Принципы отбора содержания и организации учебного материала




– принцип профессиональной направленности, предполагающий учет категории слушателей, их профессиональных потребностей и интересов;

– принцип практикоориентированности, предполагающий направленность материала на решение практических задач;

– принцип вариативности, предполагающий предоставление возможности выбора слушателями способов решения практических задач.

Образовательные технологии

В программе данного курса предусмотрено использование в учебном процессе различных форм проведения занятий, в том числе лекций, заочных семинаров, осуществление самостоятельной работы. Предполагается обмен опытом, презентация разработанных материалов.

 

Организация самостоятельной работы слушателей

Самостоятельная работа слушателей предполагает изучение предложенных тем, выполнение заданий, обозначенных на семинарских занятиях. При необходимости проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Текущая и итоговая аттестация качества усвоения знаний

Текущая аттестация осуществляется на основе выполнения слушателями заданий семинарских занятий (ответы на вопросы, составление глоссария, конспектирование, презентации и др.). Изучение курса завершается зачетом по контрольным вопросам и контрольному тесту (в соответствии с требованиями ФГОС ДО).

 

 

Тематический план дисциплины

Раздел дисциплины (модуль) Всего часов (в трудоемкости) Из них
Лекции, семинары Самостоятельная работа, включая индивидуальные консультации
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности младшего воспитателя      
Основы дошкольной педагогики и детской психологии      
3. Создание развивающей образовательной среды дошкольника через организацию игровой деятельности      
4. Итоговое зачетное занятие      
  ИТОГО:      

Содержание модулей

Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности младшего воспитателя

Тема 1. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки.

Тема 2. Охрана прав и защита интересов детей.

Тема 3. Участники образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Тема 4. Взаимоотношения участников образовательного процесса.

Семинар 1. Права работников дошкольных образовательных организаций и меры их социальной поддержки.

Модуль 2. Основы дошкольной педагогики и детской психологии

Тема 5. Педагогика в системе наук о человеке.

Тема 6. Современные технологии обучения.

Тема 7. Методы и формы обучения в дошкольной организации.

Тема 8. Теория и методика воспитания.

Тема 9. Содержание развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Тема 10. Детская психология как отрасль психологической науки.

Тема 11. Особенности развития ребенка младенческого возраста. Основные достижения ребенка в период раннего детства.

Тема 12. Специфика развития деятельности в дошкольном возрасте.

Тема 13. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Семинар 2. Содержание развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Модуль 3. Создание развивающей образовательной среды дошкольника через организацию игровой деятельности.

Тема 14. Среда развития дошкольника.

Тема 15. Особенности проектирования предметно-пространственной среды в разных возрастных группах.

Тема 16. Требования ФГОС ДО к предметно-пространственной среде.

Тема 17. Теоретические основы игры.

Тема 18. Особенности становления игры детей раннего и дошкольного возраста.

Тема 19. Классификация детских игр.

Семинар 3. Создание, использование предметно-игровой среды в дошкольной образовательной организации.

 

Основные понятия (тезаурус)

Активность ребенка – инициативное участие воспитанника в образовательном процессе.

Аттестация – определение квалификации, уровня знаний и умений человека, отзыв, характеристика.

Ведущая деятельность – деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.

Воспитание – создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры, ценностей, норм и правил общества; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.

Воспитанник – ребенок дошкольного возраста, участвующий в образовательном процессе.

Готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Декларация – международный документ, положения которого носят рекомендательный характер для государств, его подписавших.

Дошкольное образование – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечивающий полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.

Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

Интеграция содержания дошкольного образования – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Конвенция – международный документ, положения которого являются обязательными к выполнению для государств, его подписавших.

Непрерывное образование – связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования (целей, задач, содержания, средств, форм, организации) на каждой ступени и уровне образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательный процесс – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.

Общение ребенка – коммуникативная активность ребенка, проявляющаяся в вербальной и невербальной форме. Невербальное общение осуществляется паралингвистическими средствами (мимикой, жестами и др.). Вербальное общение проявляется в установлении контактов речевым способом. Различают общение ребенка со взрослым и с другими детьми.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1)обязательную (инвариантную), разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) вариативную, формируемую участниками образовательного процесса.

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Преемственность – объективная необходимая связь: 1) между новым и старым в процессе развития, когда новое возникает но основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его некоторые, целесообразные элементы; 2) между компонентами, этапами, стадиями одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому, базирующаяся на сохранении, обогащении общих традиций и позитивного опыта, а также на их систематическом качественном обновлении с учетом изменений, происходящих внутри и вне системы.

Присмотр и уход за детьми – создание в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, комплекса условий для охраны жизни и здоровья детей, безопасности их пребывания, обеспечение неотложной медицинской помощи в экстренных случаях, а также комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Продуктивная деятельность – форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета так, как ранее научили); 2) по образцу (например, складывание конструктора по образцу); 3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание конструктора по собственному замыслу и др.).

Психологическая готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Семья – это добровольный союз мужчины и женщины, созданный путем заключения брака.

Системно–деятельностный подход к образованию – подход, обеспечивающий: формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:

- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Трудовой договор – в трудовом праве договор между работником и работодателем, который устанавливает их взаимные права и обязанности. Соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять работу по определённой должности, соответствующей его квалификации. Работодатель обязуется предоставлять работнику работу, обеспечивать условия труда, своевременно выплачивать заработную плату.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: