Функции психомоторных психических образований




Наиболее очевидная функция психомоторики – освоение пространства и деятельностное взаимодействие человека со средой. Во взаимодействии с окружающей действительностью человек выступает как субъект, активно воздействующий на окружающие объекты. Это воздействие может носить манипулятивный или предметный характер.

Манипулирование – это проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения компонентов среды в пространстве, которое дает человеку на самых ранних стадиях онтогенеза глубокие, разнообразные и существенные для его развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. Во 2 полугодии жизни двигательная активность человека приобретает предметно-манипулятивный характер, благодаря которому ребенок усваивает культурно обусловленные способы употребления предметов (ложкой едят, погремушкой звенят, книжку читают и т.д.). Собственно предметные действия появляются на 2 году жизни, и это связано с тем, что предметы становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и способы употребления.

Поскольку через овладение предметной деятельностью происходит психическое развитие ребенка, важнейшей функцией психомоторики является участие в становлении психического потенциала человека, произвольности психической активности. Согласно представлениям И.М. Сеченова, двигательный анализатор интегрирует все остальные анализаторы человека. Познание мира младенцем начинается с движений: ребенок с помощью движений глаз осматривает предметы, сосет их, берет в руку, позже манипулирует ими. На этом этапе моторика настолько важна для развития познавательной сферы, что, соответствующая стадия интеллектуального развития вслед за Ж. Пиаже называется сенсомоторной, а форма мышления – наглядно-действенной. Затем в познавательную деятельность включается речевой компонент, который тоже предполагает участие моторной сферы в процессах артикуляции. Результаты экспериментально-психологических исследований показывают, что различные психические явления так или иначе предполагают участие психомоторики.

В процессах познания окружающего мира моторный компонент обеспечивает необходимый элемент активности, причем не только в процессах осязания, но и в работе любого другого анализатора. Известно, что блокирование движений в этих процессах приводит к нарушению их адекватности.

Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания, например, положив его на ладонь), то возникающий образ не будет соответствовать реальной форме предмета. Если же человеку предложить возможность ощупать предмет (активное осязание), то создается правильное отражение формы этого предмета.

Зрительное восприятие невозможно без постоянного движения глазных яблок. В эксперименте к глазному яблоку крепилась присоска в виде трубочки, на конце которой помещалась картинка, увеличенная линзой и освещенная лампочкой. Испытуемые видели картинку только в первый момент ее освещения, затем зрительный образ пропадал. Дело в том, что картинка смещалась вместе с движением глаз, благодаря чему ее изображение на сетчатке оставалось неподвижным, и рецепторы сетчатки адаптировались к нему. В естественных условиях эта адаптация предотвращается движением глаз. Аналогичные данные получены относительно работы других анализаторов.

Речь как процесс, играющий важную роль в становлении произвольности человеческой деятельности, содержит в своей структуре моторный компонент, связанный с необходимостью артикуляции. При произнесении слов человек получает сигналы обратной связи о работе своего артикуляционного аппарата в 2 формах: в форме проприоцептивных (от мышц гортани языка, всей ротовой полости) и слуховых сигналов, которые функционируют параллельно друг другу.

Для доказательства этого положения был поставлен следующий эксперимент. Испытуемому предлагалось произносить какой-нибудь текст, например, знакомое стихотворение. Этот же текст через микрофон подавался ему в наушники, но с некоторым запаздыванием; таким образом, испытуемый слышал то, что он говорил несколько секунд назад. В таких условиях речь испытуемого полностью расстраивается, человек теряет способность говорить, поскольку получает противоречивую обратную связь: на основании одной информации следовало бы произносить одно речевое движение, а на основании другой – другое движение. В результате испытуемый не может произвести никакого движения. Описанный прием «сшибки» сигналов обратной связи используют для выявления лиц, симулирующих глухоту: если человек действительно не слышит, то задержка сигналов обратной связи по слуховому каналу не вызывает у него никакого расстройства речи; если же он только притворяется неслышащим, то этот прием действует безотказно.

Психомоторный компонент составляет одну из основ не только устной, но и письменной речи, представляя, помимо зрительных, моторные сигналы обратной связи.

В эксперименте одна группа школьников писала диктант в обычных условиях, вторая – зажав язык между зубов (что исключает возможность проговаривания), третья – сжав пальцы в кулак (внимание отвлекается, так же как и во втором случае, но возможность проговаривания сохраняется). В результате во второй группе было сделано в 6 раз больше ошибок, чем в первой, и существенно больше, чем в третьей.

Нельзя не отметить также взаимосвязь моторики с аффективной сферой человека. Моторика позволяет регулировать эмоциональные состояния человека.

Таким образом, психомоторика представляет собой целостный механизм развития психики человека, сводящий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Развитие психомоторики ребенка представляет собой сложный процесс, при котором интенсивное созревание моторных зон коры определяет развитие психики в целом. Так, процесс формирования произвольных движений происходит путем автоматизации моторных и ориентировочно-исследовательских действий на основе восприятия образов и слов, а тесная связь тонкой моторики и развития речи определяет речевую регуляцию движений в сложной развернутой произвольной деятельности. Психомоторика способствует адекватному реагированию человека на окружающую среду и формированию в соответствии с этим целенаправленной деятельности.

Одна из гипотез, призванных объяснить взаимосвязь моторной активности и психического развития, базируется на идее о том, что около 60% тонизирующих импульсов в головной мозг поступает от проприорецепторов. В начале ХХ века Ф. Гарриман даже предложил так называемую «моторную теорию сознания», согласно которой сознание рассматривалось как результат скрытой мышечной активности.

Становление произвольности, в свою очередь, с необходимостью предполагает участие психомоторики и в процессах становления сознания и самосознания. Особого внимания в контексте проблем психомоторики заслуживает формирование «схемы тела» - сложного, обобщенного образа собственного тела, расположения его частей в трехмерном пространстве и по отношению друг к другу. Этот образ представляет собой отражение в сознании контуров, размеров и границ тела, соотносительного положения его частей, а также одежды, обуви и привычных предметов и средств деятельности – инструментов, протезов и т.п.

Нарушения «схемы тела» могут проявляться в нарушении восприятия правого и левого, неузнавании или пространственном отчуждении членов собственного тела вплоть до фантома ампутированных конечностей, образования «двойника» и др.

«Схема тела» возникает на основе восприятия кинестетических, болевых, тактильных, вестибулярных, зрительных, слуховых и других афферентных раздражителей в сопоставлении со следами прошлого чувственного опыта. Она является необходимым звеном в осуществлении любого движения, изменения позы, походки, так как во всех этих случаях необходимы ощущения начального положения тела и его частей и учет потока обратной аферентации при их изменении. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о расположении предметов (выше, ниже, над, под, между), благодаря чему она может рассматриваться как условие развития познавательной сферы.

Еще одна функция психомоторики – самовыражение и самопрезентация человеком своих психических состояний и свойств. Эта функция реализуется благодаря выразительным движениям – внешним проявлениям переживаний человека в мимике, пантомимике, интонациях и других невербальных формах. В младенческом возрасте выразительные движения непроизвольны. Крик, слезы, улыбка возникают как непосредственная реакция на эмоциогенный стимул. С возрастом дети овладевают системой выразительных движений и начинают использовать их целенаправленно для выражения своего отношения или настроения. Безусловно, более информативны непроизвольные выразительные движения, свободные от контроля сознания, в то время как произвольные выразительные движения зачастую могут быть обманчивыми. В то же время непроизвольные выразительные движения могут быть ограничены социальными условиями их формирования. Так, например, практически невозможно представить себе сутулую выпускницу Смольного института. Современная психология разработала разнообразные методики диагностики отдельных психических свойств и состояний человека на основе его моторных проявлений.

Графология – учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающей психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит еще к античности. Термин «графология» введен в литературу во второй половине XIX века аббатом Мишо (Франция).

Эта отрасль науки не признавалась вплоть до 1980-х гг. Однако посылка, лежащая в ее основе, довольно логична: если при одинаковой системе обучения письму у каждого человека вырабатывается свой индивидуальный почерк, то после того, как почерк установился (к 21-22 годам), по его характеристикам можно судить об особенностях личности человека.

Сегодня считается, что предположение о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило убедительного научного подтверждения; не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и соответствующими им чертами характера, особенностями биографии. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств ВНД исполнителя текста.

Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами иногда применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии. Другими областями научного знания, интересующимися проблемами почерка, являются криминалистика и медицина. Так, имеются данные, что при некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычернутостью, нарочитой стилизованностью, в силу чего изучение почерка может иметь диагностическое значение в клинике. В криминалистике почерк изучается с целью выявления признаков, позволяющих решать идентификационные задачи, то есть путем сравнения с образцами почерка решать вопрос о принадлежности текста конкретному исполнителю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: