Принцип невмешательства во внутренние дела государства.




До 20-х гг. ХХ в. принцип невмешательства формировался в рамках двусторонних договоров о третейском разбирательстве.

Из наиболее ранних соглашений России известны решения Любечского съезда 1097 г., Договор русских князей о мире 1389 г. В 1721 г. согласно Ништадтскому мирному договору Петр I обязался не вмешиваться во внутренние дела, форму правления и порядок престолонаследия Швеции. Заключенный в 1774 г. Кючук-Кайнарджийский договор закрепил обязательство России не вмешиваться во внутренние дела турецкого хана.

Важную роль в развитии принципа невмешательства сыграла Великая французская революция. В проекте Декларации международного права аббата (почетный католический титул) Грегуара, Декрете Национального Конвента 1793 г. провозглашалась готовность Франции воздерживаться от использования вооруженной силы в международных отношениях. В то же время захватническая война Наполеона повлекла кардинальное изменение доктрины. Многие авторы, в частности, немецкие философы Г. Роттек, А. Гефтер, Г. Витон считали правомерным подавление революционных движений в соседнем государстве, вследствие чего в период с 1815 по 1823 г. активно использовалась концепция "охранительных/легитимистических" интервенций.

В XIX в. наибольшее внимание уделялось не провозглашению принципа невмешательства как такового, а обоснованию правомерных оснований интервенции. Заслуживают внимания доктринальные подходы к соотношению права на вмешательство и права на войну (русский юрист Федор Мартенс). Государствам разрешалось прибегать к войне после истощения мирных средств улаживания конфликта. Война являлась дополнительным средством разрешения международных споров. Ввиду того, что до ХХ в. вмешательство преимущественно рассматривалось как вооруженная интервенция, четкого различия между правом на вмешательство и правом на войну не проводилось. Право на вмешательство было по сути идентично праву на войну. На практике решение о выборе средств разрешения конфликта зависело от усмотрения государства. Война рассматривалась как наивысшее проявление независимости государства, утверждение его суверенитета.

Следующим этапом развития принципа невмешательства стало обращение президента США Дж. Монро к Конгрессу 2 декабря 1823 г., известное как доктрина Монро. Обращение содержало призыв к европейским государствам не вмешиваться в дела американских стран в обмен на аналогичное обязательство США. Дальнейшему развитию принципа невмешательства во внутренние дела государств способствовала доктрина Кальво-Драго, которая запрещала вооруженное вмешательство в дела государств для взыскания международных долгов. Положения этой доктрины были закреплены в Гаагской конвенции 1907 г.

Важный вклад в формирование принципа невмешательства внес Декрет № 1 "О мире" 1917 г., провозгласивший неправомерными аннексии и контрибуции.

Статут Лиги Наций лишь несколько ограничил право на войну, предусмотрев при этом возможность его использования: запрещалось вмешиваться в дела, входящие исключительно во внутреннюю компетенцию государств. Однако четкие обязательства невмешательства закреплены не были.

Пакт Бриана-Келлога, заключенный 27 августа 1928 г., является первым многосторонним актом, который безоговорочно осудил обращение к войне как средству разрешения международных споров. В то же время этот акт не содержал санкций за нарушение запрета.

Современное понимание принципа невмешательства во внут­ренние дела государств в общей форме зафиксировано в Уста­ве ООН и конкретизировано в международно-пра­вовых документах, а также в Декларации ООН 1965 г. о недо­пустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета.

При исследовании содержания принципа невмешательства важно не забывать о его тесной связи с другими принципами международного права. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., "принципы являются взаимно связанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов". Особо подчеркивается связь принципа невмешательства с принципом неприменения силы или угрозы силой, принципом уважения государственного суверенитета, принципами суверенного равенства государств, их территориальной целостности и нерушимости границ, обязанностью выполнять свои международные обязательства.

Согласно Уставу ООН Организация не имеет права на вме­шательство в дела, по существу входящие во внутреннюю ком­петенцию любого государства. П. 7 ст. 2 Устава ООН: «Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII».

Международное право не регламентирует внутреннюю ком­петенцию государства, поскольку она обусловлена государст­венным суверенитетом и определяется актами государства. Поэтому вмешательством должны считаться любые меры госу­дарств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международ­ного права решать дела, по существу входящие в его компетен­цию. Не считаются внутренними делами такие действия, кото­рые по своей сущности и целенаправленности представляют угрозу миру и безопасности, грубо попирают общепризнанные международные нормы. Поэтому на основании Устава ООН к данным государствам могут быть применены принудительные меры.

Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, 1965 г. провозглашает, что:

1. Никакое государство не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого осуждаются не только вооруженное вмешательство, но также все другие формы вмешательства и всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных элементов.

2. Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер иного характера для принуждения другого государства подчинить осуществление его суверенных прав или для получения от него каких бы то ни было преимуществ. Все государства должны также воздерживаться от того, чтобы организовывать, помогать, создавать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также от вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве.

3. Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

4. Строгое соблюдение этих обязательств является существенно важным условием для обеспечения мирного сосуществования наций, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет нарушение духа и буквы Устава Организации Объединенных Наций, но также ведет к созданию ситуаций, угрожающих международному миру и безопасности.

5. Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

6. Все государства должны уважать право народов и наций на самоопределение и независимость, и это право должно осуществляться свободно и без какого-либо внешнего давления и при полном соблюдении прав человека и основных свобод. Вследствие этого все государства должны содействовать полному устранению расовой дискриминации и колониализма во всех их формах и проявлениях.

Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.

Принцип невмешательства во внутренние дела не является абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяемых по решению СБ ООН для обеспечения международного мира и безопасности. В последнее время мы часто видим нарушения этого принципа. Под лозунгом "неэффективности ООН" в последнее время проводится политика отказа от выполнения императивным норм современного МП. События показывают стратегическую ошибочность такой практики.

1. «Международное право» Учебник для вузов

 

Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М Москва,1999

Ответственные редакторы — Г. В. Игнатенко, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор О. И. Тиунов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

2. https://evolutio.info/content/view/506/53/ Белорусский журнал международного права и международных отношений 2002 — № 3 К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРИНЦИПА НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА ГОСУДАРСТВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА Е. Довгань

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: