Психологическое консультирование




Индивидуальное психологическое консультирование проводится, как правило, в форме взаимного общения психолога и клиента (т.е. обратившегося к нему за помощью человека).

За консультацией к психологу военнослужащие могут обратиться сами, или по рекомендации (направлению) командиров (начальников). Кроме того, военный психолог может по собственной инициативе пригласить на консультацию конкретного военнослужащего, с признаками депрессивного состояния, повышенной агрессивности или других негативных проявлений в поведении.

Сущность консультирования состоит в оказании помощи клиенту посредством его психологического просвещения, а также в выработке, на основе результатов психодиагностики, специальных рекомендаций по изменению определенных психологических факторов, затрудняющих нормальное функционирование личности в условиях военной службы.

При первичном обращении к психологу человек может не решиться сразу заговорить о своих внутренних проблемах. Поэтому психологу необходимо выбрать наиболее приемлемую тактику общения с ним, установить доверительный контакт, чтобы побудить его к откровенному разговору. В конце диалога следует определить сроки дальнейших встреч для консультирования.

Консультирование проводится, как правило, в форме специальной беседы с клиентом. Существенно важным для проведения беседы является то, что предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента. Процесс беседы должен быть направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.

Консультационная беседа предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента.

 

 

Обычно применяется пятишаговая модель процесса консультационной беседы:

 

Этапы беседы Главные задачи этапа Используемые приемы
1 этап начальный "Привет"! Установка эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений "сопереживающего партнерства". -"Сопереживание"; -"Эмпатийное слушание"
2 этап "В чем проблема"? Зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации; снятие ощущения безвыходности ситуации. -"Преодоление исключительности ситуации"; -"Поддержка успехами и достижениями"; -"Структурирование беседы"; -"Постоянное внимание к содержанию"; -"Определение конфликта"
3 этап "Чего Вы хотите добиться"? Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут? -"Интерпретация"; -"Планирование"; -"Удержание паузы"; -"Фокусирование на ситуации"
4 этап ”Что еще мы можем сделать по этому поводу”? Работа с разными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив. -"Исследование личностной динамики"; -"Рефлексия"; -"Директивные рекомендации"; -"Фантазии"
5 этап "Вы будете делать это"? Окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка. -"Логическая аргументация"; -"Рациональное внушение уверенности".

 

Установление контакта представляет собой ситуацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство. Оптимальный вариант пространственного расположения - два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения беседы должен совпадать и у клиента и у психолога. Беседа может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психолога:

- Слушаю Вас, или

- Расскажите о себе, или

- Что привело ко мне...

Создается возможность для разговора о себе, т.е. задается предмет взаимодействия - клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление - это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента. Есть люди, которые не идут на контакт. Если в течение 10 минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не строить беседу на вопросах. Поступая таким образом психолог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации беседы, что противоречит целям консультирования.

В процессе определения проблемы клиента, психолог может и часто должен выступить в роли "следователя", стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Примерно 15-20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.

В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими модальностями этого внутреннего мира владеет клиент:

- что знает клиент о возможностях своих действий;

- что знает клиент о своих целях;

- что знает клиент о своих чувствах;

- что знает клиент о своих мыслях;

- а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.

Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет профессионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении событий его жизни, при этом раскрывая потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями: "Изменяясь сами, Вы будете изменять других", "Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом" и т.п.

Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.

Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Язык консультационной беседы должен отвечать следующим правилам построения диалога:

- не надо сгущать краски, употребляя оценочные суждения;

- ориентируйтесь на ключевое слово - тему клиента;

- не навязывайте свою точку зрения;

- употребляйте простые слова и образы для передачи информации;

- говорите кратко.

Консультирование не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе.

Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведении. При этом психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого используется принцип обратной связи, который для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента в виде ответа на этот вопрос.

На этом этапе беседы психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение - один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, структурировать его внутренний мир. Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования.

Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, не рекомендуется продолжать более 10 минут. Целесообразно прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить свои позитивные возможности.

Третий этап беседы может быть обозначен как фаза осознания клиентом желаемого результата. Психолог вместе с клиентом определяет его идеал - каким клиент хочет быть; что в его жизни произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно.

Эта фаза беседы предполагает воздействие психолога - это основное содержание консультирования. Для клиента оно не должно выглядеть как-то по-особому. В диалоге с психологом происходит как бы "инсайт" - клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий ("Я сам все понял"). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации консультационной беседы приведут и к изменению его поведения.

Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими методами:

- интерпретация (новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога) - психолог открывает клиенту альтернативное видение реальности, способствует изменению его настроения и поведения;

- директива (указание) - строго предписывает клиенту выполнение определенных действий, способствующих, по замыслу психолога, решению проблемы клиента. Предполагается, что клиент выполнит указание;

- совет (информация, домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя) - психолог дает клиенту полезную информацию;

- самораскрытие - психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента, при этом устанавливает раппорт;

- обратная связь - позволяет клиенту понять, как его воспринимает психолог и окружающие;

- логическая последовательность - психолог объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения "Если, то...", дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть их результат;

- открытые вопросы ("Кто"? - факты; "Как"? - чувства; "Почему"? - причина; "Можно ли"? - общая картина) - психолог выясняет основные факты, облегчающие разговор с клиентом;

- пересказ - психолог повторяет сущность слов клиента и его мыслей, использует его ключевые слова, тем самым активизирует обсуждение, показывает клиенту уровень понимания его проблем;

- отражение чувств - психолог поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства;

- резюме - психолог в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента, проясняет направление беседы;

- воздействующее резюме - используется в конце беседы чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента. Проясняет, чего психолог и клиент добились в ходе беседы.

В процессе воздействия на клиента психолог пользуется следующими приемами: ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам, обращение к научным данным, опора на обыденную жизнь и т.п.

Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога и не реагирует на мягкие формы воздействия (изложенные выше), то психолог обозначает сопротивление клиента и работает с ним. Это может быть в следующей форме "Вам трудно принять...", "Вам не хочется согласиться...".

Это позволяет обсудить ситуацию сопротивления клиента и одновременно, психологу важно показать свое стремление признать за клиентом некоторую правоту, отказавшись от сильного давления по переориентировке клиента. Клиенту предоставляется право не соглашаться с психологом.

Важный момент воздействия состоит в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о человеке, позитивную информацию самому человеку создать трудно, т.к. он часто просто ничего придумать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариант поведения.

Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнаружить неизвестные ресурсы своей личности, сфокусировать внимание на возможностях, о которых он и не подозревал.

Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но оно должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация.

На этом фаза воздействия закончена. По длительности она равна примерно 15 минутам.

При выработке альтернативных решений психолог создает клиенту условия выбора. Здесь психологу важно помнить о том, что "правильное" для него решение не обязательно является таковым для клиента.

Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Особое внимание необходимо уделять на невербальное поведение клиента во время беседы. При этом следует учитывать, что невербальный язык отражает: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т.п.); информационный поток (смысл речевого высказывания может быть выражен невербально); интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия. Основную информацию психолог снимает в визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т.п.), а также в учете всех изменений темы.

Самым важным показателем эффективности психологического консультирования будут переживания клиента, которые могут быть описаны в обобщенном виде так: "Я стал другим".

Заключительным этапом консультационной беседы является обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы, переход от обучения к действию. На этой стадии консультирования задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в повседневной жизни.

Заканчивать консультацию лучше всего домашним заданием, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении (невыполнении) домашнего задания. Таким образом мобилизуются средства контроля за содержанием изменений, происшедших с клиентом во время беседы.

Домашнее задание должно быть сформулировано в простой, доступной для понимания и выполнения форме, направлено на конкретную ситуацию и действие в ней.

Обсуждая задание на следующей встрече с клиентом, можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если клиент не выполнил домашнее задание или выполнил его частично, с ним обсуждаются причины невыполнения задания.

Кроме домашнего задания с клиентом могут быть обсуждены рекомендации для обращения к другому специалисту или к книге. Совет, рекомендация в этом случае должны быть в виде четкой информации о специалисте, месте и времени его работы, а если речь идет о книге, то должны быть сообщены все исходные данные этой книги.

В заключение беседы психолог обговаривает с клиентом будущую встречу и спокойно, не торопясь, прощается с клиентом.

 

Групповое консультирование проводится в целях сплочения воинских (трудовых) коллективов, снижения в них общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации морально-психологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективности выполнения учебно-боевых задач.

Задачи группового консультирования определяются на основе результатов психодиагностического исследования.

Первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании - это оценивает систему реально существующих отношений между военнослужащими. Выделяет наиболее значимые отношения, представляет их для обсуждения в группе.

Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для решения этой задачи психолог должен располагать психодиагностическим материалом о типе отношений между членами группы (особо изучаются факты, говорящие об устойчивости отношений).

Показателями наличия постоянных травмирующих факторов могут быть состояние глобальной коллективной неудовлетворенности, состояния групповой тревоги, состояние вины, связанное с коллективом, состояние невыносимого, непосильного нервно-психического и физического напряжения. Во всех этих случаях воинский коллектив выступает, как объект, определяющий устойчивое неудовлетворительное состояние индивида. Работа с этим состоянием возможна только тогда, когда психолог работает с содержанием межличностных отношений. Другими показателями наличия устойчивых, в данном случае конфликтных отношений, могут быть соматические заболевания человека. Наличие у одного из членов группы соматических заболеваний может создавать условия для воспроизведения в группе одного и того же типа отношений. В этом случае работа психолога с конфликтной личностью может стать основанием для изменения групповых отношений.

В целях коррекции социально-психологического климата в подразделении консультант работает по следующим направлениям:

- преодоление барьеров психологической напряженности и сопровождающих эту напряженность отрицательных эмоций, возникающих в процессе общения людей;

- совершенствование отношений функционально-ролевой взаимозависимости, отношений руководства и исполнителя;

- повышение уровня включенности в деятельность каждого члена группы.

Консультирование по этим направлениям может осуществляться в нескольких формах: рекомендации командирам (начальникам) с указанием конкретных способов психолого-педагогического воздействия на коллектив и обучение военнослужащих адекватным способам поведения и отношений методами психологических упражнений, игр, общения, дискуссий, невербальных контактов и изменений обстановки.

В процессе консультирования психолог реконструирует эмоциональные аспекты межличностного взаимодействия, работает в зоне бессознательных психических явлений. При этом у членов группы появляется уверенность в своих социальных ролях, повышается способность к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир окружающих, решаются проблемы личностного роста.

Принцип консультирования будет состоять в непосредственном представлении проблем военнослужащих в их реальном виде в процессе групповых событий. Акцент делается на действии механизма обратной связи и при общей эмоциональной поддержке. Выбираются специально личностно значимые темы для обсуждения, используются приемы психодиагностики и способы невербального общения с целью расширения эмоциональной и перцептивной сторон общения, изменения способов взаимодействия.

Наибольший эффект от психологической консультации будет достигут, если в группе удастся создать особую психологическую атмосферу единства.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: