Дисциплина «Психологические теории обучения» реализуется в базовой части модуля «Основы современной системы начального общего образования» по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» по профилю подготовки «Учитель начальных классов».
Освоение дисциплины магистрантами сопровождается практической деятельностью на стажировчной площадке, в ходе которой формируются и закрепляются базовые компетенции в области владения современными теориями и методологией обучения, а также организации деятельности и взаимодействия участников образовательного процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Дисциплина «Психологические теории обучения» является необходимой основой для проведения психолого-педагогического исследования в рамках подготовки магистерской диссертации. Содержание дисциплины тесно связано с научно-исследовательской работой магистрантов в аспекте формирования у них навыков самостоятельной работы, базирующейся на теоретическом анализе проблемы исследования.
Освоение студентами дисциплины происходит в сетевом режиме обучения и сопровождается прохождением ими практики, в ходе которой формируются и закрепляются базовые компетенции.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и Профессионального стандарта педагога:
общепрофессиональных (ПК):
ОПК-1. – способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся;
профессиональных (ПК):
ПК-42. – способностью обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе.
трудовых функций (ТД – трудовые действия, НУ – необходимые умения, НЗ – необходимые знания):
Общепедагогическая функция.Обучение.
ТД - Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
НУ - Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
НЗ - Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования.
ТД - Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе;
ТД - Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования;
НУ - Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания;
НЗ - Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов базовой психолого-педагогической компетентности педагога (БК):
БК-2.1. – Компетентность в области психологии индивидуального развития личности (знание возрастных и индивидуальных особенностей, форм и причин возможных отклонений);
БК-4.1. – Компетентность во владении современными теориями и методологией обучения;
БК-5.2. – Компетентность в организации деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Приобрести опыт деятельности:
Иметь представление
- обобучении и психологических составляющих обучения, его механизмах;
- развитие способностей ученика как субъекта учебной деятельности;
знать:
- основные положения теории деятельности и деятельностного подхода к обучению;
- закономерности развития обучающихся с позиций системогенетического подхода;
уметь:
- критически оценивать достоинства и недостатки современных теорий обучения на основе выделения их психологических оснований;
- ставить различные виды учебных задач и организовывать их решение с учетом уровня познавательного и личностного развития обучающихся;
- использовать различные подходы к обучению детей младшего школьного возрастов;
Владеть
- технологией проведения психологического анализа учебной деятельности;
приобрести опыт в проведении психологического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Содержание разделов дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
Теории обучения и их психологические основания | Вклад теории деятельности и деятельностного подхода к обучению в развитие системы современного начального общего образования. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитиипознавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория поэтапного формирования умственного действия П.Я. Гальперин, теория обучения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина, теория интенсификации обучения Л.В. Занкова, теория A.M. Матюшкина, теория Ш.А. Амонашвили, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко. Зарубежные теории обучения и их представленность в современной системе образования: бихевиористская теория обучения (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Ф. Скиннер, К. Халл, М. Миллер, Л. Доллард, Е. Толмен), когнитивная теория обучения (Ж. Пиаже, Дж. Брунер и У. Риверс.), концепция обучения Д. Коффки.Современные теории обучения, основанные на использование глубинных психических механизмов: теория суггестопедии и теория нейролингвистического программирования (НЛП). | ДЗ | |
Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе | Психологические составляющие обучения и их представленность в структуре предмета обучения. Учет психологических механизмов обучения в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Психологический анализ учебной деятельности обучающегося. | К, ДЗ | |
Метод системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника | Основные положения системогенетического подхода в психологии обучения: раскрытие механизмов учения на процессуальном уровне; формирование в ходе деятельности учения системы способностей; индивидуально-личностный подход к ребенку. Уровни системы учебной деятельности. Развитие способностей субъекта учебной деятельности (ученика). | К, ДЗ | |
ИТОГО | Зачет |
Примечание: В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графического задания (РГЗ), домашнего задания (ДЗ) написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), рубежный контроль (РК), тестирование (Т) и т.д.