Основные направления преподавания предмета «Изобразительное искусство» в школе




 

 

Устинова А.А.,

гл. методист отдела

гуманитарного образования

ХК ИППК ПК

 

Изначально присущая предмету «Изобразительное искусство» вариативность мировоззрения, разнообразие и активность форм деятельности позволяет, как нельзя лучше, решать задачи художественного образования в структуре реализации идей, обозначенных в Концепции модернизации российского образования.

Изучение искусства в школе призвано сформировать у учащихся

художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных

ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и

опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной

художественной культуры.

В настоящее время накоплен немалый опыт в преподавании предмета «Изобразительное искусство»: определен обязательный минимум содержания образования основных образовательных программ, даны требования к уровню подготовки учащихся (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312), разработаны примерные программы основного общего образования по изобразительному искусству, а также авторские вариативные образовательные программы.

Примерные программы составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Они конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся. 1

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, они могут использоваться в, процессе тематического планирования курса учителем. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность выбора вариативной составляющей содержания образования. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса в различных образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения

1 Сборник нормативных документов: Искусство/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.: Дрофа, 2004.

 

 

«Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5-х, 6-х и 7-х классах - по 35 часов в неделю, из расчета 1 учебный час в неделю, в 8-х и 9-х классах - по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.

Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы логически развивают основные концептуальные идеи, определяют последовательность структурирования и изучения учебного материала с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Обратимся к основным авторским программам, появившимся в последние годы под грифом Министерства образования Российской Федерации.

Программы по предмету «Изобразительное искусство»


 

Программы и ее особенности Цель и задачи Принципы Основные виды деятельности
1. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 кл./Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2005. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной: -формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; - развитие художественно- творческой активности; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. 1 Блоково- тематическое содержание. 2.»От родного порога в мир общечеловеческой культуры». 3.Повтора и возврата в процессе погружения в искусство. 4. Увлеченность искусством. 5.Синтез искусств. - Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); - декоративная и конструктивная работа; - восприятие явлений действительности и произведений искусства; - изучение художественного наследия; - обсуждение результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; - прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
2. Изобразительное искусство: 1-9 кл./ Под ред. В.С.Кузина. -М.: Дрофа, 2004. Формирование духовной культуры личности: - овладение знаниями элементарных основ реалистического 1. Тематический принцип планирования учебного материала. 2.Единство 1 Рисование с натуры, по памяти и по представлению; - тематическое рисование и иллюстрирование;
  рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного искусства, лепки и аппликации; - развитие у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения. воспитания и образования. 3. Система межпредметных связей. 4. Преемственность в изобразительном творчестве 5..Направленность содержания на активное развитие нравственно- оценочного отношения. - декоративная работа; - лепка; - аппликация с элементами дизайна; - беседы об изобразительном искусстве.
3.Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл./ Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Изобразительное искусство: 5-9 кл./ Под ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2006. Становление и развитие личности на основе высших гуманитарных ценностей: - формирование представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре; - содействие проявлению целостного оптимистического мироощущения; - формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения; - знакомство с традиционной культурой и искусством России. 1.Комплексное освоение народного искусства. 2.Системность. 3.Преемственность. 4. Объективность. Выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; - выполнение декоративных композиций (сюжетно- тематических, натюрмортов, орнаментов); -моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги; - художественная роспись; - живопись, графика, скульптура; - ценностно- ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве).

 

Анализ основных положений данных программ показывает, что трактовка цели художественного образования в целом у всех авторов сводится к формированию художественной культуры школьника как части культуры духовной. Единый, в основном, подход авторов просматривается и в задачах, среди которых достойное место у всех авторов занимают ценностно-познавательные и образовательные.

Цели и задачи в начальной и основной школе имеют единую основу.

В начальной школе преподавание в основном носит пропедевтический характер, суть которого - трансформация развития форм игры в первичные формы художественного творчества.

Это послужит дверью, через которую ребенок пройдет из мира игры в мир художественного освоения действительности, сменит позицию участника игры на позицию автора художественного произведения. Таким образом, важнейшими задачами предмета в начальной школе являются:

1. Введение ребенка во все многообразие видов художественной деятельности, развитие ассоциативного мышления.

2. Приобщение к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, личные эмоционально-эстетические переживания.

3. Формирование личных представлений о связи искусства с жизнью.

В основной школе задачи усложняются:

1. Формирование ценностного представления о комплексе пластических искусств, их связи с жизнью.

2. Овладение художественными материалами как средством художественной выразительности.

3. Воспитание стремления к практическому использованию в повседневной жизни приобретенных знаний и умений.

Углубленное изучение искусства может осуществляться по следующим программам:

· - «Рисунок, живопись, композиция» (авт. В.С.Кузин, С.Е.Игнатьева, Н.М. Сокольникова);

· - «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (авт. кол. под рук. Т.Я.Шпикаловой;

· - «Изобразительное искусство и среда» (авт. Л.Г.Савенкова);

· - «Основы дизайна» (авт. кол. под рук. В.С.Кузина).
Рассматривая вопрос профилизации художественного образования,

следует учитывать, что оно может быть связано как со специальным художественным, так и общим художественно-эстетическим направлением.

Общеизвестно, что специальное художественное образование в силу специфики и узкопрофессиональных особенностей требует ранней профессиональной ориентации. Это возможно при наличии в учебном заведении соответствующих условий, которыми обладают учреждения дополнительного образования и школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, которые имеют квалифицированный кадровый состав и соответствующую материально-техническую базу.

В связи с этим, развитие художественно-эстетического профиля возможно, прежде всего, в тех школах, которые занимаются искусством с детьми по углубленным программам с раннего возраста. Это касается, в первую очередь, различных направлений в области музыкального искусства, хореографии, изобразительного искусства.

Вместе с тем, есть художественные направления, которыми могут заниматься школьники и в более позднем возрасте: история искусства, дизайн, художественная фотография, флористика, компьютерная графика и др.

Профильные курсы (предметы) выбираются образовательным

учреждением в зависимости от направления подготовки, а также

возможностей школы. Но они не должны дублировать содержание базового

образования.2

Таким образом, схематично последовательность этапов постижения искусства может быть представлена в следующей схеме:

 

Возраст Этап Формы приобщения к искусству Основная задача Содержательные аспекты
1-4 классы Первый Эмоционально-образное освоение искусства Развитие эстетического отношения к жизни, к миру Приобщение к различным видам художественно-эстетической деятельности. Преобладание собственной творческой практики.
5-9 классы Второй Освоение выразительности художественного языка отдельных видов искусства Художественное освоение мира как единой в своем многообразии области человеческой культуры Равновесие между собственным творчеством и сотворческим восприятием произведений искусства
10-11 классы Третий Интеграция разных видов искусства. Обязательные дополнительные практические занятия по выбору. Помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем (поиски смысла жизни, своей индивидуальности, нравственных ориентиров). Преобладание художественно-творческой деятельности. Углубленное освоение и оценка явлений художественной культуры.

В современном понимании учебный предмет «Изобразительное искусство» является интегрированным, объединяющем в себе основы всех визуально-пространственных видов искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Такое единство обусловлено общностью образно-художественных средств и грамматических основ языка искусства: линия, пятно, объем, пространство, ритм и т.д.

Данный подход является принципиально новым в преподавании этой области искусства. В системе общего образования необходимо давать предмет в целостности,

2 Пути профилизации старшей школы в образовательной области «Искусство»// Приоритетные направления модернизации общего образования в Хабаровском крае в 2004-2005 учебном году: Метод, рекомендации. -Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2004. - С. 119-127.

 

не подменяя единый курс одной из его частей. Например, ограничиваться только преподаванием живописи, графической грамоты, декоративно-прикладного искусства и т.д. Предмет «Изобразительное искусство» должен строиться как окно во все виды современных визуальных искусств, включая театр, кино и другие виды искусства.

Следует обратить внимание на то, что попытка дальнейшего обновления, обогащения, совершенствования практики преподавания изобразительного искусства в школах Хабаровского края не затрагивает существа художественных занятий, которые зачастую остаются в рамках традиций, сложившихся много лет назад, в которых формальное начало явно превалирует над началом творческим. Освоение содержания предмета сводится к изучению некоторого ограниченного объема программ, усвоению терминологии, понятий, определений, а не тех особых мыслей, чувств, отношений к жизни и искусству, которые учащийся открывает в себе в процессе решения творческих задач.

Известно, что искусство учит особо: чем меньше дидактичности, тем сильнее его воздействие. В соответствии с этим, функции урока в школе не должны сводиться только к тому, чтобы учить искусству в узком смысле слова (ремесленно-технологическое обучение), а понимаются намного шире: проникнуть в духовное содержание искусства на основе развития художественно-творческого мышления.

Планируя драматургию урока, разрабатывая его сценарий, учитель может вычленить опорные структурообразующие моменты: завязку, постановку проблемы и совместное ее решение, кульминацию, последствие - как этапы педагогического процесса, помогающие ему решить определенные учебно-воспитательные и художественно-творческие задачи. Это гибкие структуры, которые по ходу урока трудно четко разграничить. Однако педагогически обоснованная их смена придает занятию динамичный характер, создает определенный ритм и настроение, обеспечивает своеобразную, присущую только для данного учителя, окраску урока.

Каждый учитель для конкретного урока создает свою ситуацию вовлечения учащихся в проблематику занятий. При этом методы и формы работы определяются, с одной стороны, способами восприятия ребенком мира, с другой - задачами программного характера. Но всегда постановка проблемы для школьников не должна быть представлена в виде сухой, констатирующей темы, а предполагает эмоционально окрашенное общение учителя с учениками.

Как показывает практика, немало проблем возникает у педагогов при организации процесса художественного восприятия произведений изобразительного искусства. Восприятие будет более глубинным, если органично сольется с игровыми действиями учеников. Попробуйте поговорить с ребенком о природных явлениях, о специфике художественных образов в искусстве, не используя игровые ситуации, минуя сравнения, т.е. минуя эмоциональный путь усвоения - вы в большинстве случаев столкнетесь с вялым восприятием, а значит с вялой работой разума.

Эффективными в этом плане могут оказаться методы «погружения в ситуацию», «работа в предполагаемых обстоятельствах». Учитель может создать на уроке театрализованные ситуации, при которых дети уподобляются персонажам картины, героям произведений, действующих в воображаемых условиях. Некоторые учителя, стремясь подвести детей к пониманию образного строя искусства, научить их делать простейший анализ художественного произведения основывают свою методику на опорных вопросах «что - как - о чем?». Однако, вооружая учащихся способами аналитического подхода к произведению, мы сужаем его возможности в осмыслении художественного образа. Не следует спешить объявлять ученикам название произведения. Словесное обозначение его образного смысла сковывает мысль и чувства, направляя восприятие на что-то конкретное. Дайте возможность школьникам самим придумать название. Важно, чтобы каждый ученик сделал попытку почувствовать настроение картины, пластику скульптуры и выразил ее через название.

Таким образом, полноценная художественно-творческая деятельность школьников на уроках изобразительного искусства зависит не только от соответствующих навыков и умений, но и, в значительной степени, от психологического настроя учащихся, их отношения к искусству.

Исходя из вышеизложенного, можно вычленить характерные признаки современного урока изобразительного искусства:

· художественность (целостность, образность, ассоциативность) как

принцип организации;

· акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;

· сотворчество учителя и ученика в процессе создания художественного

образа;

· свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической

· деятельности;

· диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства.

Данные признаки в значительной степени расширяют понимание формы классно-урочного обучения. Умелое сочетание общедидактических принципов и методов обучения с принципами и методами художественной педагогики дает возможность учителю организовывать такие формы урока как урок-игра, урок-путешествие, урок-диспут, урок-конференция и т.д.

Кроме того, в школе существуют и другие формы обучения «генетически» связанные с образовательным процессом на уроке:

пленэр, когда учебные задачи требуют практического усвоения особенностей языка живописи в условиях естественной среды;

· экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения
предметов и явлений в их естественном виде (музей, выставочный зал и

· т.д.);

· консультация, смыслом которой является проработка неясных, трудных вопросов;

· дополнительные занятия, на которых группой или индивидуально учащиеся могут восполнить пробелы по той или иной теме.

Для решения задач художественного образования важно использовать все возможности, в том числе и наглядность обучения. Поскольку наглядные пособия теснейшим образом увязываются с содержанием проводимых занятий, они должны содействовать раскрытию их главной идеи. К ним предъявляются те же требования, с точки зрения художественности, что и к уроку в целом. Важен рациональный и правильны их подбор. Это могут быть различные модели, муляжи, предметы быта, произведения декоративно-прикладного искусства, картины, иллюстрации, слайды, кино-видео фильмы, мультимедио средства. Применяя мультимедийные пособия, следует помнить, что они не являются универсальным средством, как и каждое из технических средств, имеющих свою специфику. Их назначение - активизировать мысль школьников, их творческое воображение, что бы рассматривая произведение искусства, учащиеся могли самостоятельно сделать выводы о конструктивном строении предметов, перспективе, колорите, жанровых особенностях произведения искусства. Разнообразие используемых наглядных пособий, их состав, зависят от возрастных особенностей учащихся, уровня их художественного развития, решаемых задач. Книга «Изобразительное искусство в школе» составитель Г.Г.Виноградова - М.,1999, может оказаться полезной для учителя в решении вопросов, касающихся методики использования наглядных пособий на уроках изобразительного искусства.

Литература

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М., 1997.

2. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

3. Колякина В.И. Методика организации коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. - М., 2000.

4. Лотман Ю. Избранное: Искусство. - М., 2000.

5. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М., 1996.

6. Неменский Б.М. Познание искусством. - М., 2000.

7. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: Пособие для учителя. - М., 2004.

8. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М., 2006.

9. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учеб. пособие. - М., 2000.

 

Изменить эту страницу (при наличии разрешения) |

Документы Google: веб-редактор текста, презентаций и таблиц.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: