РЕАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: МАРКЕТИНГОВЫЙ КОМПЛЕКС 1 глава




МАРКЕТИНГ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ

Учебное пособие


ИЭДАТШПЬСКО *■?■ ТОРГОВЫЙДОМ

Москва 2003


УДК 339.138 ББК 65.290-2 А49

Алешина И. В.

А49 Маркетинг для менеджеров: Учебное пособие / И. В. Алешина. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 456 с. — (Университеты бизнеса).

ISBN5-8183-0657-7

Книга представляет собой развернутый конспект лек­ций по дисциплине «Маркетинг», которую автор ведет в Государственном университете управления для студентов ряда специальностей. Маркетинг как область профессио­нальных знаний и сфера деятельности представлен в кон­тексте интернет-технологий и электронного бизнеса и рас­сматривается с позиции менеджера, принимающего решения о развитии бизнеса, и компании в целом в условиях дина­мичной и неопределенной, глобализующейся рыночной среды. Управленческий аспект делает книгу полезной для менедже­ров по продажам и работе с клиентами, менеджеров марке­тинговых коммуникаций, брэнд-менеджеров, менеджеров по развитию, маркетинг-аналитиков.

УДК 339.138 ББК 65.290-2

Дизайн обложки Е. Ярошенко

ЛР 065864 от 30 апреля 1998 г. Подписано в печать 20.07.2003.

Формат 60 х 90 '/к,- Бумага офсетная. Гарнитура «NewtonC».

Печать офсетная. Усл. печ. л. 28,5. Тираж 5000 экз.

Заказ 644

Издательство «ФАИР-ПРЕСС» 109428, Москва, ул. Зарайская, д. 47, корп. 2

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных

диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».

143200, г. Можайск, ул. Мира, 93

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена, в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Алешина И. В., 2003

1 TSRN4 R1OT.AW7 7 @ СерИЯ' °Ф°Рмление-

li>BN5-8183-0657-7 ФАИР-ПРЕСС, 2003


Краткое содержание

Раздел I МАРКЕТИНГ И ОРГАНИЗАЦИЯ

1. Потребитель, маркетинг и общество....................................... 14

2. Глобальная маркетинговая среда............................................. 40

3. Электронная коммерция, электронный маркетинг и Интернет 63

4. Маркетинг отношений и баз данных........................................ 93

5. Управление маркетингом........................................................ 109

Раздел II МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

6. Маркетинговая информация и исследования.......................... 148

7. Покупательское поведение потребителей.............................. 175

8. Деловое покупательское поведение....................................... 198

Раздел III

РЕАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: МАРКЕТИНГОВЫЙ КОМПЛЕКС

9. Продуктные стратегии для товаров и услуг........................... 218

10. Брэндинг и разработка нового продукта............................... 247

11. Маркетинговые каналы и управление логистикой................ 281

12. Розничная, оптовая торговля и прямой маркетинг............... 307

13. Интегрированные маркетинговые коммуникации................ 330

14. Реклама, продвижение продаж и паблик рилейшнз..........,...363

15. Личные продажи и управление продажами........................... 403

16. Цена и ценообразование в маркетинге.................................. 425

Краткий терминологический словарь........................................ 443

Литература................................................................................... 448

Интернет-индекс.......................................................................... 450


СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................... li

Раздел I МАРКЕТИНГ И ОРГАНИЗАЦИЯ

1. ПОТРЕБИТЕЛЬ, МАРКЕТИНГ И ОБЩЕСТВО.......................................... 14

1.1. Маркетинг и потребитель........................................................................... 14

Концепция маркетинга............................................................................... 17

Обмен и потребительская ценность....................................................... 20

Маркетинг отношений................................................................................ 24

1.2. Эволюция концепций товаропроизводства........................................... 27

1.3. Цели маркетинга............................................................................................ 33

1.4. Социально-этические аспекты маркетинга........................................... 35

Маркетинг и индивидуальные потребители......................................... 35

Маркетинг и общество в целом................................................................ 37

Маркетинг и деловая среда....................................................................... 39

2. ГЛОБАЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА................................................ 40

2.1. Глобализация деловой среды.................................................................... 40

2.2. Макросреда маркетинга............................................................................. 43

Международная торговая система......................................................... 43

Экономическая среда маркетинга............................................................ 45

Научно-технологические факторы.......................................................... 50

Политико-правовая среда маркетинга......................................... "........ 52

Социокультурные факторы...................................................................... 54

2.3. Микросреда маркетинга.............................................................................. 55

Компания............................................................................................................ 55

Потребители.................................................................................................. 56

Конкуренты..................................................................................................... 56

Партнеры............................................................................................................ 57

2.4. Формы ведения бизнеса на международных рынках.......................... 58

Импорт / экспорт.......................................................................................... 59

Контрактные соглашения........................................................................... 60

Международные прямые инвестиции...................................................... 62

3. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ, ЭЛЕКТРОННЫЙ
МАРКЕТИНГ И ИНТЕРНЕТ.............................................................................. 63

3.1. Интернет как среда ведения бизнеса и маркетинга............................. 63

3.2. Функции Интернет......................................................................................... 67

Информационный поиск............................................................................... 67

Коммуникации................................................................................................. 69

Развлечения...................................................................................................... 71


Трансакции.............................................................................. 72

3.3. Электронный бизнес и электронная коммерция..................73

3.4. Электронный и интернет-маркетинг.................................... 76

3.4.1. Интерактивные каналы интернет-маркетинга................ 77

Интернет-сайты компаний...................................................... 77

Онлайновые сообщества........................................................... 79

Реклама и паблик рилейшнз на других web-сайтах....................... 81

Онлайновые средства продвижения продаж.............................. 82

3.4.2. Эффективное представительство компании в Интернет 83

3.4.3. Взаимное влияние маркетинга и Интернет.................... 87

3.4.4. Достоинства интернет-маркетинга................................. 90

4. МАРКЕТИНГ ОТНОШЕНИЙ И БАЗ ДАННЫХ............................... 93

4.1. От маркетинга трансакций к маркетингу отношений......... 93

4.2. Стадии развития маркетинга отношений............................ 95

4.3. Маркетинг баз данных.......................................................... 98

4.4. Системы управления отношениями с клиентами — CRM.... 101

5. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ.................................................. 109

5.1. Стратегический подход к управлению маркетингом.................... 109

SWOT-анализ....................................................................... 112

Портфельный анализ: матрицы BCG и GE............................... ИЗ

Матрица роста Ансоффа....................................................... 116

5.2. Маркетинговый аудит и контроль.............................................. 117

Сферы, объекты, субъекты и время маркетингового аудита..... 119

Маркетинговый контроль— объекты и процесс........................ 121

5.3. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов,

позиционирование............................................................... 126

Стратегии достижения целевых рынков................................. 129

Сегментация потребительских рынков.................................... 131

Сегментация бизнес-рынков..................................................... 133

Позиционирование.................................................................. 134

5.4. Организация функции маркетинга...................................... 137

Эволюция типов организации маркетинговой деятельности...... 139

Организация интегрированного маркетингового

подразделения......................................................................... 145

Раздел II МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

6. МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ............ 148

6.1. Система маркетинговой информации................................ 148

Виды маркетинговой информации........................................... 151

Средства формирования маркетинговой информации.............. 152

6.2. Маркетинговое исследование и его виды.......................... 155

Предварительное, или разведывательное, исследование............. 157

Описательное, или дескриптивное, исследование...................... 15"


1 S7
Причинное исследование.......................................................................... l->'

6.3. Методы сбора инфррмации для маркетингового исследования.15/

6.3.1. Анализ вторичной информации...................................................... 158

6.3.2. Методы сбора первичной информации........................................ 159

Опрос................................................................................... J*®

Наблюдение.............................................................................. '••—............ VOi

Эксперимент................................................................................................ '64

6.4. Процесс маркетингового исследования............................................... 165

6.4.1. Определение проблемы и постановка цели................................. 165

6.4.2. Проведение предварительного исследования

и формулирование гипотез...................................................................... 167

6.4.3. Разработка плана исследования..................................................... 168

6.4.4. Сбор данных: вторичная и первичная информация.................. 169

6.4.5. Анализ, интерпретация данных и презентация

результатов исследования....................................................................... 172

6.5. Специфика маркетинговых исследований для малого бизнеса,
неприбыльного сектора и международных рынков.......................... 173

7. ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.......................... 175.

7.1. Поведение потребителей.......................................................................... 175

7.2. Внешние, или социальные, факторы поведения потребителей..... 177

Культура.......................................................................................................... 178

Социальный статус................................................................................... 180

Группы и групповые коммуникации....................................................... 182

Семья и домохозяйство............................................................................ 184

7.3. Внутренние, или психологические, факторы поведения

потребителей................................................................................................ 187

Восприятие................................................................................................... 187

Обучение........................................................................................................... 189

Мотивация, личность и эмоции.............................................................. 190

Персональные ценности, жизненный стиль

и ресурсы потребителя............................................................................. 192

Знание и отношение.................................................................................... 194

7.4. Процесс принятия решения потребителем о покупке........................ 195

8. ДЕЛОВОЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ......................................... 198

8.1. Сущность деловых (В2В) рынков........................................................... 198

Основные типы деловых покупателей.................................................. 199

Сегментация деловых рынков.................................................................. 201

8.2. Особенности делового покупательского поведения......................... 203

8.3. Решение о деловой закупке....................................................................... 207

Типы решений делового потребителя.................................................. 207

Факторы решения о покупке.................................................................... 208

Процесс организационной закупки.......................................................... 209

Ситуации деловой закупки....................................................................... 210

8.4. Покупающий центр...................................................................................... 213


Раздел III

РЕАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: МАРКЕТИНГОВЫЙ КОМПЛЕКС

9. ПРОДУКТНЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ................ 218

9.1. Продукт, его виды и уровни............................................... 219

Многоуровневая концепция продукта..................................,... 220

Продуктная линия и продуктный комплекс............................... 222

9.2. Классификация продуктов и маркетинг............................. 223

9.2.1. Потребительские продукты.......................................... 224

Продукты текущего спроса....................,..................,........... 225

Шоппинговые продукты......................................................... 226

Специфические продукты....................................................... 227

9.2.2. Продукты делового назначения.................................... 227

Установки..............,............................................................. 229

Дополнительное оборудование................................................. 230

Компонентные части и материалы.......................................... 230

Сырьевые материалы............................................................. 231

Обеспечивающие продукты.................................................... 232

Деловые услуги........................................................................ 232

9.3. Жизненный цикл продукта и маркетинг............................. 233

Разработка продукта.............................................:.............. 234

Введение на рынок................................................................... 235

Рост...................................................................................... 235

Зрелость................................................................................236

Спад...................................................................................... 237

9.4. Маркетинг услуг..................................................................... 240

9.4.1. Классификация услуг.................................................... 240

9.4.2. Специфика услуг и маркетинговый комплекс.............. 242

Продукт................................................................................ 243

Цена...................................................................................... 244

Распространение.................................................................... 245

Продвижение......................................................................... 246

10. БРЭНДИНГ И РАЗРАБОТКА НОВОГО ПРОДУКТА........... 247

10.1. Брэнд и марка................................................................... 247

10.1.1. Виды марок по типу спонсора.................................... 250

Марка производителя......................................................'...... 250

Частная марка....................................................................... 251

Лицензированная марка........................................................... 253

Совместная марка.................................................................. 253

Общая марка— отсутствие марки.......................................... 254

10.1.2. Виды марок по типу объекта....................................... 255

Корпоративная марка............................................................. 255

Семейная марка...................................................................... 255

Индивидуальная марка......................................,..................... 256

10.1.3. Виды марок по масштабу продаж...................................... 256


10.2.Марочный актив................................................................. t3'

10.3.Процесс управления маркой — брэндинг............................... 25У

 

10.3.1. Выбор названия марки................................................... 260

10.3.2. Выбор спонсора марки................................................... 261

. 10.3.3. Марочная стратегия....................................................... 262

Расширение линии................................................................ 262

Расширение марки........ '....................................................... 263

Мультибрэнды..................................................................... 265

Новые марки........................................................................ 266

10.3.4.Упаковка и маркировка................................................... 266

10.3.5.Глобальная марка.......................................................... 268

Причины для создания глобальных марок................................ 269

Условия для глобального брэндинга......................................... 269

Создание глобальной марки................................................... 270

10.4. Разработка нового продукта 271

10.4.1.Новые продукты и почему они проваливаются.................. 271

10.4.2.Стратегия разработки нового продукта............................. 273

Генерирование идей.............................................................. 273

Фильтрация......................................................................... 274

Бизнес-анализ....................................................................... 275

Разработка.......................................................................... 276

Тест-маркетинг................................................................... 277

Коммерциализация............................................................... 279

11. МАРКЕТИНГОВЫЕ КАНАЛЫИ УПРАВЛЕНИЕ

ЛОГИСТИКОЙ........................................................................ 281

11.1. Маркетинговый канал и его функции..................................... 281

11.2. Типы маркетинговых каналов............................................... 282

Прямой канал....................................................................... 282

Непрямые каналы.................................................................. 284

Выбор типа маркетингового канала....................................... 287

11.3. Управление каналами 290

11.3.1.Дизайн и управление каналом............:..................... 290

11.3.2.Интенсивность дистрибуции............................................ 293

11.3.3.Разрешение конфликтов.................................................. 294

11.3.4.Вертикальные маркетинговые системы (ВМС)................... 296

Корпоративная ВМС............................................................ 297

Контрактная ВМС................................................................ 297

Администрируемая ВМС....................................................... 298

11.3.5. Горизонтальные и гибридные маркетинговые системы 298

11.4. Физическая дистрибуция и управление логистикой 300

• 11.4.1. Логистика в распространении продукта............................. 300

11.4.2. Основные логистические функции................................... 301

Транспортировка.................................................................. 302

Складирование...................................................................... 304

Управление запасами...................................,........................ 305

Обработка заказов...........................................,................... 306

Защитная упаковка и переработка грузов............................... 306


12. РОЗНИЧНАЯ, ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ И ПРЯМОЙ
МАРКЕТИНГ.......................................................................... 307

12.1. Оптовые посредники......................................................... 307

12.1.1. Функции оптовых посредников................................... 307

12.1.2. Типы оптовых посредников......................................... 309

Оптовые структуры в собственности производителя............. 309

Независимые оптовые посредники........................................... 310

Кооперативы и закупочные офисы в собственности

розничных операторов............................................................ 313

12.2. Розничные операции.......................................................... 314

12.2.1. Типы розничных операторов рынка............................ 314

Форма собственности розничного оператора.......................... 314

Шоппинговые усилия покупателей........................................... 315

Характер предоставляемых услуг............................................ 317

Характер продуктных линий................................................... 317

12.2.2. Маркетинговая стратегия розничных операторов..... 320

Выбор целевого рынка............................................................. 320

Продуктный ассортимент...................................................... 320

Стратегия обслуживания потребителей................................. 322

Ценовая стратегия................................................................. 323

Месторасположение.............................................................. 324

Стратегия продвижения........................................................ 325

12.3. Прямой маркетинг и внемагазинные продажи................. 326

Личные продажи..................................................................... 327

Телемаркетинг....................................................................... 327

Маркетинг прямой рассылки................................................... 327

Телевизионный маркетинг прямого ответа............................... 328

Интернет-розница.................................................................. 328

Продажи через автоматы и киоски......................................... 329

13.................................................................................................. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ
КОММУНИКАЦИИ................................................................ 330

13.1. Коммуникации и маркетинг.............................................. 330

Модель коммуникации............................................................. 331

Цели маркетинговых коммуникаций......................................... 334

13.2. Средства маркетинговых коммуникаций......................... 339

13.2.1. Паблик рилейшнз (ПР) 341

Преимущества ПР.................................................................. 342

Недостатки ПР..................................................................... 343

13.2.2. Реклама 343

Преимущества рекламы.......................................................... 344

Недостатки рекламы............................ •................................. 344

13.2.3. Личные продажи 345

Преимущества личных продаж................................................ 345

Недостатки личных продаж................................................... 346

13.2.4. Продвижение продаж 346

Преимущества продвижения продаж...................................... 347

Недостатки продвижения продаж.......................................... 347


13.3. Критерии выбора и сочетание средств маркетинговых коммуникаций 348

13.4. Процесс разработки маркетинговой коммуникации................ jSj

13.5. Бюджет продвижения » 355

Метод процента от оценки масштаба операций................... 355

Метод «конкурентный паритет»......................................... 356

Метод «все, что можно позволить»..................................... 357

Метод «цели и задачи»......................................................... 357

13.6. Оценка эффективности продвижения 359

13.7. Планирование интегрированных маркетинговых
коммуникаций......................................................................... 360

14. РЕКЛАМА, ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДАЖ

И ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ...................................................... 363

14.1. Реклама и ее виды : 363

14.1.1..................................................................................... Разработка рекламной стратегии 368

Цели рекламы....................................................................... 368

Целевая аудитория............................................................... 372

Определение бюджета......................................................... 372



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: