Семинар 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ




Небольшая помощь – ориентируйтесь на такую периодизацию, которая указана ниже (вам легче материал будет готовить):

v Античная философия имеет более чем тысячелетнюю историю, начавшуюся в VI в. до н. э и закончившуюся в VI в. уже н. э. Формально ее концом можно считать 529 г. н. э., когда император Юстиниан, активно поддерживающий ортодоксальную христианскую церковь, закрыл афинскую школу и разогнал ее последователей - неоплатоников. Историю античной философии можно разбить на следующие периоды:

v 1) Период натурфилософский с его проблемами "физиса" (природы) и космоса. Основные фигуры этого периода - Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид, Зенон, Эмпедокл, Левкип и Демокрит.

v 2) Период гуманистический - софисты, Сократ. Главная проблема - сущность человека и возможности ее познания.

v 3) Период большого синтеза (Платон, Аристотель), характеризующийся четкой формулировкой философских проблем и их системным представлением.

v 4) Период эллинистических школ (334 г. до н. э. - 30 г. н. э., эпоха завоеваний Александра Македонского). На этот период приходится деятельность таких философов, как Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др. Главные проблемы - мораль, свобода, познаваемость мира и др.

v 5) Период религиозный - Плотин и неоплатонизм. В центре внимания - вопросы отношения Бога к "образу и подобию своему", судьбы мира и человека.

Вопросы для семинарского ответа (на выбор, вы можете брать не весь вопрос, а один из его аспктов, но тогда тщательно проработать):

1. Возникновение философии в Древней Греции. Проблема перехода «от мифа к логосу». Периодизация античной философии.

2. Ионийская и италийская «фисиология». Основные понятия ранней греческой философии: physis (природа, рождение, происхождение, порода), arche (начало, первовещество, верховное, главенствующее начало), kosmos (мир, наряд, порядок), logos (слово, разум, закон, состав природы) (обязательно разобрать всем).

3. Милетская школа. Учение о всеобщем первоначале: Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон, неопределенно-беспредельное), Анаксимен (воздух и апейрон).

4. Пифагор и пифагорейцы. Биографические свидетельства о Пифагоре (очень кратко). Характер пифагорейского союза как философского и религиозно-политического объединения. Космогония пифагорейцев. Орфико-пифагорейское учение о «метемпсихозе».

5. Гераклит Эфесский. Биографические свидетельства (очень кратко). Почему Гераклита именовали Тёмным. В чем заключалась суть гераклитовского «логоса» (что такое «логос»?)? Огонь как первостихия мироздания, огонь как «логос» природы.

6. Элейская школа. Парменид. Биографические свидетельства. Признаки бытия. Зенон. Апории Зенона как возражение на критику учения Парменида. Смысл термина «апория». Апории множества. Апории движения («Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадий»).

7. Концепции множественности начал сущего: Эмпедокл, Анаксагор, атомисты (общая характеристика).

8. Софисты и Сократ.

a) Paideia: cофисты как воспитатели в Афинах V в. до н.э. «Антропологический поворот». Протагор и его тезис «человек есть мера всех вещей».

б) Сократ. История жизни и смерти Сократа. «Методы» Сократа: диалектика, майевтика и ирония. Утверждение о «незнании»: интерпретация дельфийского оракула. Отождествление знания и добродетели. Daimonion (или даймоний) Сократа. Философия как «служение богу». Принцип «Познай самого себя». Суд над Сократом и решение Сократа (Диалоги Платона - «Апология Сократа» и «Критон»).

9. Философские учения Платона и Аристотеля.

А) Платон. Взаимоотношение Платона и пифагорейцев, Платона и софистов, Платона и Сократа. Гносеологический аспект философии Платона: Различие между episteme и doxa, «знанием» и «мнением» (смотреть в диалогах «Государство», «Теэтет»). Диалектика Платона. Познание как любовное влечение («Пир»). Три части души, кругооборот душ во Вселенной («Федр», «Государство»). Знание как anamnesis («Менон»). Аргументы в пользу бессмертия души («Федон»).

Учение о бытии (эйдетическая концепция Платона, и все, что связано с Идеей-эйдосом). Вещь и ее эйдос.

Космология и теология Платона. Демиург как творец мира. Обоснование вечности космоса. «Мировая душа» и «восприемница» chora («Тимей»). Идеи как числа.

Дополнительно (но не обязательно): Этика и политика Платона («Государство», «Законы»). Добродетель как arete человека. Основные добродетели государства. Принцип «справедливости». Связь с психологией: трехчастная структура души и трехчастная структура государства. Правильное и неправильные государственные устройства.

Б) Аристотель. Вклад Аристотеля в развитие науки. «Физика» — анализ категорий, способных определить движение. Космология в трактате «О небе». Психология. Связь с онтологией. Душа как entelecheia тела. Три способности души. Первая философия. Принцип деления наук на теоретические и практические. «Теоретическая наука о первых началах и причинах». Учение о сущности, четыре значения причины, hyle и morphe. Учение о dynamis и energeia. Учение об уме как перводвигателе, теология Аристотеля. Критика Платоновской теории идей.

Дополнительно (но не обязательно): Этика и политика. Предмет и задачи этики в ее связи с политикой. Понятия eudaimonia и arete. Учение о середине. Характеристика общественной природы человека (zoon logon echon). Цель государства и формы политического устройства. Mesoi, «cредние люди». Проблемы частной собственности, отношение к рабству.

 

Всем успехов и удачи. J

Требования к студентам (обязательно просмотрите!): 1. Берете один (или несколько, как вам будет угодно) из вопросов и тщательно прорабатываете его.

2. Одинаковые вопросы брать запрещено, так как их хватит на всех.

3. Разбираете вопросы и рассказываете о своем ответе в хронологическом порядке составления плана семинара. За счет этого будет сохраняться целостность и системность материала.

4. С листа читать не нужно, за это будет списываться один балл. Вы можете подготовить себе тезисный план с основными пунктами ответа, идеями и понятиями (хотя не запрещается держать перед глазами весь подготовленный материал).

5. При проработке материала у вас будут возникать такие ситуации, когда вы будете встречать неизвестные понятия и определения. Так вот, их необходимо разобрать все и знать, иначе не используйте в своем ответе, потому что я могу спросить, а что оно означает и как вы его понимаете. Также вы должны для остальных прояснять значение новых понятий и определений.

6. Если при подготовке материала, у вас будут возникать вопросы, которые касаются темы семинара, то составляйте список из них и отправляйте мне в VK или несите на занятие.

7. Должники, не забывайте о своих долгах. Ведь если оно не будет мне принесено на это занятие, то вместо точек в журнале, я поставлю два, за невыполнение домашнего задания. Еще раз повторюсь, суть отработки долга заключается в следующем: выбирается любой вопрос по прошлой теме, составляется конспект, по которому я задам два вопроса, за которые вы можете получить отлично, но только в том случае, если ответите без своих конспектов (материалом вы должны отлично владеть, который готовите) и без ошибок и запинок. За неправильный ответ оценка снижается на один балл, за использование конспекта я уже сам решаю поставить три или четыре, в зависимости от ответа. Но отвечать вы будете в любом случае. Так если вы принесете мне конспект и без уважительной причины откажетесь рассказывать, я даже тройки не поставлю. Учтите, я вас ВСЕХ предупредил!

 

v Дополнительно от меня. Работа должна быть четкой и слаженной, ведь за счет этого все остальные смогут как можно лучше познакомиться и освоить философию Древней Греции за столь малое время. Я же буду кое-какие моменты дополнять, пояснять, рассказывать.

 

Источники, предназначенные для помощи студентам в подготовке материала для ответа: Есть очень хороший сайт, где материалы по вопросам кратко, но понятно и объемно прописаны. Вот ссылка, там, если что в поиске вбиваете моменты выбранного вопроса и ищете, или в самом низу есть краткое тематическое оглавление, а также справа разбивка по рубрикам. Но не смейте только использовать данный сайт, необходима работа и с другими источниками, либо книгами из списка литры, изложенный ниже, либо с материалом (но хорошим и достойным) из интернета. https://rushist.com/index.php/greece-rome/2202-platon-biografiya

Основная литература:

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976, 1998.

Богомолов А. С.. Античная философия. М., 1988.

История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. Раздел II. Гл. 1–9. М., 2005.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.,1993.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2006

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, 1998.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Дополнительная литература

Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.

Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. Пособие для студентов. М., 2002.

Виндельбанд В. Платон. СПб., 1900. (Репринт: Киев, 1993.)

Гомперц Т. Древнегреческие мыслители. Т. 1–2. СПб., 1999.

Греческая философия. Т. 1. М., 2006.

История философии. Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Т. 1. М., 1995.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972.

Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2001; т. 2. М., 1997.

Рассел Б. История западной философии. М., 1959 (см. также многочисленные переиздания).

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность СПб., 1994.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.

Справочники

Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. М.: Мысль, 2000–2001.

Философская энциклопедия: В 5 тт. М., 1960–1970.

Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1983.

Источники

Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. М., 1976.

Антология мировой философии. Т. I, ч. 1. М., 1975; т. II. М., 1976.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 (есть более поздние переиздания).

Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, свидетельствах древности и в свете новейших исследований / Пер. А.О. Маковельского. Ч. I–III / Казань, 1914–1919 (существуют переиздания).

Древнегреческие атомисты. / Пер. А.О. Маковельского. Баку, 1949.

Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. СПб., 1993.

Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970.

Лукреций. О природе вещей. Т. 1: Текст поэмы. М.; Л., 1945; Т. 2: Статьи, комментарии, фрагменты Эпикура и Эмпедокла. М.; Л., 1947.

Марк Аврелий Антонин. Размышления / Пер. А.К. Гаврилова. СПб., 1993.

Платон. Сочинения: В 4-х тт. / Общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М., 1990–1994. Нов. изд.: СПб., 2006–2008)

Секст Эмпирик. Сочинения: В 2-х тт. М., 1976.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С. Ошерова. М., 1977.

Цицерон. Философские трактаты / Вст. ст. Г.Г. Майорова, пер. М.И. Рижского. М., 1985.

Фрагменты ранних стоиков / Пер. и комм. А.А. Столярова. Т. I–II (второй том в двух частях). М., 1999–2002.

Фрагменты ранних греческих философов / Подг. А.В. Лебедев. Ч. I. М., 1989.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: