Финансирование сферы дошкольного образования




Одним из важнейших факторов эффективного функционирования сферы дошкольного образования является уровень и структура финансирования этой отрасли государством. Основной источник финансирования дошкольного образования - консолидированный бюджет. Основная часть расходов на дошкольное образование в Российской Федерации приходится на бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Доля федерального бюджета в расходах на дошкольное образование ничтожно мала (табл. 3). В структуре расходов консолидированного бюджета на детское дошкольное образование (табл. 4) отчисления из федерального бюджета составляют около 1%, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 18%, из местных бюджетов — 81%. Таким образом, детское дошкольное образование финансируется в основном из местных бюджетов.

 

Таблица 3

Структура расходов на образование федерального бюджета России

Год Образование всего Дошкольное образование Доля расходов на дошкольное образование, %
  48803232,6 462349,8 0,95
  80088334,7 542373,0 0,68
  97671999,7 1139085,2 1,17
  117791867,0 802607,3 0,68
  155337962,7 3812334,2 2,45

Таблица 4

Общие и удельные расходы консолидированного бюджета России на дошкольное образование

Показатели        
Общие расходы бюджета (млрд. руб. в год) 42,7 60,7 70,7 91,4
Численность обучающихся (тыс. чел.)        
Расходы на одного обучающегося (руб. в год)        

 

Бюджетные средства, поступающие в дошкольные учреждения, составляют приблизительно 15% от всех расходов бюджета на образовательную систему и около 0,5% валового внутреннего продукта страны.

В прошлом государство вообще сняло с себя полномочия по финансированию образовательных учреждений (исключение составили лишь те, которые находятся в федеральном подчинении). Эти полномочия делегируются местным властям: школы и учреждения дополнительного образования регионального подчинения передаются под опеку региональных властей, а детские сады финансируются теперь исключительно муниципалитетами. Таким образом, каждый город или другой населенный пункт будут самостоятельно изыскивать средства для финансирования дошкольных образовательных учреждений, определять объем этих средств, а значит, решать вопросы о необходимом количестве детских садов, качестве их организационной и содержательной работы и т.д.

Сейчас удельные затраты на содержание и образование одного воспитанника детского сада оказываются незначительными. Так, стоимость содержания одного ребенка в день в городе Брянске составляет 120 руб. В эту сумму включаются расходы на заработную плату обслуживающего персонала вместе с начислениями на фонд оплаты труда, оплата коммунальных услуг, капитальные вложения в основные фонды, а также другие затраты. Родительская доля, которая составляет 13-15% от номинальных затрат на содержание одного ребенка полностью направляется на организацию питания воспитанников. До сих пор эта плата регулировалась Постановлением Верховного Совета РСФСР и не должна была превышать 20% от общей стоимости затрат на пребывание ребенка в ДОУ. Теперь, согласно новому законодательству, муниципалитеты получат право самостоятельно устанавливать размер родительской платы, которая станет определенной компенсацией расходов муниципального бюджета за содержание дошкольных образовательных учреждений. Сложившаяся ситуация неизбежно приведет к стремительному повышению размера родительской платы за детский сад.Увеличение размера родительской платы может привести к оттоку детей из системы дошкольного воспитания. Учитывая низкий уровень платежеспособности населения, важно сохранить традиционную для детских садов функцию социальной защиты семьи и ребенка.

Назрела необходимость в разработке нормативов бюджетного финансирования детских садов с учетом вида и категории, а также механизма дифференциации родительской платы, адресной помощи малообеспеченным и социально-незащищенным семьям.

Финансирование дошкольных учреждений является актуальной и самой «больной» проблемой для системы дошкольного образования. Условия содержания детей в детском саду нуждаются в улучшении по многим направлениям (материально-техническая база, медицинское и физкультурное оборудование, игрушки, дидактические пособия, организация питания). Бюджетное финансирование в настоящее время не позволяет покрыть расходы по затратам на текущее содержание и капитальные расходы.

В целях реализации государственной политики в области образования президентом Российской Федерации от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ была утверждена Федеральная программа развития образования в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Сроки реализации Программы – 2000-2005 годы. Главная цель Программы – «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования».

Другая Федеральная целевая программа - "Дети России" на 2003-2006 годы, разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 292-р, включает в себя пять подпрограмм: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды". Целью данной Программы является «формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: