Стандартизация и сертификация товаров




Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и требований к товарам и услугам с целью защиты интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды.

Стандарт (англ. standart — норма, образец)

1) официальный государственный или нормативно технический документ отрасли, предприятия, фирмы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции, товара; 2) образец, эталон, с которым сравниваются другие подобные объекты.

Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», обязательны для всех предприятий, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений независимо от форм собственности и подчинения, а также граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.

Вопросами стандартизации в Российской Федерации занимается Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в полномочия которого входят организация, координация и управление работами по стандартизации, метрологии и сертификации в Российской Федерации и представление ее интересов за рубежом.

Важнейшими задачами стандартизации являются: обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями; установление оптимальных требований к качеству продукции; а также требований по совместимости и заменяемости продукции и комплектующих деталей изделий и их унификации.

Одной из задач стандартизации является также создание системы нормативной документации, включающей такие документы, как стандарты, технические условия, общероссийские классификаторы, методические рекомендации, положения, правила и другие материалы.

В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации: межгосударственные стандарты (ГОСТ), государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТГТ), технические условия (ТУ).

К нормативной документации относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ) - это стандарты, принятые государствами, подписавшими Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и непосредственно ими применяемые.

Ныне действующие и вновь вводимые в рамках соглашения ГОСТы, должны применяться на территории России без переоформления и без изменения их обозначения.

До настоящего времени, впредь до разработки и утверждения новых ГОСТов, на территории Российской Федерации в полном объеме действуют также ранее утвержденные стандарты Советского Союза.

Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) -являются новым видом национального стандарта, утвержденного Госстандартом России и действующим на всей территории РФ.

В ГОСТы и ГОСТ Р включают:

обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья человека, а также окружающей среды;

основные потребительские свойства продукции, требования к ее упаковке, маркировке, транспортировке, хранению и утилизации;

обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

обязательные методы контроля качества продукции, позволяющие обеспечит безопасность и экологичность товаров, а также оценить уровень ее качества;

требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; требования, обеспечивающие качество продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации;

правила оформления технической документации, терминологии, определения и обозначения понятий, метрологические и другие общетехнические нормы и правила.

Отраслевые стандарты - (ОСТ) - обычно разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами (ведомствами) Российской Федерации при отсутствии ГОСТов на объекты стандартизации или же при необходимости установления требований, превышающих требования ГОСТа или ГОСТ Р.

Отраслевые стандарты на территории России должны применяться в обязательном порядке предприятиями, входящими в систему данного министерства или ведомства, а на добровольной основе — предприятиями другой ведомственной принадлежности, а также предпринимателями и предприятиями различных форм собственности. Требования ОСТов не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТ Р.

Стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО), являющиеся новым для России видом нормативной документации, разрабатываются и утверждаются этими обществами.

Как правило, стандарты такого типа разрабатываются на базе новейших достижений прикладных и фундаментальных наук. Следует отметить, что за рубежом такие виды стандартов распространены достаточно широко. Так, например, во всем мире известны и находят широкое применение стандарты на методы испытания созданного еще в 1898 г. Американского общества по испытаниям и материалам (ASTM).

Стандарты предприятий (СТП) - это стандарты на создаваемую или применяемую данным предприятием продукцию. Такие стандарты могут применяться и на других предприятиях при наличии разрешения предприятия, утвердившего эти стандарты. СТП не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов.

Наряду со стандартами в РФ действует другой вид нормативной документации - технические условия. Технические условия (ТУ) - нормативный документ на конкретную продукцию, утвержденный предприятием-разработчиком, как правило, при согласовании с предприятием-заказчиком или потребителем.

В отличие от ГОСТов, технические условия устанавливают свои требования на узкую группу продукции (модель, марку, вид). Технические условия наиболее распространены для стандартизации товаров народного потребления, в первую очередь выпускаемых мелкими сериями, вновь осваиваемых промышленностью или изделий часто сменяющегося ассортимента.

Технические условия утверждаются предприятием-разработчиком данных условий.

Применяют их на территории РФ предприятия независимо от форм собственности и подчинения.

В зависимости от объекта стандартизации, назначения и содержания стандарты подразделяются на: стандарты основополагающие; стандарты на продукцию и услуги; стандарты на процессы; стандарты на методы испытаний.

Основополагающие стандарты являются нормативными документами, устанавливающими общие организационно-методические положения о порядке проведения стандартизации в определенной области, а также регламентирующими общетехнические положения, касающиеся терминологии, маркировки продукции, построению, изложению, содержанию и оформлению различной документации и др.

Стандарты на продукцию регламентируют требования к группам однородной продукции (стандарт общих технических условий) и к конкретному виду товаров (стандарт технических условий). Стандарты этого типа включают в себя вопросы классификации продукции, ее основные размеры и параметры, общие технические требования, правила приемки, маркировки, упаковки, транспортировки и хранения.

Стандарты вида «Общие технические требования» для группы однородной продукции могут иметь достаточно узкую направленность, например, стандарты по правилам маркировки, упаковки, хранения группы однородной продукции и т.д.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению технологических процессов проектирования и создания продукции, а также на стадии всего ее дальнейшего жизненного цикла, включая эксплуатацию, хранение, транспортировку и ремонт.

Стандарты на методы испытаний (контроля), устанавливающие порядок проведения работ по контролю за качеством продукции на всех стациях жизненного цикла, регламентируют процедуру отбора проб, их подготовку к испытаниям, проведение испытаний с описанием применяемого оборудования, а также порядка обработки полученных результатов.

Стандарты на методы испытаний могут быть узкой или широкой направленности, при этом первые из них регламентируют порядок проведения испытаний по одному показателю качества, а вторые — по комплексу показателей качества.

При проведении качественной идентификации устанавливается соответствие представленного для сертификации товара требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией. Этот вид идентификации устанавливает градации качества: стандартная или нестандартная продукция, соответствие товарного сорта сорту, указанному на маркировке и в сопроводительных документах и т.п.

В ходе проведения товарно-партионной идентификации устанавливается принадлежность представленной выборки товара (образца) к конкретной товарной партии.

К средствам идентификации товаров относятся маркировка товаров; нормативные документы (ГОСТы, технические условия и др.), регламентирующие показатели качества; технические документы, в том числе товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения и т.п.), а также документально оформленные результаты испытаний образцов сертифицируемого товара.

В качестве критериев идентификации используются результаты органолептических, химических, физико-химических и др. показателей, характеризующих состав и свойства товаров. Критерии идентификации должны быть объективными и независимыми от субъективных параметров, присущих испытателю (его компетентности, профессионализму, заинтересованности и др.), а также от условий и методов испытания.

Одним из важнейших требований к принятым для идентификации критериев является проверяемость. Это означает, что при повторных контрольных испытаниях независимо от субъектов, методов и условий проведения идентификации товара будут получены одни и те же результаты (в пределах ошибки опыта).

С этой точки зрения среди указанных средств идентификации некоторые средства не могут выступать в качестве самостоятельного критерия, хотя могут выполнять идентификационную функцию. К таким средствам, не являющимся вполне надежными, относится, например, маркировка. Маркировка лишь указывает на наименование, размер, сорт, состав и другие свойства продукции, но, к сожалению, не является гарантией подлинности продукции и ее параметров, указанных в маркировке. Более того, сама маркировка является довольно часто объектом фальсификации. Нередки случаи использования иностранной маркировки для товаров отечественного, часто кустарного производства.

В связи с тем, что многие критерии в ряде случаев не отвечают требованиям проверяемости и объективности, необходимо применять комплекс взаимодополняющих критериев, дающих возможность придать идентификации товаров характер комплексной оценки.

В практике проведения работ по сертификации продукции применяется ряд схем, предусматривающих сертификацию отдельных партий товара, сертификацию однородной продукции, поставляемой по контракту (договору), а также сертификацию производства продукции.

Выбор схемы сертификации осуществляется совместно заявителем и Органом по сертификации (ОС).

Основным критерием выбора схемы является обеспечение доказательности сертификации при минимизации экономических и временных затрат на ее проведение.

Наряду с Законами РФ и Постановлениями правительства Российской Федерации, регламентирующими процедуру сертификации продукции, разработаны и приняты Госстандартом РФ правила сертификации однородных групп продукции на соответствие требованиям безопасности, в которых развиваются и конкретизируются основные положения этих нормативных актов в части указания схем проведения сертификации, перечня показателей, подлежащих подтверждению при обязательной сертификации, показателей идентификации продукции, нормативных и технических документов, необходимых для выдачи сертификатов по тем или иным схемам, приостановки или аннулирования действия сертификатов.

При выдаче сертификатов соответствия на продукцию, поставляемую по долгосрочным контрактам или договорам, а также при сертификации производства, предусмотрено проведение систематического планового инспекционного контроля за сертифицированной продукцией или состоянием ее производства, осуществляемого Органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия. Такой контроль может осуществляться с привлечением территориальных органов Госстандарта России, торговых инспекций и обществ потребителей или с использованием информации, полученной от этих организаций при выполнении ими своих контролирующих функций.

Проведение сертификации импортной и отечественной продукции в Российской Федерации проводится по одним и тем же правилам. Подтверждение безопасности и качества импортируемых на территорию России товаров осуществляется исключительно путем проведения полной процедуры процесса сертификации, с обязательными испытаниями продукции в аккредитованных Госстандартом РФ лабораториях и выдачей российских сертификатов соответствия уполномоченными на то Органами по сертификации.

Повышение качества и конкурентоспособности продукции является основной задачей отечественных предприятий в условиях развивающихся рыночных отношений.

Инструментом, обеспечивающим повышение качества продукции и защиту прав потребителя на приобретение безопасного товара, является стандартизация и сертификация продукции.

В Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" используются следующие основные понятия:

стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Государственная система стандартизации, действующая в нашей стране, закреплена ГОСТ Р 1.0-04. Она представляет собой комплекс государственных стандартов, обеспечивающих максимальную действенность и эффективность стандартизации. Согласно государственной системе стандартизации нормативно-технические документы подразделяют на следующие категории:

• международные стандарты;

• национальные стандарты;

• государственные стандарты - ГОСТы;

• отраслевые стандарты - ОСТы;

• республиканские стандарты - РСТы;

• технические описания;

• технические условия - ТУ.

Цели стандартизации. Стандартизация осуществляется в целях:

• повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

• повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• обеспечения научно-технического прогресса;

• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

• рационального использования ресурсов;

• технической и информационной совместимости;

• сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

• взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

• добровольного применения стандартов;

• максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

• применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

• недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона;

• недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

• обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Документы в области стандартизации. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

• национальные стандарты;

• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

• применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

• стандарты организаций.

Функции национального органа Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации):

• утверждает национальные стандарты;

• принимает программу разработки национальных стандартов;

• организует экспертизу проектов национальных стандартов;

• обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

• осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

• создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

• организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

• участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

• утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

• представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

В целях настоящей статьи под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации. Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов и должен обеспечить доступность ее заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Оно должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик национального стандарта обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта этого стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление. В случае, если разработчиком является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта вносится в федеральный бюджет.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Он обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о его разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Стандарты организаций. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в ст. 11 Федерального закона "О техническом регулирвании", для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений ст. 12 Закона "О техническом регулировании".

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На

основании результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Стандарты, как и другие нормативные технические документы, не могут оставаться неизменными в течение длительного времени - они устаревают.

В настоящее время промышленность России располагает системой оценки качества продукции, имеющей международное признание.

Интеграция экономики России в экономику европейских стран и вступление России во Всемирную торговую организацию требуют выполнения ряда практических мероприятий, в том числе обеспечение технической и информационной совместимости. Оценка качества продукции должна основываться на единстве измерений с использованием международно признанных методов.

Концепция стандартизации предусматривает высокие темпы гармонизации отечественных стандартов с международными, так как это позволит продвигать отечественные товары на мировой рынок и эффективно защищать собственный рынок от некачественной продукции.

Сертифика́ция (лат. sertifico — удостоверяю) — подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата[1].

Объекты сертификации

Объектами сертификации являются:

  • продукция;
  • работы (услуги);
  • системы менеджмента;
  • персонал.

Сертификация продукции

Сертификация продукции — процедура подтверждения качества, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Правила сертификации продукции регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 15 «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»[2].

В качестве требований при сертификации продукции могут являться:

  • законодательные акты Российской Федерации;
  • государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: