История возникновения стандартизации




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Политехнический институт

Кафедра «Инструментальные и метрологические системы»

Плахотникова Е. В. доцент, к.т.н.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

дисциплины

Стандартизация и сертификация информационно-интегрированных систем

Направление подготовки 090900 Информационная безопасность

Профиль подготовки «Организация и технология защиты информации»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Тула 2012 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

протокол № 5 от "25"января 2012 г.

Зав. кафедрой________________О. И. Борискин

 

 

Оглавление

Введение в дисциплину. 4

1. Основы стандартизации. 6

1.1 История возникновения стандартизации. 6

1.2 Цели и задачи. 7

1.3 Организационные основы стандартизации. 9

1.4 Нормативные документы по стандартизации. 10

1.5 Категории и виды стандартов. 20

1.6 Порядок разработки государственных стандартов. 21

1.7 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов 23

1.8 Международные организации, разрабатывающие. 25

стандарты.. 25

1.9 Правовые основы стандартизации в РФ.. 28

2. Стандартизация в области информационных технологий. Нормативное обеспечение информационно – интегрированных систем.. 30

2.1 Роль стандартизации в развитии информационного общества. 30

2.2 Cтандарты CALS-технологий. 37

2.3 Нормативная база электронного документооборота. 37

2.4 Структура и содержание документации на сложные программные средства информационных систем. Стандарты STEP. 39

2.5 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции в системах управления. Жизненный цикл программных средств. 46

2.6 Стандартизация организационных основ информационной безопасности. 50

2.7 Внедрение систем управления информационной безопасностью.. 65

3. Международная стандартизация. 88

3.1 Международная организация по стандартизации (ИСО) 88

3.2 Стандарты серии ИСО 9000. 92

3.3 Восемь принципов ИСО 9000. 94

3.4 Методология разработки и внедрения системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9000 98

3.5 Этапы внедрения стандарта ИСО МЭК 27001. 104

4.Качество программных средств. 112

4.1 Показатели качества программных средств. 112

4.2 Оценка качества программных средств. 116

4.3 Надежность программных средств. 119

4.3.1 Дестабилизирующие факторы и методы обеспечения надежности функционирования ПС. 121

4.3.2 Методы обеспечения надежности программных средств. 123

4.3.3 Подходы к оценке надежности программных изделий. 128

5. Основы сертификации. 129

5.1 Основные понятия в области сертификации, цели и объекты сертификации. 129

5.2 Виды сертификатов и системы сертификации. 130

5.3 Основные операции сертификации. 134

5.4 Схемы сертификации. 137

5.5 Порядок проведения сертификации продукции и системы качества. 143

5.6 Организация работ по сертификации систем качества. 147

5.7 Правила применения сертификата и знака соответствия системы качества. 154

5.8 Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества. 155

5.6 Правовое обеспечение сертификации. 156

6. Система сертификации информационно – интегрированных систем. Система добровольной сертификации CALS- технологий. 158

7. Сертификация средств защиты информации. 164

Приложение 1. Основные положения и структура ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17799-2005 Информационные технологии. Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью. 177

Приложение 2. Основные положения и структураГОСТ Р ИСО/МЭК 13335 Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. 195

 

 

Введение в дисциплину

Последнее десятилетие ХХ в. характеризовалось широкой компьютеризацией всех видов деятельности человечества: от традиционных интеллектуальных задач научного характера до автоматизации производственной, торговой, коммерческой, банковской и других видов деятельности. В условиях рыночной экономики конкурентную борьбу успешно выдерживают только предприятия, применяющие в своей деятельности современные информационные технологии (ИТ).

Опыт, накопленный в процессе внедрения разнообразных автономных информационных систем, позволил осознать необходимость интеграции различных ИТ в единый комплекс, базирующийся на создании в рамках предприятия или группы предприятий (виртуального предприятия) интегрированной информационной среды (ИИС), поддерживающей все этапы жизненного цикла (ЖЦ) выпускаемой продукции.

Идея ИИС и информационной интеграции этапов ЖЦ стала базовой в подходе, получившем в США название CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support - непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла). Инициатором этого подхода стало министерство обороны США в связи с необходимостью повышения эффективности управления и сокращения затрат на информационное взаимодействие между государственными учреждениями и коммерческими предприятиями при поставках вооружений и военной техники. В настоящее время идея CALS оформилась в виде стандартов ИСО, национальных (государственных) стандартов США и нормативных документов министерства обороны США. Идеологию CALS приняли все наиболее развитые страны: Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия и др. Русскоязычный аналог понятия CALS может быть сформулирован как информационная поддержка процессов жизненного цикла изделий (ИПИ).

Основная идея концепции ИПИ состоит в применении принципов и технологий информационной поддержки на всех стадиях ЖЦ продукции, основанного на использовании ИИС, обеспечивающей единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции (включая государственные учреждения и ведомства), поставщиков (производителей) продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала. Эти принципы и технологии реализуются в соответствии с требованиями международных стандартов, регламентирующих правила управления и взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными.

Создание подобной системы остро поставило вопрос о защищенности информации, которой располагает предприятие от несанкционированного доступа, разрушение и т.д. - т.е. вопрос информационной безопасности.

Оценка защищенности средств вычислительной техники проводиться в соответствии с Положением о сертификации средств и систем вычислительной техники.

Сертификация – это подтверждение соответствия чего- либо установленным требованиям, нормам, правилам (стандартам).

Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.

Деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил с целью достижения оптимальной степени упорядочения в той или иной области деятельности посредством широкого и многократного использования установленных положений – называется стандартизацией.

Курс «Стандартизация и сертификация информационно- интегрированных систем» призван формировать у студентов теоретические знания и практические навыки по проблемам стандартизации, оценки качества и сертификации.

Студенты в результате изучения курса должны:

- знать: правовые основы стандартизации и сертификации, основные нормативные документы и их положения, задачи и методы исследования качества программных средств, технологию предъявления информационных технологий на сертификацию и аттестацию; виды и условия осуществления сертификации; правила и порядок проведения сертификации;

- уметь: осуществлять поиск и обобщения информации, необходимой для предъявления информационных технологий на сертификацию;

- владеть: организационно-правовыми документами в области сертификации и стандартизации.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Основы стандартизации.

Стандартизация (в соответствии с законом «О техническом регулировании*) — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добро­вольного многократного использования, направленная на достижение упорядо­ченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конку­рентоспособности продукции, работ или услуг.

История возникновения стандартизации

Развитие стандартизации имеет давнюю историю. Ещё в древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного, «стандартного» размера; при этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей. Древние римляне применяли принципы стандартизации при строительстве водопроводов - трубы этих водопроводов были постоянного размера.

В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве.

Начало развития стандартизации в России относится к середине XVI века. Тогда, в период царствования Ивана Грозного, существовали стандарты на военное снаряжение. Существовали они и в строительстве.

В начале XVIII века по образцам, утвержденным Петром I, были построены серии судов с одинаковыми размерами, якорями, вооружением и снаряжением. Это позволяло выдерживать как равные размеры элементов конструкций судов, так и единый уровень их качества.

В 1761 г. на Тульском и Ижевском заводах, было организовано массовое производство ружей. В конце XIX - начале XX в. стандартизация распространяется на многие виды военной и гражданской продукции.

В разное время под разными названиями работу в области технического регулирования, стандартизации и метрологии осуществляет правительственные организации по стандартизации и метрологии. Например в сентябре 1925 г, был создан Комитет стандартизации при Совете Труда и Обороны. В 1971 г. организация получила название Государственный Комитет Стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР), а затем Госстандарт РФ (Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии).

Сейчас стандартизацией, метрологией и разработкой общих вопросов качества продукции в нашей стране руководит Агентство по техническому регулированию и метрологии. Этот орган несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие стандартизации и метрологии, за обеспечение единства измерений в стране, проведение единой технической политики в области стандартизации и метрологии (Ростехрегулирование).

 

Цели и задачи.

В соответствие с Федеральный Закон «О техническом регулировании» основными целями стандартизации являются:

— повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан;

— обеспечение научно-технического прогресса;

— повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

— рациональное использование ресурсов;

— обеспечение технической и информационной совместимости (Совместимость — пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований.);

— обеспечение сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений;

— обеспечение взаимозаменяемости продукции (Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия, процесса, услуги для ис­пользования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения од­них и тех же требований).

Основными задачами стандартизации являются:

¾ обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

¾ установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства;

¾ установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимоза­меняемости продукции;

¾ нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измере­ний), сертификации и оценки качества продукции;

¾ создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информаци­ей о номенклатуре и основных показателях продукции;

¾ содействие выполнению законодательства РФ методами и средствами стандартизации.

Деятельность по стандартизации распространяется не только на продукцию и связанные с нею процессы, но и на работы и услуги.

Стандартизацию следует рассматривать как практическую деятельность, как систему управления и как науку.

Стандартизация как практическая деятельность заключается в установлении нор­мативных документов по стандартизации и применению правил, норм и требова­ний, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач в сферах об­щественного производства и социальной жизни.

Стандартизация как наука о методах и средствах стандартизации выявляет, обобщает и формулирует закономерности деятельности по стандартизации в це­лом и по ее отдельным направлениям. Развитие стандартизации как науки помо­гает улучшать систему организации этой деятельности и способствует совершен­ствованию практических работ в этой области.

Стандартизация как система управления практической деятельностью осуществля­ется в РФ на основе Государственной системы стандартизации (ГСС). Она опирается на комплекс нормативно-технических доку­ментов, устанавливающих взаимоувязанные требования по организации и мето­дике выполнения практических работ по стандартизации.

 

1.3 Организационные основы стандартизации

Организацию всей работы по стандартизации в РФ согласно Закону осуществляет национальный орган РФ по стандартизации.

До 2004 года национальным органом по стандартизации в России являлся Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). В 2004 году в ходе административной реформы, постановлением Правительства Российской Федерации (Приказ № 294 от 17 июня 2004 г.), его функции были возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Ростехрегулирование является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования и метрологии.

Ростехрегулированию предоставлены следующие полномочия:

· утверждение национальных стандартов;

· принятие программ разработки национальных стандартов;

· организация экспертизы проектов национальных стандартов, на соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, а так же состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

· создание технических комитетов по стандартизации;

· опубликование и распространение национальных стандартов;

· утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам.

1.4 Нормативные документы по стандартизации

Нормативные документы по стандартизации применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на всех стадиях ЖЦ продукции.

Перечень нормативных документов по стандартизации

Наименование документа Определение Обозначение Сфера действия  
Государственный стандарт РФ Стандарт, принятый Ростехрегулирование ГОСТ Р Российская Федерация
Региональный стандарт Стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации ГОСТ, СТ СЭВ СЭВ – совет экономической взаимопомощи Страны — члены региона
Межгосударствен-ные стандарты Стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации   ГОСТ Страны — члены Межгосударственного совета (МГС) и (или) Межгосударственной научнотехнической комиссии (МНТКС)  
Международный стандарт Стандарт, принятый международной организацией но стандартизации ИСО, МЭК – международная электротехническая коммисия, ИСО/МЭК Страны — члены ИСО и МЭК
Общероссийский классификатор технико- экономической информации Документ, принятый Госстандартом России ОК Российская Федерация
Стандарт отрасли Стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения ОСТ В одной или несколь­ких отраслях
Стандарт предприятия Стандарт, принятый предпри­ятием применительно к внут­ренним продукции, работам и услугам. СТП На данном предпри­ятии
Стандарт научно-техническо­го, инженерного общества Стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общест­венным объединением СТО На принципиально но­вые виды продукции, процессы, услуги, ме­тоды испытаний
Технические условия Документ, разработанный па конкретную продукцию (изде­лие, материал, вещество) ТУ На конкретное изделие, материал, вещество
Правила Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ ПР Российская Федерация
Рекомендации Документ в области стандарти­зации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направ­лений, а также рекомендуемые правила оформления результа­тов этих работ Р Российская Федерация
Правила по межгосударственной стандартизации См. «Правила»   ПМГ Страны — члены МГС и (или) МНКТС
Рекомендации по межгосударственной стандартизации См. «Рекомендации» РМГ Страны — члены МГС и (или) МНКТС
Регламент Документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти   Сфера действия регламента

Государственные стандарты (ГОСТ Р) разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Они не должны противоречить зако­нодательству РФ.

Государственные стандарты содержат:

¾ требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окру­жающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопас­ности и производственной санитарии;

¾ требования по технической и информационной совместимости, а также взаи­мозаменяемости продукции;

¾ основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

¾ правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, вы­полнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продук­ции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

Примеры условного обозначения государственных стандартов:

ГОСТ Р 2.51 93

93 Год утверждения стандарта

1 Порядковый регистрационный номер

5 Классификационная группа (может отсутствовать)

2 Комплекс стандартов (код системы ЕСКД)

Международные и региональные стандарты (при условии присоединения к ним РФ), а также национальные стандарты других стран (при наличии соответствующих соглашений с этими странами) применяют на территории РФ в качестве государственных стандартов.

Они представляют собой аутентичный текст на русском языке соответствующего документа, который иногда содержит дополнительные требования, отражающие специфику потребностей народного хозяйства.

Государственный стандарт не содержащий дополнительных требований, обозначается как ГОСТ Р ИСО/МЭК 2593-98.

Если вгосударственном стандарте имеются дополнительные требования по сравнению с международным (региональным) стандартом, то в скобках приводитсяобозначение международного стандарта,

Например ГОСТ Р 51295-99 (ИСО 2965-97).

Региональные стандарты для российских условий — это межгосударственные стандарты (ГОСТ), которые до сих пор применяются в странах СНГ (в том числе и в РФ).

Основу Межгосударственной системы стандартизации (МГСС) составили государственные стандарты бывшего Союза ССР.

В РФ государственные стандарты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат законодательству РФ.

Решение об отмене того или иного стандарта СССР на территории РФ принимают Ростехрегулирование.

Условные обозначения межгосударственных стандартов аналогичны обозначениям государственных стандартов РФ.

Международные стандарты (ИСО, МЭК, ИСО/МЭК) используются во всем мире; представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услуге), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира.

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли.

Общероссийские классификаторы технико-экономической информации создаются в рамках Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) – свод кодов.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятель­ность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, про­изводство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внеш­неэкономическая деятельность.

Действующие общероссийские классификаторы

1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО).

2. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управле­ния (ОКО ГУ).

3. Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР).

4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, про­дукции и услуг (ОКДП).

5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).

6. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ).

7. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).

8. Общероссийский классификатор продукции (ОКП).

9. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населе­ния (ОКИСЗН).

10. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

11. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

12. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

13. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ).

14. Общероссийский классификатор валют (ОКВ).

15. Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов ма­шиностроения и приборостроения (классификатор ЕСКД).

16. Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ).

17. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалифи­кации (ОКСВНК).

Общероссийский классификатор ОКП включает 98 классов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Стандарты отраслей (ОСТ) могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.

Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетен­ции. Требования стандартов отраслей подлежат своевременному приведению в соответствие с достижениями науки и техники, а также требованиями государственных стандартов.

Пример условного обозначения отраслевого стандарта

ОСТ 56 98 93

93 -Год утверждения стандарта

98 - Регистрационный номер

56 - Условное обозначение отрасли (министерства, ведомства),

утвердившей ОСТ

(56 — условное обозначение Федеральной службы лесного хозяйства).

Стандарты предприятий (СТП) могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях совершенствования организации и управления производством. При этом стандарты предприятий не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Некоторые отечественные и зарубежные фирмы в своих стандартах задают более жесткие требования, чем государственные, с целью повышения качества своей продукции.

Пример условного обозначения стандарта предприятия:

СТП ТулГУ 05 98

98 Год утверждения стандарта

05 - Регистрационный номер

ТулГУ - Аббревиатура предприятия.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

Их разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессы и услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством или других видов деятельности.

СТО не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и подлежат согласованию с соответствующими органами государственного контроля и надзора.

Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

При получении новых результатов исследований и применения СТО в субъектах хозяйственной деятельности они пересматриваются или в них вносятся изменения.

По мере апробации СТО происходит отработка требований к объектам стандартизации и на их базе могут разрабатываться государственные стандарты. Так, например, на основе СТО РОО (Российского общества оценщиков) разработан комплекс государственных стандартов по оценке имущества.

Пример условного обозначения СТО:

СТО РОО 1.01 95

95 - Год утверждения стандарта

01 - Регистрационный номер

РОО - Аббревиатура общества

Система регистрационной нумерации разрабатывается обществом и согласовы­вается с Госстандартом России.

Технические условия (ТУ) изготовителей на поставляемую продукцию используют не только как технические документы, но и в роли нормативных документов, если на них делается ссылка в договорах между изготовителем и потребителем на изготовление и поставку продукции.

Этот документ разрабатывается на одно или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. и подлежит согласованию с заказчиком (потребителем).

Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов.

Содержание и оформление ТУ регламентируется ГОСТ 2.114-95.

Пример условного обозначения ТУ: ТУ 1115 017 38576343 93

93-Год утверждения TУ

38576343- Код предприятия по классификатору предприятий и организаций (ОКПО)

017 - Регистрационный номер

1115 - Код группы продукции по классификатору продукции (ОКП)

Правила {ПР), {ПМГ) и рекомендации (Р), (РМГ). В соответствии с ГОСТ Р 1.10-95 (Порядок разработки, принятия, регистраций правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации и информации о них) правила устанавливают обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Их разрабатывают при необходимости детализации обязательных требований соответствующих основополагающих стандартов.

Правила и рекомендации не должны дублировать обязательные требования действующих государственных, а также межгосударственных стандартов, принятых для применения в РФ, или противоречить этим требованиям.

Обозначение правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации состоит из индекса ПР (для правил) или Р (для рекомендаций), кода Госстандарта России (50), условного цифрового обозначения соответственно стандартизации — 1, метрологии — 2, сертификации — 3, аккредитации — 4, регистрационного номера и года утверждения (две последние цифры).

Примеры обозначений:

Правила по стандартизации ПР 50.1.005-95.

Рекомендации по метрологии Р 50.2.006-95.

Правила по сертификации ПР 50.3.007-95.

Правила но аккредитации ПР 50.4.008-95.

Порядок разработки правил (ПР) и рекомендаций (Р) изложены в ГОСТ Р 1.10-95.

Технический регламент. По закону «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни и здоровья граждан;

- охраны окружающей среды;

В РФ действуют общие и специальные технические регламен­ты.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов ЖЦ.

Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов их ЖЦ.

Порядок разработки технического регламента изложен в законе «О техническом регулировании» и принимается федеральным законом после публичного обсуждения.

В исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

1.5 Категории и виды стандартов

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

¾ основополагающие;

¾ на продукцию (услуги);

¾ на работы (процессы);

¾ методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности.

Стандарты па продукцию {услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

В этих стандартах устанавливаются:

- требования к разработке и производству продукции;

- типоразмерные ряды, обеспечивающие взаимозаменяемость продукции;

- условия обеспечения сохранности свойств продукции при ее транспортирова­нии и обращении.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Такие стандарты должны в наибольшей степени обеспечивать объективность, точность и воспроизводимость результатов оценки обязательных требований к качеству продукции (услуги). Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, в стандартах даются рекомендации относительно способа и места отбора пробы от партии товара с ее количественными характеристиками, схемами испытательных установок, прави­лами, определяющими последовательность проводимых операций и обработку полученных результатов.

1.6 Порядок разработки государственных стандартов

Разработку государственных стандартов РФ осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной стандартизации РФ и договорами на разработку стандартов или в инициативном порядке.

Предусмотрен следующий порядок разработки стандарта:

1-я стадия — организация разработки стандарта;

Организация разработки стандарта заключается в подготовке и представлении заявки на разработку стандарта в технический комитет (ТК),

На разработку стандарта с разработчиком заключается договор, к которому в качестве приложения или в виде самостоятельного документа разрабатывается техническое задание.

2-я стадия — разработка проекта стандарта (первая редакция);

Разработка проекта стандарта (первой редакции) производится в соответствии с законодательством РФ, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации, а также прогрессивными национальными стандартами других стран.

Подготовленный проект стандарта проверяет секретариат ТК (ПК) и рассылает его членам ТК (ПК) на отзыв, с учетом которых затем подготавливает первую редакцию и направляет ее заказчику стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию кроме того, этот проект рассылается заинтересованным предприятиям и специалистам на отзыв.

3-я стадия — разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и пред­ставление его для принятия;

Разработку проекта (окончательной редакции) и представление его для принятия осуществляет ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов.

Заключение по этому проекту дают члены ТК (ПК), органы государственного контроля и надзора.

.

4-я стадия — принятие и государственная регистрация стандарта;

Принятие и государственная регистрация стандарта, а также введение в действие производится национальным органом по стандартизации после проверки проекта стандарта на соответствие законодательству РФ, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяе­мой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов.

5-я стадия — издание стандарта.

Издание стандарта и распространение его осуществляет национальный орган по стандартизации в установленном им порядке.

Обновление (изменение, пересмотр) стандарта производится по инициативе членов ТК, других предприятий.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготов­ляемой по действующему стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан.

Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Отмена станд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: