Глава 20: Смерть Меча в сражении




Этот рассказ в автобиографии Красного Облака не только описывает ещё одно сражение с кроу, но и вновь его детали не совпадают с другими источниками. Нет Ушей, историк оглала девятнадцатого столетия, записал – кроу по имени Пятнистый Конь был убит около 1861г (а не в 1863г, как указано здесь). 1. В бумагах Быка Плохое Сердце, другого летописца оглала, есть два примечания: "Много пятнистых лошадей. Красное Облако в отряде", и, "Пятнистый Конь был убит". Этот человек кроу запомнился как храбрый лидер, который, несмотря на сломанную ногу и потерю лошади, застрелил конного лакота (возможно Меча?), который пытался засчитать на нём удачный ход. Старейшие осведомители лакота вспоминали этот инцидент в 1930-ых с более счастливым концом; прежде, чем кроу смог дотянуть до упавшего воина, другой лакота спас его. 2

В подобных рассказах коротались долгие зимние ночи. Этот инцидент произошёл в апреле 1863г. Торговцы избавились от всех своих товаров и готовили фургоны к возвращению в пост. Однажды ночью индеец по имени "Sko-We", который в течение трех или четырех дней охотился на оленей, вошел в лагерь и немедленно сообщил в палатку совета, что тем вечером он видел безошибочные признаки врага. Будучи обычным, спокойным человеком, жизнь которого состояла преимущественно в охоте и трапперстве близко к деревне, его информация была рассмотрена и отклонена некоторыми лидерами деревни. Но следующим утром, когда в деревню пригнали стада, обнаружилось, что они потеряли приблизительно пятьсот голов лошадей. Деревня была большой и включала приблизительно пятьсот палаток. В разное время в течение зимы к ней присоединялись другие общины с Миссури, включая миниконжу, хункпапа и янктонов. Военный отряд из четырехсот человек немедленно выступил преследовать грабителей.

Красное Облако был лидером этого отряда. Они шли по следам до притоков Бель-Фурш и были уверены, что их лошадей украли кроу. След такого большого стада показывал, что его нельзя было вести на большой скорости. Сиу знали, что скоро настигнут их. Вскоре они прибыли туда, где ручей разветвлялся на пять рукавов. Здесь кроу остановили стадо и разделили его на пять частей. Вдоль каждого рукава они погнали примерно по сто лошадей. Сиу быстро разделились на четыре отряда. Каждый отряд взял свой след, оставив одну группу кроу без преследования.

Только два отряда сиу перехватили кроу. Один из них был род руководством Красного Облака, другой возглавлял Меч. Отряд Красного Облака настолько близко подошёл к кроу, что они оставили лошадей, и некоторые из них бежали в холмы, преследуемые сиу. Один кроу, преследуемый Красным Облаком и пятью другими воинами, спрыгнул с лошади и бросился в кусты. Он был сразу окружен. Красное Облако, предупредив своих последователей не вырываться вперёд, поехал к деревьям, где кроу не мог увидеть его, и оттуда дал сигнал своим компаньонам быть начеку и ждать, пока он не выгонит его.

Красное Облако спешился и пополз в кусты, скользя от дерева к дереву, пока не увидел, что кроу стоял около большого дерева. Кроу не подозревал о его присутствии, а он подползал всё ближе и ближе, пока не оказался в хорошей позиции. Затем он хорошо прицелился и выстрелил. Кроу подскочил вверх, но не упал. Он стоял, раскачиваясь, и Красное Облако подумал, что он был только ранен. Опасаясь, что он мог быть слегка ранен и перебежать к другому укрытию, Красное Облако выхватил нож и прыгнул на него. Раненный кроу ударил его по голове военной дубинкой, но не рассчитал удар, и только грубая ручка из сыромятной кожи согнулась об голову Красного Облака. Тогда кроу выхватил свой нож, но успел коснуться только запястья Красного Облака, когда его нож по самую рукоятку вонзился в тело кроу. Через несколько секунд он упал к ногам своего победителя. Красное Облако скальпировал его и отрезал уши в качестве сувенира. Товарищи Красного Облака были недовольны его победой и утверждали, что он приказал им остаться, чтобы получить всю славу.

Отряд под руководством Меча также настиг кроу. Меч с пятью или шестью другими сиу, верхом на быстрых лошадях, преследовал воина кроу, который, как им показалось, был лидером отряда. С ним была скво, а сам он был верхом на очень быстрой лошади. Сиу заметили, что она принадлежала Деону – единственная лошадь, которую он имел – и она была украдена вместе с другими.

Кроу, возможно, мог спастись, если бы не его жена, которая была верхом на не столь быстром животном. Когда сиу приближались, кроу разворачивал лошадь и начинал борьбу, чтобы защитить жену. Таким образом отбиваясь от Меча и его отряда, он пытался убедить жену продолжать бегство и дать ему возможность настичь ее, но она упорствовала и оставалась с ним. Так они отступали вместе, но как только она отставала, кроу был вынужден возвращаться.

После того, как он повторил это несколько раз, ему наконец удалось убедить жену бежать. Хлестнув лошадь, она потерялась среди холмов. Меч заметил, что кроу, который становился на колени для перезарядки, поднимется и будет снова стрелять, пока его жена не отъедет достаточно далеко. Он ждал, пока кроу не выстрелил и начал перезаряжать свою винтовку. Меч атаковал его. Кроу попытался вскочить в седло и бежать, но Меч выстрелил в него, попав в бедро. Кроу свалился на землю. Меч, стремясь засчитать удачный ход прежде, чем подойдут другие сиу, развернул свою лошадь, поехал назад и только наклонился, чтобы ударить кроу, как тот быстро поднял старый пистолет и выстрелил ему в область сердца. Тот свалился около своей жертвы.

Другие сиу немного отстали от Меча. Не зная его намерений, всё произошел настолько быстро, что они были ошеломлены. Кроу сел, и пока они мчались к нему, сказал им на языке жестов, "Я Пятнистый Конь, вождь кроу. Это хороший день для смерти, и я ухожу, но не один. Я беру с собой одного из вас". С этими словами он по рукоятку вонзил свой нож в обессиленное тело Меча. Через минуту его буквально разорвали на части разгневанные сиу.

В то время как разворачивались эти события, деревня беспокойно ожидала возвращения воинов. Это было в полдень третьего дня после выхода большого военного отряда. Шесть или восемь стариков сидели и курили в палатке Деона. Конечно, все были поглощены одной темой. Деон тогда носил длинную бороду. Он сидел на циновке, пристально глядя в огонь в течение некоторого времени. Внезапно он выхватил нож, отрезал от бороды кусок приблизительно два дюйма и бросил несколько волос в огонь. "Я надеюсь, что Великий Дух сжалится надо мной и пошлет назад мою лошадь, поскольку она у меня единственная, и я беден".

Все старые индейцы рассмеялись над этой выходкой белого человека. Но скоро это приняло значение пророчества, когда откидная створка палатки откинулась, и Красное Облако бросил Деону человеческое ухо, сказав: "Это, Нога, твоя лошадь". Индейцы называли Деона Ногой, и старые индейцы, советуя ему взять лошадь, помчались из палатки за новостями. 3. Многие воины возвратились, и все рассказывали свои истории. После смерти Меча в деревне был большой траур. Меч был племянником Красного Облака, и имел множество родственников. Он был одним из самых храбрых молодых людей в деревне. После смерти Меча, его младший брат взял себе его имя. Он был капитаном полиции в агентстве Пайн Ридж при агенте Валентине Макджилликадди, а позднее – судьей Индейского Суда резервации.

На закате большая часть отряд, приблизительно триста человек, возвратилась, принеся с собой труп. Люди в деревне заволновались. Взбешенные всадника скакали среди людей и бросали им головы, руки и ноги кроу, которые были немедленно подобраны и водружены на концы шестов. Некоторые шествовали с ними, сопровождаемые дикой толпой воющих дикарей, которые выкрасили лица в черный цвет, или обрезали волосы, или наносили себе раны ножом, оставляя следы крови. Все лошади и собаки, попадавшаяся на пути процессии, была немедленно убиты. Вой собак, убитых или раненых, вопли, визг, стенание и стон взбешенных друзей и родственников продолжались всю ночь.

Все торговцы были предупреждены друзьями оставаться в своих палатках. Хотя никто не хотел им вредить, некоторые обезумили, действуя импульсивно. Кроме того, была такая большая пальба, что их могли застрелить случайно. Воспользовавшись советом, они не только оставались внутри, но и приняли меры, обложив свои палатки тюками бизоньих шкур, соорудив бруствер от пуль.

На следующий день волнение значительно спало. Меч был подготовлен к похоронам. Он лежал на грубом катафалке, покрытом бизоньими шкурами, недалеко от палатки своего отца, на открытой площади, где каждый мог взглянуть на него в последний раз. Он был завернут в новое красно-синее одеяло. Его руки были скрещены на груди. Лицо было выкрашено ярко красной краской. Голова была украшена военным убором из перьев орла, шлейф которого спускался до украшенных бисером мокасин.

В то время как шла подготовка к похоронам, Деон обсуждал вопрос о том, как вернуть свою лошадь со старым Американским Конём, отцом современного вождя с тем же самым именем, и одним или двумя стариками, которые были в его палатке. Эта беседа была вызвана фактом, что маленькая девочка только что привела его лошадь и привязала около палатки. Человеку, не знакомому с индейцами и их обычаями, могло показаться, что дело улажено, но он слишком хорошо знал, что это было только началом конца. Для индейцев Меч, сражавшийся и погибший за эту лошадь, был её владельцем, и теперь она принадлежала его семейству. И как только дело дойдёт до похорон, ему придётся заплатить за собственную лошадь, и продолжать платить, пока все члены семейства не будут удовлетворены. В то время как он думал о своей лошади и хотел получить её назад, он не хотел платить за неё дюжину раз. Кроме того, он ничего не имел из товаров, чтобы заплатить. Ни он, ни старики не могли ничего придумать, чтобы помочь ему.

Наконец, ему в голову пришла идея, с которой он немедленно познакомил своих гостей. Он решил отдать Мечу своё ружьё, маленькую северо-западную винтовку. Старики одобрили этот план, сказав, что индеец сделал бы также в подобных обстоятельствах. План был одобрен, но оставался вопрос, как пройти через толпу, которая окружила тело. Старики согласились идти с ним, но после некоторого раздумья послали за Красным Облаком, который вскоре появился. Конечно, он был в трауре. Его тело было обнажено от шеи до талии, волосы распущены, свободно спадая на плечи. Он одобрил план и сказал, что пойдёт первым и проложит дорогу через толпу. Так они и сделали.

Деон шёл сразу позади Красного Облака, старики следовали в тылу. Когда они проходили сквозь толпу, Красное Облако сказал: "Разойдитесь, друзья мои. Позвольте мне пройти к моему мертвецу". Люди позволили ему пройти. Деон шёл с непокрытой головой, чтобы его шляпа не привлекала внимание. Когда они достигли тела, то нашли здесь членов семейства.

Мать Меча и одна из его сестер лежали обессиленными на земле, лицами вниз. Две другие женщины, державшие маленьких детей, сидели и плакали. Его отец и братья ходили вокруг трупа с ружьями и пистолетами, иногда стреляя в землю или в воздух, крича и распевая. Внезапно они замолчали, резко изменив настроение. Их тела были раскрашены в черный цвет, по которым струилась кровь из множества ран.

Деон был готов отдать целое стадо лошадей, лишь бы не быть там, но Красное Облако, приближаясь к катафалку, сказал: "Мой племянник, я привёл к тебе друга". Голос Красного Облака на мгновение успокоил присутствующих на похоронах.

Деон, собрав всю свою храбрость, подошел к мертвому воину, поднял одну руку к небесам, в то время как другой положил ружье, и сказал: "Друг мой, ты великий воин и храбрый человек. Ты умер, сражаясь с врагом. Я даю тебе это ружье. Возьми его с собой, чтобы защищаться в долгой поездке и сражаться в другом мире". Индейцы приветствовали его жест обычным "Хау, хау, хау". Развернувшись, он быстро затерялся среди толпы и возвратился в свою палатку. Теперь он мог получить свою лошадь, поскольку заплатил за неё, обратившись к сердцам родственников. Он удостоил мертвеца в пути тем, что, как они считали, будет ему полезно.

После того, как деревня снова затихла, торговцам разрешили возвращаться. В течение всей зимы сиу посылали и принимали посыльных от других племен и различных общин собственного племени, предлагая Трубку Войны. 4. За день до того, как торговцы оставили деревню, их вызвали на совет и сказали не возвращаться следующей зимой, пока за ними не пришлют, поскольку могла начаться война с белыми. После этого они обменялись рукопожатиями и разошлись. Следующей зимой компания Бовэйса хотела вновь отправить Деона, но он отказался, объяснив причину. Поскольку летом было немного ограблений, совершенных оглала, компания решила послать два фургона с товарами. Деон не мог отправиться с ними, так что компания послала другого человека, который был убит, его товары конфискованы, а фургоны сожжены.

 

Примечания главы 20

1. Волкер, Общество лакота.

2. Блиш, Пиктографическая история оглала. Как и Красное Облако, Амос Бык Плохое Сердце с одинаковой искренностью зарегистрировал победы и поражения сиу.

3. Сэм Деон называл себя "Вонючие Ноги", имя, данное ему друзьями сиу. "Полевые заметки индейцев сиу", коллекция Шелдона.

4. Джордж Бент видел военную трубку западных сиу в своём шайеннском лагере в течение зимы 1863-1864гг. Хайд, Жизнь Джорджа Бента.

 

 

Глава 21: Конец истории

В марте 1932г Эдисон Шелдон послал копию автобиографии Красного Облака известному пограничнику Лютеру Норту. Шелдон считал Норта ценным источником на основании его связи с братом Фрэнком, организатором и командиром скаутов пауни, вспомогательного подразделения армии. Норт, считавшийся экспертом, был хорошо знаком только с племенем пауни, и подчинялся Джеймсу Куку. "Я надеялся", написал Норт Куку, "что Красное Облако скажет больше о войне в стране реки Паудер 1866-67гг". 1. Последующие историки индейских войн, разочарованные этим упущением в рукописи, повторили свои претензии Куку. С началом войны оглала против белых, наступил конец "индейской жизни Красного Облака", как назвал это Чарльз Аллен. Новая стадия жизни Красного Облака и множество сражений ожидали его и его людей.

 

Различные ограбления, совершенные сиу, шайеннами и арапахо между 1863 и 1868гг были не только зарегистрированы, но и пересказаны. Эти рассказы составляют большую часть истории равнин. Красное Облако выступает в них иногда как великий вождь и генерал. Но его личные действия во многих кровавых столкновениях между его людьми и белыми навсегда остаются скрыты во мраке, поскольку он предпочитал хранить молчание. Известно только, что бродя в стране от Саут-Платт до Йеллоустон, во всем народе сиу, кроме брюле Пятнистого Хвоста и нескольких северных общин Сидящего Быка, именно его мнение играло ведущую роль во всех важных движениях.

Убеждённый, что белые, и особенно солдаты, должны покинуть его страну, и твердо веря, что он был достаточно силен, чтобы вынудить их сделать это, он преследовал свою цель и не хотел слушать никаких предложений от правительства и агентов. Он настоятельно выступал против постройки Лагеря Коннора на реке Паудер, впоследствии форт Рено (1865г), и отчаянно боролся против установления фортов Фил Керни и Смит весной 1866г. Летом этого года он был вынужден явиться в форт Ларами, где правительственные чиновники вели переговоры с Пятнистым Хвостом, который тогда подписал соглашение. Но все попытки были не в состоянии получить подпись или одобрение Красного Облака. Он сказал специальным уполномоченным, что не заключит никакого мира, пока белые не освободят его страну, или пока три военных поста не будут покинуты, а войска выведены. Возвратившись на север, он начал планировать нападение на форт Фил Керни осенью 1866г, которое закончилось уничтожением девяноста двух солдат и одного гражданского, и смертью большого количества индейцев.

Вскоре после этого прискорбного дела, форт Фил Керни, форт Рено и форт Смит были покинуты. Но индейцы продолжали совершать ограбления до осени 1867г, когда были предприняты меры, чтобы Красное Облако встретился с правительственной комиссией в форте Ларами весной 1868г. Военные действия были приостановлены. Джон Ричард, образованный полукровка сиу, был курьером, который отправился во враждебный лагерь с мирными предложениями. Он нашел Красное Облако в долине Голлатин, Монтана, во главе армии из трех тысяч воинов. Нежелательные посты были покинуты, самые северные маршруты через Великие равнины были почти заброшены, вся страна была в ужасе, и это, должно быть, казалось бесхитростному Красному Облаку, что он был победителем. Во всяком случае, его люди начали приходить к форту Ларами, но Красное Облако и Плохие Лица не появлялись до весны 1869г. 2

Главная деревня остановилась в старом месте на Норт-Платт, к северу от поста, в то время как Красное Облако, сопровождаемый множеством ведущих воинов, отправился в пост для встречи с должностными лицами. Дорога, которая вела в пост с севера, проходила мимо большого склада торговца, где они остановились, спешились и привязали своих пони. Полковник Уильям Баллок, владелец торгового поста, был старым знакомым Красного Облака. По его прибытию он выбежал к нему с протянутой рукой. Красное Облако отклонил рукопожатие, сказав: "Жди, мой друг, пока я не отмоюсь. Мои руки по локоть в крови. Я хочу вымыть их прежде, чем обменяюсь рукопожатием".

Так он и сделал.

Оглала оставались у поста в течение всего лета. Условия Соглашения 1868г были согласованы с Красным Облаком, и, хотя они часто нарушались и индейцами и правительством, нет никого, кто бы мог сказать, что Красное Облако лично нарушил их.

 

Все историки соглашаются, что Красное Облако соблюдал условия Соглашения форта Ларами 1868г. Однажды, весной 1869г, гарнизон форта Ларами был разбужен появлением Красного Облака и пятисот конных воинов, построившихся на плацу! На окрестных холмах собрались тысячи его последователей.

Командующий поста запоздало развернул свой отряд и послал переводчика к лидеру сиу, чтобы узнать его намерения. Согласно газете Шайенн, Вайоминг, которая напечатала эту историю, Красное Облако кратко ответил, "Мы хотим есть". 3. Продовольствие для голодных людей, а не война, привело его к форту Ларами. Такое беспокойство благосостоянием своих людей продолжалось в течение десяти лет, показав, что воин Красное Облако, действительно стал миротворцем Красное Облако.

 

Примечания главы 21

1. Шелдон Норту, 9 марта 1932г; коллекция Лютера Норта; Норт Куку, 19 марта 1932г, коллекция Кука.

2. В своём дневнике Ада Вогдес отмечает дату прибытия Красного Облака в форт Ларами – 5 ноября 1868г. Адамс, "Журнал Ады Вогдес". Красное Облако не подписал соглашение до следующего года.

3. Wyoming Weekly Leader, 3 апреля 1868г.

 

Приложения

Редакция

К счастью, Чарльз Аллен издал меньшую часть автобиографии перед злополучным союзом с Эдисоном Шелдоном. Историческое Общество Южной Дакоты имеет пять сохранившихся выпусков Западного Жителя (Hesperian). Большинство первой главы напечатано в ноябрьском выпуске 1895г. Заключение первой главы, а так же главы 2,3 и 4 находятся в декабрьском выпуске 1895г; пятая глава и большая часть 6 изданы в январском выпуске 1896г.

Сравнение Западного Жителя с сохранившимся машинописным текстом Исторического Общества Небраски показывает, что они, фактически, идентичны. Не имея вариант Шелдона, мы никогда не узнаем степень его вклада в документ. Возможно, он не добавил ничего существенного или важного при оценке "чистоты" неопубликованных историй. Немного наблюдений Шелдона, вопросы, сноски и опечатки машинистки Мэри Сандоз были легко обнаружены, отфильтрованы или исправлены.

Я был внимателен в течение всего процесса, поскольку следовал за длинной вереницей "редакторов" автобиографии Красного Облака, начиная с Чарльза Аллена и Сэма Деона, затем Кеннета Харриса и Аллена, Уоррена Мурехэда. Список редакторов заканчивается Шелдоном и Сандоз. Их причастность кажется несущественной, пока исчезнувшие первоначальные примечания Аллена не будут найдены. Читатель должен понять мое усилие остаться верным оригиналу. Это вовлекает множество редакционных решений.

Во-первых, автобиография Красного Облака легко делится на двадцать одну главу, которые я снабдил названиями. Существует некоторое разделение в первоначальном тексте между концом одной истории и началом другой; другие истории продолжают одна другую. Как во многих рассказах коренных американцев, большинство историй Красного Облака довольно кратки; они не обязательно следуют в строгом хронологическом порядке, хотя их первоначальный порядок в документе был поддержан.

Во вторых, Чарльз Аллен никогда не писал если, или но. Он испытывал неприязнь к простому повествованию. Кроме того, в его тексте использование запятых было спорадическим, если не спазматическим. Соответственно, я разбил бесчисленные сложные предложения и выбросил множество соединений без значительного изменения в тексте.

В-третьих, единственные исправления в тексте – неправильное написание и запутывающая пунктуация. Несколько предполагаемых пропущенных слов были добавлены в скобках, наряду со случайно исправленной датой.

В конечном счете, мой вклад в автобиографию Красного Облака опирается на её документальную подлинность. Её детективная история должна быть полностью раскрыта. С другой стороны, я пробовал избежать западни, в которую попал мой предшественник, Шелдон. Он считал, что Красное Облако нуждался в полной биографии. Мое отличие принимает форму кратких введений и минимальных аннотаций. Красное Облако достаточно пострадал от редакторов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: