте, обществоведение, изобразительное искусство и т.д.).
Основные разделы дисциплины «Психологические теории обучения» сосредоточены вокруг таких трех ключевых вопросов психологии обучения и учебной деятельности, как «Теории обучения и их психологические основания», «Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе», «Метод системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника».
Общая трудоемкость дисциплины по Учебному плану составляет 2 зачётные единицы (72 часа), период обучения – 1 семестр, продолжительность обучения – один семестр, форма контроля – зачет.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины «Психологические теории обучения» заключается в формировании у магистрантов навыков проводить сравнительный анализ психологических оснований теорий и концепций обучения в условиях современной системы начального общего образования, умений определять их значимости для современных образовательных систем, внедренных в практику начальной школы.
Задачи дисциплины:
1. Раскрыть личностный смысл и профессиональное значение содержания данного курса с позиций деятельностного и системогенетического подхода в образовании.
2. Научиться критически оценивать достоинства и недостатки современных теорий обучения на основе выделения их психологических оснований.
3. Ознакомиться с технологией проведения психологического анализа учебной деятельности.
4. Овладеть методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника.