Инвестиционное регулирование в рамках ГАТТ




Врамках Генерального соглашения по торговле и тарифам подпи­саны два соглашения, связанные с зарубежными капиталовложения­ми. Это Соглашение по правительственным закупкам/заказам и Со­глашение по субсидиям и компенсационным пошлинам.

- Соглашение поправительственным закупкам/заказам

Система, правительственных закупок/заказов предусматривает пре­доставление преференций фирмам, с которыми подписываются кон­тракты, включая дифференциацию цен, скрытые процедуры преферен­циальных закупок, налоговые льготы. Эта система служит одной из форм защиты национальных производителей от внешней конкуренции.

Правительство преследует цель покупки товаров и услуг наивыс­шего качества по наиболее низким ценам. Предоставляя преференции производителю, с которым заключен контракт на закупку товаров, государство содействует поддержанию уровня занятости в менее раз­витых отраслях, закупкам стратегических товаров (в том числе воору­жений) ради поддержания их производства. Оно также поддерживает динамично развивающиеся отрасли высокой технологии. Преферен­циальное отношение правительства к национальным производителям выражается в реализации политики, направленной на явную дискри­минацию иностранных поставщиков аналогичных товаров (закон в США — «Покупай американское»), или в использовании исключи­тельной тактики в скрытых формах дискриминации.

В соответствии с Кодексом о правительственных закупках, приня­тым на Токийском раунде ГАТТ и вступившим в силу в 1980 г., такие контракты заключаются с компаниями, предложившими наименьшую цену в рамках тендера или имеющими самые выгодные предложения в рамках открытых торгов. Соглашение запрещает предоставлять пре­имущества национальным компаниям при проведении тендеров на ос­нове распространения двух режимов — принципа недискриминации иностранных поставщиков и национального режима, т.е. непредостав­ления особых льгот с учетом доли иностранного участия в уставном ка­питале поставщика. Это требование относится только к организациям, перечисленным в Приложении к соглашению, т.е. к министерствам и другим правительственным органам, региональным и местным орга­нам власти, коммунальным предприятиям, отвечающим за снабжение электроэнергией, водой, газом, и др.

Предметом Соглашения является ограниченное количество това­ров и услуг, определенных каждой страной-участницей. (Исключение составляют вооружения, торговля которыми ведется по линии воен­ных ведомств. Вместе с тем невоенные поставки товаров включены в Соглашение.)

В целом Соглашение связано с инвестиционным регулированием, так как определяет условия допуска зарубежных инвесторов, имеющих собственность на территории принимающей страны, к преференци­альной системе правительственных закупок/заказов. Оно относится к группе непакетных соглашений ВТО, имеющих необязательный ха­рактер для стран-участниц, а также к соглашениям, не обязательным для вновь вступающих государств. Вместе с тем, как показала практика второй половины 90-х гг., эксперты ВТО требуют подписания Согла­шения в качестве одного из условий присоединения к организации, в том числе такое требование предъявляется к РФ.

Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам

Другое соглашение ГАТТ, связанное с инвестиционным регулиро­ванием, — Соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах.

Субсидирование национальных производителей, продающих то­вары как на внутреннем, так и на мировом рынках, искусственно завы­шает уровень их конкурентоспособности по сравнению с зарубежны­ми поставщиками. Одним из дискриминационных эффектов субсиди­рования является дотация национальным производителям товаров, предназначенных для сбыта внутри страны. Предоставление льгот ин­весторам имеет непосредственное отношение к средствам инвестици­онной политики. Как правило, компания согласна следовать произ­водственным требованиям принимающей страны в обмен на инвести­ционные льготы. Последние служат формой субсидирования и предоставляются во многих странах, в основном на региональном и местном уровнях. Фактически эти льготы входят как в сферу Соглаше­ния по субсидиям и компенсационным пошлинам ГАТТ, так и в сферу ТРИМС. Правда, последнее не содержит специальных положений об инвестиционных льготах, но включает список запрещенных мер.

Таким образом, рассматриваемое Соглашение учитывает нормы, относящиеся к инвестиционным льготам. Под субсидией понимается финансовое вложение со стороны правительства или любого государ­ственного органа на территории страны-участницы, которое предос­тавляет компании-получателю экономические преимущества. Финан­совые вложения могут иметь следующие формы:

• прямой перевод средств, в том числе грантов, займов;

• вложения в собственность;

• гарантирование займов;

• будущие или несобранные правительственные доходы (налого­вый кредит);

• поставка товаров и услуг для объектов инфраструктуры на усло­виях концессии;

• поддержка доходов или уровня цен.

Соглашение разграничивает субсидии, имеющие общий характер, и субсидии, предоставляемые отдельной компании или отрасли. При этом в отношении общих субсидий компенсационные меры не приме­няются.

Одним из преимуществ Соглашения является классификация суб­сидий по трем группам (так называемым пакетам — красному, желтому и зеленому). Соглашение запрещает субсидии экспортерам и продав­цам товаров на внутреннем рынке страны-производителя. Эти субси­дии (экспортные и импортозамещающие) составляют красный пакет запрещенных субсидий, в отношении которых применяется ускорен­ная и упрощенная процедура компенсационных пошлин в качестве от­ветной меры. Субсидии второй группы (желтый пакет) подлежат су­дебному рассмотрению. За установлением факта явного ущерба следу­ет требование отозвать субсидию или компенсировать причиненный ущерб. Материальный ущерб является доказанным или действующим, если доля субсидирования в стоимости товара превышает 5%. Эти па­кеты дотаций предусматривают применение мер противодействия, т.е. речь идет о субсидиях, которые предоставляются отдельным компани­ям или отраслям и носят индивидуальный характер.

Зеленый пакет составляют разрешаемые субсидии, включающие дотации на проведение НИОКР, развитие регионов, адаптацию пред­приятия к экологическим стандартам и др. Субсидирование НИОКР разрешается при условии, что помощь покрывает не более 75% издер­жек данного исследования или не более 50% специальных издержек на экономическое развитие. Помощь может быть предоставлена только на определенные виды расходов, связанные с исследованиями и не имеющие отношения к коммерческой деятельности. Субсидии на ре­гиональные цели предоставляются на развитие депрессивных регио­нов с учетом соответствия макроэкономическим критериям — низко­му региональному доходу на душу населения и высокому уровню ре­гиональной безработицы.

Реализация Соглашения сказывается на динамике инвестиций следующим образом:

• отсутствие субсидий может привести к более эффективному раз­мещению ресурсов и соответственно росту объема инвестиций в при­нимающую страну;

• инвестиции могут увеличиться в результате запрета экспортных субсидий. Сокращение экспорта ухудшит состояние текущих счетов, а потоки капиталов профинансируют дефицит текущих счетов;

• инвестиции могут сократиться в результате роста неуверенности зарубежных инвесторов из-за возможных изменений в инвестицион­ных мерах, не подпадающих под Соглашение;

• изменение практики субсидирования (отказ от специальных субсидий и переход к общим) может привести к фискальному дисба­лансу, а значит, сокращению объема инвестиций.

Кодекс о субсидиях и компенсационных пошлинах был принят на Токийском раунде ГАТТ (1973—1978 гг.), но в силу ограниченного числа участников вновь рассматривался на Уругвайском раунде. Сей­час действует Соглашение, подписанное на Уругвайском раунде и вступившее в силу в 1995 г. В отличие от Токийского кодекса дейст­вующее Соглашение носит многосторонний характер. Исключениями могут пользоваться развивающиеся страны, где среднедушевые дохо­ды составляют менее 1000 долл., - им разрешается субсидирование национального экспорта. Прочие развивающиеся страны получили переходный период на 8 лет, а наименее развитые страны - на 10 лет. За это время они обязаны, по крайней мере, сохранить размер субсиди­рования и прогрессивно отменить его. Также развивающиеся государ­ства освобождены от обязательства не субсидировать товары, предна­значенные для реализации на внутренних рынках. Это разрешение действует 5 лет для развивающихся стран и 8 лет - для наименее разви­тых. В отличие от Соглашения по правительственным закупкам/зака­зам Соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах носит обязательный характер для всех стран ВТО и входит в число соглаше­ний ГАТТ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: