Администрация президента РФ, ее специфика, сущность, перспективы, полномочия




Администрация Президента РФ по ходу своего формирования и развития практически за несколько лет во второй половине 90-х годов прошлого века стала наиболее весомым политическим актором и трансформировалась из вспомогательного аппарата при Президенте или его штаба в олицетворение самого института президентства как такового. Более того, в период с 1996 по 1999 г. Администрация Президента была в какой-то мере Президентом как таковым, фактически подменяя последнего. За почти 25-летний период своего развития структурно Администрация Президента РФ не один раз претерпевала изменения. На реформирование органа повлияли воля Президента, новые руководители, новые представления о стиле работы.

Непосредственно правовое положение Администрации Президента Российской Федерации определено и установлено Указом Президента РФ от 06.04.2004 № 490[2]. В свою очередь, ее структурно-содержательная сторона утверждена Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400.

Для оптимизации системы обеспечения реализации присвоенных ей функций в составе Администрации Президента РФ созданы 33 самостоятельных подразделения, такие как[2]:

· Аппарат Совета Безопасности РФ (на правах управления);

· Референтура Президента РФ (на правах управления);

· Канцелярия Президента РФ (на правах управления);

· Секретариат Руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления);

· Аппараты полномочных представителей Президента РФ в девяти федеральных округах (образованы на правах управлений);

· 17 Управлений Президента РФ (Государственно-правовое управление, Контрольное управление, Управление по внешней политике, Управление по внутренней политике. Управление по вопросам государственной службы и кадров, Управление по вопросам противодействия коррупции, Управление по государственным наградам. Управление по обеспечению конституционных прав граждан, Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, Управление по работе с обращениями граждан и организаций, Управление по социально-экономическому сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, Экспертное управление, Управление по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации, Управление по общественным связям и коммуникациям, Управление по научно-образовательной политике, Управление по применению информационных технологий и развитию электронной демократии, Управление по общественным проектам);

· три обеспечительных управления Администрации Президента РФ (Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ, Управление пресс-службы и информации Президента РФ, Управление протокола Президента РФ).

Далее необходимо отметить тот факт, что на протяжении последних лет проводятся активные дискуссии по поводу квалификационных компетенций Администрации Президента РФ как правового института и элемента системы государственных органов. По сущности, структуре и содержанию, а особенно по функциям, Администрация Президента РФ является государственным органом, выполняющим важные обязанности исполнительной власти и государственного управления, среди самых значимых из структурных образований, подчиненных Президенту РФ, а также — обеспечение исполнения полномочий.

Также в свою очередь С.А. Осетров, основываясь на анализе организационных основ президентской власти в России, представляет собственное личностное видение структуры президентской власти, в которую помимо главы государства входят его аппарат, органы, содействующие реализации президентской власти, а также органы испол­нительной власти двойного подчинения. По его мнению, развитие и деятельность сбалансированного, организационно обособленного механизма президентской власти предстает наиважнейшим аргументом в пользу самостоятельности президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации, что, как следствие, придает и Администрации Президента РФ особенный, специфический статус.

Ряд исследователей, таких как И.С. Иксанов, A.M. Осавелюк, Н.Н. Скрыпников, Д.Н. Петровский и др., в своих исследованиях исходят из того, что главное назначение Администрации Президента РФ — это содействие в реализации Президентом своих конституционных функций и полномочий, которые он, безусловно, единолично выполнить не в состоянии".

Отсюда А.В. Зуйков[18] утверждает, что аппарат главы государства есть организационная производная от его полномочий, поэтому сам объем полномочий такого органа не может быть больше объема полномочий главы государства, деятельность которого он обеспечивает. Исходя из этой (по положениям Конституции 1993 года) конструкции президентских полномочий, Администрация Президента РФ выступает фактически одним из органов общественно-публичной администрации.

На взгляд автора настоящей статьи, Администрация Президента РФ представляет собой комплекс элементов государственной системы России, суть которого Конституция РФ не раскрывает, а всего лишь упоминает о нем в пункте «и» статьи 83. Уточнение же этого пункта содержится в п. 1 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.04.2004 №490[2], где Администрация квалифицирована как государственный орган. Его главная сущность, по справедливому мнению С.С. Алексеева[19], заключена в том, что государственный орган — это, по сути дела, есть звено (элемент) механизма государства, участвующее в реализации функций государства и имеющее для этого весь набор властных полномочий.

Обращаясь к вопросу пределов в конституционном праве, следует констатировать, что этот вопрос длительное время был предметом исследований отечественных правоведов, таких как: А.А. Астрахань[12], Л.Д. Воеводин, А.А. Малиновский, А.А. Троицкая и др. Наиболее полно этот вопрос был разработан относительно конституционных прав и свобод личности, при этом указанная тенденция продолжается и сегодня.

Достижения советского правоведения в контексте вопроса пределов в конституционном праве обобщил в середине 80-х годов в своей кандидатской диссертации А.А. Астрахань[12]. Выделяя сущность пределов в конституционном праве как таковых, он дает им определение как системы критериев и ориентиров правомерного поведения (деятельности), соблюдение которых является обязательным условием надлежащего пользования своими правами. В свою очередь, их юридической ипостасью, осуществляемой в форме норм, закрепляющих границы использования прав, выступает указание, но цели и принципы осуществления обязанностей, а также определение и вменение в должностные инструкции конкретных запретов.

На современном этапе развития юридической науки, по мнению А.А. Троицкой, «пределы» выступают в виде законодательно определенных и контролируемых самими государственными структурами интервальных значений (точек границ), которые регулируют объем общественной (публичной) власти. Это происходит, с ее точки зрения, посредством утверждения широты властных полномочий субъекта власти или непосредственного введения запретительных санкций в области внесения некоторых новых полномочий в сферу его компетенций.

В этих условиях, учитывая, что Президент России занимает главенствующее положение в государственной политико-правовой структуре и обладает широчайшими полномочиями, они в несколько сокращенном виде экстраполируются и на его Администрацию. Сегодня можно обоснованно утверждать, что работа рассматриваемого органа иногда существенно превышает границы осуществления функций административно-технической помощи в обеспечении деятельности Президента России. Так, в ней сконцентрированы широчайшие полномочия по контролю, а это дает основания квалифицировать ее как надправительственное образование, своего рода институциональную прослойку между Президентом и всеми остальными государственными политико-правовыми властными элементами.

Преувеличенная роль «расширенного президента» уже находит свое отражение в решениях судебных органов. К примеру, на основании определения судьи Тверского судебном порядке действий Администрации Президента РФ, находящейся в непосредственном подчинении Президенту РФ, а также предъявление исков к этой управленческой структуре означает вмешательство в его деятельность.

При этом ни у самого Президента РФ, ни у других государственных органов, а равно у гражданского общества сегодня не имеются в наличии механизмы осуществления контроля за деятельностью (по обеспечению деятельности главы государства) должностных лиц Администрации Президента РФ. В лучшем случае речь может идти о мерах дисциплинарного взыскания. Не стоит забывать, что под предмет прокурорского надзора не попадает и соблюдение Конституции РФ и исполнение законов Администрацией Президента РФ и ее должностными лицами. В свою очередь, у Администрации Президента РФ есть под рукой Управление делами Президента РФ, чтобы «избежать» аудита (контроля) со стороны Счетной палаты РФ, но при этом распоряжаться средствами федерального бюджета совершенно самостоятельно.

В системе децентрализации у представителей президента можно выделить несколько важных функций, характеризующих их статус: организационные и координационные полномочия в сфере органов власти и иных государственных органов федерального и регионального уровня, применительно к вверенному представителю округу, согласовательные полномочия по проектам решений органов государственной власти федерального уровня, имеющих отношение к вопросом, входящим в сферы интересов регионов округа, кадровые полномочия, предусматривающие согласование кандидатур федеральных государственных служащих и иных должностных лиц в федеральном округе и т.п.

Подводя итог проведенному рассмотрению, следует констатировать, что сегодня вопрос пределов конституционно-правовой компетенции Администрации Президента РФ находится в ряду дискуссионных. Наиболее полно он урегулирован в сфере административного (государственного) права. Обобщая проведенный выше именно конституционно-правовой анализ, необходимо подчеркнуть, что с точки зрения автора данной статьи, Администрация Президента России является сегодня государственной структурой, определяемой в рамках системы общественно-публичной власти, поэтому в таких ситуациях становится непререкаемым тот факт, что она формируется и функционирует именно в совокупности «пределов», установленных Конституцией Российской Федерации.

В наиболее общем виде указанные пределы формируются на фундаменте базовых конституционных принципов, выступающих основами формирования и эффективного функционирования национальной системы государственной власти.

Вывод по II главе:

Представляется, что совершенствование правового обеспечения деятельности главных федеральных инспекторов в субъектах Российской Федерации способствовало бы не только более эффективному использованию ими возможностей по содействию реализации главой государства его конституционного полномочия в сфере обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, исполнению на региональном уровне указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, выявлению и предупреждению фактов их неисполнения или ненадлежащего исполнения, но и в широком смысле - реализации в субъектах Российской Федерации общегосударственных интересов и региональной политической стабильности.

Для оптимизации системы обеспечения реализации присвоенных функций Администрации Президента РФ, созданы 33 самостоятельных подразделения.

Подводя итоги, можно выделить основные особенности президентского контроля:

· он охватывает все сферы деятельности федеральной исполнительной власти;

· он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;

· он осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами, находящимися в системе Администрации Президента;

· его результаты могут быть использованы Президентом Российской Федерации для принятия мер воздействия, предусмотренных Конституцией РФ, привлечения виновных к дисциплинарной ответственности, поощрения отличившихся;

· субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Президенту об обнаруженных недостатках, а сами могут вносить представления, делать предписания. Они не могут вмешиваться в деятельность проверяемых организаций, применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие следует принять меры.


 

Заключение

Таким образом, Президент РФ в своих управленческих проявлениях «многолик». Его деятельность обеспечивается массой обслуживающих управленческих структур, в которых задействовано большое число государственных служащих. Следует также иметь в виду, что в действующей структуре федеральных органов исполнительной власти действует специализированный орган, занимающийся реализацией президентских полномочий помимо Администрации Президента РФ и его полномочных представителей в федеральных округах – Управление делами Президента РФ, имеющее статус федерального агентства.

«Размытость» реального правового статуса полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах свидетельствует о необходимости совершенствования правового регулирования этого института государственного управления. Отсутствие нормативно четко определенных юрисдикционных полномочий полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах приводит в ряде случаев к некоторым проблемам в их взаимоотношениях с иными публичными органами, наделенными законодательно установленными административно-распорядительными функциями. В этой связи представляется целесообразным реализация предложений, направленных на установление административно-юрисдикционных полномочий полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, состоящих, в частности, в наделении их правами (функциями), которые подробно представлены в первой главе.

Представляется, что совершенствование правового обеспечения деятельности главных федеральных инспекторов в субъектах Российской Федерации способствовало бы не только более эффективному использованию ими возможностей по содействию реализации Главой государства его конституционного полномочия в сфере обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, исполнению на региональном уровне указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, выявлению и предупреждению фактов их неисполнения или ненадлежащего исполнения, но и в широком смысле - реализации в субъектах Российской Федерации общегосударственных интересов и региональной политической стабильности.

Для оптимизации системы обеспечения реализации присвоенных функций Администрации Президента РФ, созданы 33 самостоятельных подразделения.

Подводя итоги, можно выделить основные особенности президентского контроля:

· он охватывает все сферы деятельности федеральной исполнительной власти;

· он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;

· он осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами, находящимися в системе Администрации Президента;

· его результаты могут быть использованы Президентом Российской Федерации для принятия мер воздействия, предусмотренных Конституцией РФ, привлечения виновных к дисциплинарной ответственности, поощрения отличившихся;

· субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Президенту об обнаруженных недостатках, а сами могут вносить представления, делать предписания. Они не могут вмешиваться в деятельность проверяемых организаций, применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие следует принять меры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: