Цель и задачи учебной дисциплины




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

«СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Все направления подготовки

Все профили подготовки

Уровень образования: бакалавриат

Форма обучения: очная, заочная

 

 

Донецк, 2016


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

«СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Все направления подготовки

Все профили подготовки

Уровень образования: бакалавриат

Форма обучения: очная, заочная

 

 

Рассмотрено

на заседании кафедры

«Философия»

Протокол №___ от «___» «____________» 20__ г.

 

Утверждено

на заседании

Учебно- издательского

совета ДонНТУ

Протокол №___ от «___» «____________» 20__ г.

 

Донецк, 2016

 
 

УДК 2(072)

 


Конспект лекций дисциплины «Религиоведение» / сост.: В. И. Пашков. – Донецк: ДонНТУ, 2016. – 163 с.

 

Конспект лекций включает темы, отражающие требования высшей школы и программы дисциплины «Религиоведение», которая читается по выбору студентов в Донецком национальном техническом университете. В конспекте лекций представлен широкий спектр религиоведческих знаний: теория религиоведения, социально-исторические основы религии, ее исторические типы, а также история свободомыслия в многообразии форм его проявления и тенденций развития. Овладение такими явлениями мировой культуры, как религия и свободомыслие – необходимое условие формирования мировоззренческой культуры человека.

Конспект лекций составлен в соответствии с требовании Основной образовательной программы высшего профессионального образования.

 

 

Составитель:

В. И. Пашков, к.филос.н., доцент

 

Ответственный за выпуск:

Т. Э. Рагозина, к.филос.н., доцент

 
 

  СОДЕРЖАНИЕ Введение Общие положения  
Тема I Религиоведение: предмет, структура, основные черты и функции. Религия как социальное явление  
  1. Предмет и структура религиоведения  
  2. Методологические основы, основные черты и функции религиоведения  
  3. Сущность и структура религии  
  4. Религия и общество. Социальная роль и основные функции религии  
  5. Свобода совести и ее конституционно-правовые основы  
Тема II Происхождение религии  
  1. Проблема истоков религии в контексте теологических решений  
  2. Светские варианты решения проблемы истоков релегии  
  3. Научные концепции происхождения религии  
  4. Основные вехи в истории развития человека: время и уловия возникновения религии  
  5. Причины возникновения и существования религии  
Тема IІІ Исторические типы религии  
  1. Ранние формы религиозных верований  
  2. Родоплеменные религии  
  3. Этнические религии: народные и национальные  
  4. Мировые религии  
  4.1. Буддизм  
  4.1.1. Условия возникновения, развития и распространения буддизма  
  4.1.2. Особенности вероучения и культа буддизма  
  4.1.3. Основные течения буддизма  
  4.2. Христианство  
  4.2.1. Предпосылки возникновения христианства, его эволюция формирование Христианской Церкви: I-XI века  
  4.2.2. Особенности вероучения, культа и организации Православной Церкви.  
  4.2.3. Характерные черты и своеобразие католического вероучения, культа и организации.  
  4.2.4. Вероучение и культ протестантизма и его основные направления.  
  4.3. Ислам  
  4.3.1. Социально-исторические причины возникновения, идейные истоки и география распространения ислама  
  4.3.2. Основные черты вероучения и культа мусульман. Организации мусульманского духовенства  
  4.3.3. Направления и ответвления в исламе  
  4.3.4. Влияние ислама и особенности его проявления в жизнедеятельности народов мусульманского мира  
  5. Новые религиозные течения  
  5.1. Причины возникновения, характерные черты и разновидности новых религиозных течений  
  5.2. Новые религиозные течения в Украине  
Тема IV Свободомыслие  
  1. Исторические формы свободомыслия  
  2. Возникновение и особенности развития свободомыслия в странах Древнего Востока и античного мира  
  3. Средневековое свободомыслие, его особенности и специфика  
  4. Содержание и формы проявления свободомыслия эпохи Возрождения  
  5. Свободомыслие Нового времени  
  6. Свободомыслие в истории русского народа  
  7. Современное свободомыслие: основные направления, своеобразие их проявлений и тенденций развития Литература  

 

ВВЕДЕНИЕ

Интеллектуальное и мировоззренческое становление человека связано со знанием таких явлений мировой культуры, как религия и свободомыслие. Изучение тем дисциплины «Религиоведение» позволит не просто познакомиться с академическим религиоведением с точки зрения становления его предмета, структуры, принципов, понятийно-категориального аппарата и методов, основных черт, функций и тенденций развития. Исследование религии с научно-теоретических позиций даст возможность рассмотреть проблему ее происхождения, различные подходы и концепции в интерпретации этого феномена, раскрыть его сущность, структуру и особенности функционирования, изучить исторические типы религии на разных ступенях жизни общества, осмыслить в нем тенденции и перспективы религиозного процесса. Исследование будет не полным, если не увидеть, что исторические ступени развития человечества были и той почвой, на которой возникло и развивалось в многообразии своих форм свободомыслие как закономерный результат общественно-исторической практики людей.

Включаясь в контекст процесса исследования, не нужно следовать академической (светской) тенденции или теологическому подходу описания религии и свободомыслия. Важно понимать, что изучение этих феноменов во всем их многообразии форм и всей сложности их истории – это столь же многообразный и сложный процесс вхождения человека в мир их духовных проявлений: понятий, идей, теорий, фактов и т.д. Формированию интеллектуальной честности и мировоззренческой зрелости в этом процессе претит выпячивание, а то и абсолютизация значимости одного из них и принижения другого как несостоятельного. Тенденциозность, будь она результат, так сказать, глубокой аргументации, веяний моды или собственных предубеждений в отношении религии и свободомыслия, делает уязвимым мир человеческого общения, подвергает эрозии внутренний мир человека, согласие в мире как таковом. Толерантность усвоения религиоведческих знаний в образовательном плане, с учетом личных духовных исканий, необходимости формирования духовных основ становления общества и является одним из условий самоопределения человека в нем и в мире в целом, выработки отношения к нему и себе, своей жизни.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины – формирование мировоззренческой культуры студента, который бы умел видеть сущность природных и общественных явлений, а также находить форму их теоретического выражения; мог отыскать принципиальные возможности практического внедрения теоретических выводов; был способен не только предусматривать ближайшие и отдаленные последствия, к которым могут привести эти выводы, но и найти определенную позицию, которая идет из внутренних побуждений; стремится к основанным на моральных основания объективно-верным решениям проблем, которые возникают в жизни.

 

Задачи освоения дисциплины:

– изложить и объяснить разделы академического религиоведения, изучаемый им предмет, содержание и функции, а также его место и роль в системе высшего образования и развития общества вообще;

– рассмотреть проблему происхождения религии, разные подходы ее толкования, раскрыть сущность религиозного феномена, его структуру и особенности функционирования, показать тенденции и перспективы религиозного процесса;

– ознакомить студентов с разными типами религиозных верований, начиная с ранних форм, родоплеменных религий, вплоть до этнических и мировых, а также новых религиозных течений;

– рассмотреть процесс возникновения и развития свободомыслия, показать, что его становление является закономерным следствием общественно-исторической практики людей и присуще их духовному миру, начиная с самых древних периодов человеческой истории;

– показать качественное своеобразие проявления свободомыслия на уровне атеизма в отличие от других его исторических форм;

– раскрыть историю развития свободомыслия как имманентно присущего момента преимущественно философско-материалистического (теоретического) постижения мира и действительного (практического) утверждения в нем человека;

– проанализировать место и роль религии и свободомыслия, знания религиоведческой проблематики в интеллектуальном и культурном развитии человека, в его самоопределении.

 

ТЕМА I



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: