Программа государственных преобразований Петра III и Екатерины II. Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. Консервативное политическое учение М.М. Щербатова. Революционно-демократическая программа А.Н. Радищева. Охранительный либерализм Н.М. Карамзина. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского. Программы государственно-правовых реформ декабристов (Н.М. Муравьев, П.И. Пестель). Охранительные политико-правовые взгляды митрополита Московского Филарета. Политико-правовые взгляды П.Я. Чаадаева. Политико-правовые идеи западников (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский). Государственно-правовая теория национальной самобытности славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин). Политико-правовые идеи «почвенничества» (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов). Цивилизационный подход Н.Я. Данилевского к русскому государству и праву.
Модуль 4 (дисциплина 3): Российская политико-правовая мысль конца XIX – начала XX вв.
Охранительные политико-правовые взгляды К.П. Победоносцева. Учение Л.А. Тихомирова о монархической государственности. Психологическая концепция права Л.И. Петражицкого. Духовные и национальные основы государства и права в учении И.А. Ильина. Русский либерализм конца ХIХ – начала ХХ вв. (Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, П.Н. Милюков). Концепция «народной монархии» И.Л. Солоневича. Политико-правовая доктрина большевизма. Евразийская политико-правовая концепция. Неоконсервативная концепция государства и права А.И. Солженицына.
2.2. Критерии выставления оценок на государственном экзамене
Оценка " отлично " выставляется магистрантам, если:
- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
- показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения;
- ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности;
- ответ изложен научным грамотным языком;
- на все дополнительные вопросы даны четкие, аргументированные ответы;
- обучающийся умеет объяснять закономерности и иллюстрировать их примерами из жизни, показывает систематический характер знаний;
- проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
Оценка " хорошо " выставляется магистрантам, если:
- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, но были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат;
- показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала;
- ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности;
- ответ изложен научным грамотным языком;
- на дополнительные вопросы были даны неполные или недостаточно аргументированные ответы;
- обучающийся умеет объяснять закономерности и иллюстрировать их примерами из жизни, показывает систематический характер знаний.
Оценка " удовлетворительно " выставляется магистрантам, если:
- дан неполный ответ на поставленный вопрос;
- логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения;
- при изложении теоретического материала допущены ошибки (касающиеся фактов, понятий, персоналий);
- в ответе не присутствуют доказательные выводы;
– на дополнительные вопросы даны неточные или не раскрывающие сути проблемы ответы
Оценка " неудовлетворительно " выставляется магистрантам, если:
- дан неполный ответ на поставленный вопрос;
- логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения;
- при изложении теоретического материала допущены существенные ошибки (касающиеся фактов, понятий, персоналий);
- в ответе отсутствуют выводы;
- практическое задание не выполнено или выполнено с существенными ошибками, свидетельствующими о несформированности умений;
- речь неграмотная;
- обучающийся отказывается отвечать на дополнительные вопросы или дает неверные ответы.
2.3. Порядок проведения экзамена
Государственный экзамен, предусмотренный настоящей программой, проводится в устной форме, для чего обучающиеся получают экзаменационный билет, содержащий два вопроса, составленные в соответствии с утвержденной программой ГИА.
Обучающийся может пользоваться программой государственного экзамена.
При подготовке к ответу магистранты делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарем ГЭК листах бумаги с печатью факультета. На подготовку к ответу магистранту предоставляется не менее 45 минут.
Во время проведения государственного экзамена обучающиеся, не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории.
Если обучающийся, по состоянию здоровья или другим объективным причинам не завершает государственный экзамен, то он досрочно покидает аудиторию. В таком случае секретарь ГЭК составляет акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам.
Если обучающийся по необъективным причинам не завершает государственный экзамен (выбрав билет, задание отказывается от подготовки и сдачи государственного экзамена и досрочно покидает аудиторию), получает оценку «неудовлетворительно».
После завершения устного ответа члены экзаменационной комиссии, с разрешения ее председателя, могут задавать магистранту дополнительные вопросы, не выходящие за пределы программы государственного экзамена. На ответ магистранта по билету и вопросы членов комиссии отводится не более 30 минут.
После завершения ответа обучающегося на все вопросы и объявления председателем ГЭК окончания опроса экзаменуемого, члены ГЭК делают отметки в оценочном листе.
По окончании государственного экзамена секретарь ГЭК собирает оценочные листы у председателя ГЭК, его заместителя, всех членов ГЭКи формируетлисты экспертной оценкисформированности компетенций на каждого выпускника.
Итоговая оценка формируется в соответствии с критериями оценивания ответа выпускника на государственном экзамене.