РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ




1. Предмет и структура религиоведения. Название любой сферы научного знания или какой-либо его отрасли не указывает ни на объект, ни на предмет их исследования. И в религиоведении как отрасли философского знания этимология данного слова не обозначает, что его объектом или предметом является религия как таковая. В противном случае выявление объекта и предмета религиоведения будет уводить в плоскость внешних проявлений религии: форм и уровней существования религиозных взглядов и степени мысленного их постижения; способов проявления и форм протекания религиозных чувств и их интенсивности; средств, способов и результатов культовой практики и характера ее обнаружения; видов религиозных организаций, их типологизации и уровня приобщенности к ним. Такой подход приведет не только к упрощенному пониманию структурообразующих элементов религиозного комплекса, но и функциональности и закономерности религии, а, в конечном счете, – к искажению ее сущности. Не изменив характер подхода к религии вряд ли можно определиться с объектом и предметом религиоведения, что не только верно замечает, но и обосновывает А. Н. Колодный.

Будучи отраслью философского знания, религиоведение в сферу своего исследования также включает отношение «человек – мир». Но философия при рассмотрении своего объекта сосредотачивается как на человеке, так и на мире, их взаимосвязи, соответственно чему формируется ее предмет. Религиоведение в решении проблемы отношения «человек – мир» на первый план выдвигает человека-индивида, ибо важно рассмотрение индивидуального существования человека, при этом также не вне мира и не в противопоставлении ему, а в контексте бытия этого мира. Иначе и быть не может, ведь любая религиозная система занимается не столько картиной мира, сколько человеком в нем. Трансформировав отношение «человек – мир» в отношение «человек – сверхъестественный мир» (вера в который характеризует любую трансцендентную форму религии и является ее основополагающим и непременным признаком), религия делает своим объектом процесс самоопределения человека в мире через веру в свою причастность к миру сверхъестественного. Утверждение в мире и в многообразии форм проявлений его бытия божественной сущности и пробуждение в человеке на основе веры в нее ощущения божественности этого мира и наличия в себе чего-то сверхъестественного, делает религию специфическим средством человеческого самоопределения в мире. Через ощущение своей причастности к Абсолюту происходит внелогическое осознание человеком в структуре своей религиозности мира в себе и себя в мире. Это особое внутреннее состояние человека, которое выражает его единство с трансцендентным и говорит о его соответствующем самоопределении в мире, выступает объектом религиоведения.

Но религиоведение занимает не только личностное состояние, внутренний религиозный опыт, его описание. Религиоведение по своему строению и структуре, содержанию дисциплинарных областей знания, его многоаспектности исследует и интерпретирует религию и на логическом уровне: закономерности возникновения, существования и развития религии; основные элементы религиозного комплекса, их динамику развития и взаимодействия, место и роль в нем и в жизни верующего; многообразный и не единый в своем проявлении функциональный спектр религии, ее значение в государственно-политической и идеологической сферах жизни общества, в культурно-историческом процессе, в духовно-нравственном становлении людей. Религия во всем единстве ее структуры, функциональности и закономерности, отражающем личностный религиозный опыт, есть предмет религиоведения.

Предмет религиоведения не исчерпывается исследованием исключительно трансцендентных форм религии, основывающихся на вере в потустороннее. Существуют еще светские и гражданские религии, которым, при всей их специфике, характерны все основные черты, присущие трансцендентным формам религии.

Различные исходные мировоззренческие позиции, разные культурные традиции, социальные интересы даже в условиях деятельности в рамках одной и той же предметной сферы – религии – порождают определенные расхождения во взглядах на нее вплоть до образования противоположных учений о ней – религиозных и нерелигиозных. Неслучайно (А. Н. Колодный, В. И. Лубский, И. Н. Яблоков и др.)выделяют конфессиональное (богословское) и неконфессиональное (академическое, светское) религиоведение.

Светское религиоведение в процессе конституирования не ограничивается выделением и характеристикой своего объекта и предмета. Этот процесс связывается также с вычленением структуры религиоведения. Среди основных структурообразующих дисциплин религиоведения выделяют: историю, географию, социологию, феноменологию, психологию и философию религии. Это не значит, что ими исчерпывается его дисциплинарная структура. В нее включают и этнологию религии, лингвистическое и сравнительное религиоведение, и антропологию религии и др. Их многообразие не только указывает на изучение каждой из религиоведческих дисциплин специфического аспекта бытия религиозного феномена, но и показывает содержательное богатство религиоведения как науки и учебной дисциплины.

История религии – отрасль религиоведения, которая занимается изучением происхождения религии и внутренними процессами ее эволюции, а также описанием и постижением истории данного феномена в его социально-культурных связях. История религии на основании разных подходов исследования становления религии изучает ее реальную историю возникновения и эволюции. А осмысление сущности и смысла реального религиозного процесса в истории общества становится предметом историософии религии.

География религиидисциплинарное образование религиоведения, которое изучает взаимодействие в системе «религия естественно-географический ареал» и многообразные конкретно-исторические проявления их взаимовлияния.

География религии, с одной стороны, рассматривает влияние природно-географических условий на религию в отношениии ее возникновения, значения в дальнейшем воспроизводстве, появлении и распространении определенных исторических типов религии, их трасформацию или исчезновение, наличие религиозных образований автохтонного населения и их влияние на судьбу только что распространенных среди них религий. С другой стороны, раскрывает влияние религии на территорию ее распространения: многообразие и вес местных религий, судьбу местных религиозных течений под действием распространяющихся со временем религий, динамику изменений религиозной принадлежности населения.

Социология религииодна из отраслей религиоведения, исследующая религию как сложный в своих проявлениях социально обусловленный и детерминирующий общество, группы и индивида феномен. Опираясь на ряд концептуальных подходов (компаративно-типологический, структурно-функциональный, феноменологический, эмпирически-дескриптивный и др.) и уровней (теоретический и эмпирический) социального осмысления религиозного феномена, социология религии изучает социальные основы религии, ее возникновения, закономерности развития и функционирования как структурного компонента общества. Ею исследуется структура и структурообразующие элементы религиозного комплекса, его место, функции и роль в системе социума, действие на другие составляющие этой системы и их обратное влияние на него. Она рассматривает также формы и последствия взаимодействия и взаимовлияния религии и других социальных подсистем, тенденции развития их взаимосвязи.

Феноменология религии (от греч. φαινόμενον – являющееся и λόγος – учение) – религиоведческое направление рационально-конструктивистского постижения религии и интерпретации религиозных смыслов и значений ее феноменов.

На основе соотношения представлений, идей, целей, мотивов субъектов коммуникации с точки зрения религиозных смыслов, а также интерпретации интенции (от лат. intentio – намерение, направленность) религиозного сознания, которая породила эти смыслы, феноменологи религии стремились увидеть религию такой, какой она есть реально в своих проявлениях, описать и классифицировать их без каких-либо мировоззренческих предубеждений и идеологических манипуляций. Опираясь на такие понятия, как «священное», «нуминозное» и проч., на своеобразные концепции субъекта религиозного сознания, объекта веры, а также религиозного акта, в котором последний осмысливается, феноменологи религии считают именно феноменологический анализ как единственно возможный способ осмыслить и сформировать религиозность не как формальное выполнение канона, а как переживание трансцендентного смысла, скрытого непосредственно в человеческой истории.

Психология религиирелигиоведческая дисциплина, изучающая психологические истоки религии и психологический аспект проявления ее феноменов на внутренне психологическом уровне верующих и во внерелигиозном психологическом климате жизни общества, групп, индивида. Психология религии на основе обще- и индивидуально-психологических подходов, специальных методов и теорий изучает психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религии в общественной, групповой и индивидуальной психологии. Она исследует религиозные чувства и переживания, религиозный опыт, религиозные настроения, мотивы и установки, их содержание и особенности, структуру и направленность, место и роль в религиозном комплексе, а также влияние на жизнедеятельность индивида, групп, общества.

Философия религииэто базовая отрасль религиоведения, в рамках которой осуществляется рациональное постижение природы и сущности религии и интерпретация ее феноменов. Сформированная в системе философского знания, философия религии изучает онтологические и гносеологические основы феномена религии, занимается раскрытием возможных подходов к его определению и выработкой философского понятия религии, решением вопроса о специфике философского (по сути, рационального) осмысления религии, о форме (т.е. интерпретации) этого осмысления и о толковании проявлений (фактов, идей, символов, смыслов, ценностей и т.п.) данного феномена (в понятиях), а также выявлением собственного (философии религии) статуса в системе религиоведческих знаний, структурной наполненности и соответствующей ее многоаспектности рассмотрения своего объекта.

Процесс постоянного изменения и расширения сферы проявления религиозного феномена такой же непрерывный, как поиск и объяснение все новых и новых этих его проявлений.

2. Методологические основы, основные черты и функции религиоведения. Исходным пунктом и основанием развития всей дисциплинарной системы знаний религиоведения являются принципы (от лат. principium - начало, основа). Такими в религиоведческом познавательном процессе есть конкретно-научные и общенаучные принципы.

Среди оснований, которые определяют процесс постижения религиозного феномена, А. Н. Колодный выделяет ряд фундаментальных принципов религиоведения: объективности, историзма, дуальности, общечеловечности и т.п.

Принцип объективности исходит из того, что при субъективности любого процесса, происходящего в обществе, чтобы в ходе религиоведческого познавательного процесса формирование содержания знаний о религии было независимым от субъективных проявлений (имеются в виду преувеличенно-эмоцио­нальные и/или непомерно рационализированные... состояния человека, которые приводят к определенным преимуществам, и в итоге – к субъективизму: предубежденности, заангажированности, тенденциозности и др.) и, тем самым, чтобы этот процесс отображал религиозные феномены в их объективных свойствах, связях и отношениях.

Принцип историзма нацеливает на объяснение возможности и необходимости религии, на вичленение и рассмотрение ее исторических этапов существования и типов функционирования, выявление и раскрытие их взаимосвязи и механизма изменений в ходе ее истории, на содержательный анализ современного состояния этого феномена и на прогнозирование тенденций и перспектив его развития.

Принцип дуальности обязывает исходить из положения, что религия, основываясь на своем главном специфическом признаке – вере в сверхъестественное, удваивает мир на естественный, который является объективно сущим и познаваемым на основе законов логики, и сверхъестественный, именно который для любой религии и реальный, и субстанциональный. Для религиозной веры всегда характерно такое переплетение естественного и сверхъестественного миров, которое ставит в «зависимость» мир действительный от трансцендентного. Поскольку для всех религий в определенной форме свойственен взгляд на мир природы и человека, постольку при рассмотрении религиозных представлений о нем, его происхождении, строении и будущем и необходимо использовать принцип дуальности.

Принцип общечеловечности, рассматривая религию в контексте социальных, духовных, правовых и других реалий современности, требует учитывать, что в религиозной системе ценностей функционируют не только собственно религиозные, но и общечеловеческие ценности. Хотя общечеловеческое находит в религии трансцендентный характер, оно выступает в качестве особенной формы выражения потребностей и интересов реальной жизни человека.

Вокруг этих принципов группируются и их дополняют соответственно другие ряды принципов: внеконфессиональности, плюрализма, целостности; конкретности, актуализации, этничности, конфессиональности; трансцендентности, мистичности, священного и т.п. Достаточно широкое проблемное поле религиоведения допускает использование и ряда других принципов его исследования: толерантности и терпимости, правового обеспечения свободы совести, культурологического, антропологического и др.

Основания получения знаний о религии во многом имеют отношение и к изучению свободомыслия. Это относится и к понятийно-категориальному аппарату ее исследования.

Отражение религиоведением своего предметного поля осуществляется на основе форм мысли: понятий и категорий. Среди специальных реллигиеведческих понятий выделяют: «анимизм», «верующий», «церковь», «святое», «религиозные праздники» и т.п. К специальным религиоведческим категориям относят такие, как «религия», «сверхъестественное», «религиозная вера», «религиозный опыт», «сакрализация» и др. Эти формы человеческого мышления, отмечает Б. О. Лобовик, являются исходными в познании общих и сущностных свойств, связей и отношений религии. Они позволяют постигнуть сущностные характеристики разнообразных феноменов предметного поля религиоведения, а также отобразить их целостность, представить предмет исследования в его определенной завершенности и внутреннем единстве.

Дисциплинарная структурированность религиоведения обусловливает и необходимость соответствующего к ней выделения рядов понятий и категорий дисциплинарной структуры религиоведения. Каждая из структурообразующих дисциплин содержит свою систему понятий и категорий, которая включает определенные понятийно-категориальные подсистемы, которые образуются базовыми категориями системы, а также блоки и ряды категорий и понятий этих подсистем.

Вместе с собственными понятиями и категориями, религиоведение включает общефилософскую и социально-философскую терминологию: «существование», «сознание», «познание», «отражение», «образ», «символ», «производство», «формация», «цивилизация», «культура» и др., а также термины по логике, этике, эстетике: «знак», «значение», «смысл», «совесть», «ответственность», «милосердие», «сочувствие», «красота» и т.п. Понятийно-категориальный аппарат религиоведения связан также с общенаучными мыслительными образованиями: «система», «структура», «функция», «роль», «закон» и др. Не обходится религиоведение и без конкретно-научных форм мысли: «эпоха», «право», «иллюзия», «вера», «чувство», «настроение», «страдание», «общение», «язык», «жизнь», «смерть» и т.п., которые, как и общенаучные и вообще общего назначения понятия и категории, наполняются соответствующим конкретным содержанием. Это важный методологический инструментарий для процесса осмысления сущности религии.

Кроме специальных и общих понятий и категорий в структуре светского религиоведения особое место занимают термины религиозного характера: «Бог», «ангел», «сатана», «пекло», «рай», «нирвана» и т.д. Они, при всем их религиозном смысле и назначении, имеют здесь другое значение, хотя необходимо постоянно учитывать и их религиозное толкование.

Все эти понятия и категории составляют теоретическую базу религиоведения и являются важными концептуальными конструктами изучения его предметного поля.

Широта проблемного поля современных религиоведческих исследований требует использования большого числа разнообразных методов (греч. μέJodoς – путь) этих исследований. В религиоведении применяются известные и содержательно представленные в соответствующей литературе методы: универсальные (философские), общенаучные и конкретно-научные, эмпирические и теоретические, а также много других методов: системный, диалектический, обобщения и спецификации, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, моделирования, наблюдения, экстраполяции, абстрагирования и т.д. Структурная разветвленность религиоведения допускает использование в каждой из его дисциплин также своих методов. Вместе с этим дисциплинарная комплексность религиоведения для обеспечения широких познавательных возможностей процесса исследования религии, как считают В. И. Лубский, И. Н. Яблоков и др., вызывает необходимость интеграции многих приемов и процедур этого процесса и вичленения ряда основных методов постижения данного феномена.

Каузальный метод как способ изучения причинно-следственных связей объективной реальности в религиоведении способствует выявлению причин возникновения и эволюции религии в ее многообразных формах проявления. Важным положением этого метода является то, что религия не есть причина самой себя и не может быть постигнута лишь из самой себя. Каузальный метод показывает и проясняет сложность процесса причинения, т.е. происхождения (порождения) феномена религии в рамках определенных причин и условий общественной жизни.

Генетический метод – это способ выведения из начального этапа последующих, который таким образом позволяет из исходного этапа становления религии воспроизвести все другие этапы ее эволюции, а также, начиная с момента возникновения религиозного феномена, отразить происходящие с ним процессы. Важно то, что этот метод дает возможность не только раскрыть истоки религии и определить главные этапы ее эволюции, но и выявить промежуточные звенья в цепи этой эволюции, установить переходы и связки как традиционных исторических типов религии, так и новых религиозных течений, а также предвидеть основные тенденции и перспективы развития данного феномена.

Типологический метод – совокупность приемов и процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. С помощью такого способа получаются статистически стойкие группы признаков объекта, которые являются основанием для отнесения его к соответствующему типу. В результате применения типологизации к религиозным феноменам можно выделить исторические типы религий, типы религиозных и нерелигиозных индивидов, типы религиозных объединений и т.д. Классификация должна включать четкое выделение и определение религиозного классифицируемого феномена, схватывать его сущностные и типические черты, затрагивать как общее, так и особенное в нем, отражать динамику развития и, при этом, стремиться к максимально возможной объективности. Вместе с этим типология предоставит содержательную классификацию религиозных феноменов, которая позволит адекватно не только представить каждый из них, но и охарактеризовать тенденции как их развития, так и феномена религии вообще.

Сравнительно-исторический метод есть такой способ постижения мира, его предметов и явлений, процессов с ними происходящих, который на основе связи сравнения и историзма в отношении феномена религии позволяет познать и сопоставить разные исторические этапы развития одной и той же религии в исторически различные моменты времени, а также соотнести разнообразные религии, существующие в истории одновременно, но находящиеся на разных этапах развития этой истории. Тем самым этот метод дает возможность установить сходство и специфику религиозных феноменов, определить устойчивое, инвариантное в их развитии. А проведение на основе этого метода исследований развивающейся религии, поможет выявить произошедшие у нее изменения, реконструировать особенности и тенденции ее развития и, в конечном счете, общий ход этого развития.

Структурно-функциональный метод состоит в выявлении стабильных элементов, их устойчивых связей и количественных отношений, а также выполняемых ими функций в рамках определенной системы. Он позволяет раскрыть структуру и функционирование религиозного комплекса как такового, т.е. его основных элементов, их функциональность и соотношение друг с другом, с другими элементами и комплексом в целом. Такой же анализ может быть проведен и относительно тех элементов, которые сами являются системой (подсистемой), и отдельных религиозных направлений и их ответвлений, а также с ними, религией в целом в разных социальных структурных срезах, как и подсистемы общества вообще. Познание структурно-функциональной упорядоченности религии предоставит возможность прогнозировать разные процессы и осуществить управление ими.

Герменевтический метод – способ понимания объекта, осуществляющийся на основе постижения его смысла и последующей интерпретации последнего. Данный метод позволяет с разных позиций осуществить выявление смыслов собственно содержания религии, сакральных текстов, творений религиозных авторитетов и их истолкование, соотношение первотворений, сложившихся в тот или иной исторический период, с авторским пониманием, понимание самих интерпретаторов, т.е. сообщений, которые хотели передать в будто бы независимых интерпретациях ее авторы, будь это религиозные тексты, другие религиозные феномены или феномен религии как таковой.

Сознательное использование этих и других методов светского религиоведения дает возможность успешно постигать разные феномены религии, а вместе с этим, приближаться к познанию и ее сущности. Это касается собственно и свободомыслия.

Складываясь как относительно самостоятельная отрасль знания, религиоведение по мере многовекового процесса своего становления обретало определенные особенности, которые сегодня и стали его характерными чертами.

Современное светское религиоведение характеризует, как отметил А. Н. Колодный, в первую очередь, мировоззренческий плюрализм (лат. pluralis – множественный). Это не случайно, потому что изучение религии должно и может адекватно вестись соответственно сложившемуся разнообразию мировоззренческих установок.

Отсюда академическое религиоведение оставаться таким может только будучи нейтральным. Это значит, что надо изучать весь имеющийся спектр конфессий, а также разных форм религии: трансцендентных, светских, гражданских. Как мировоззренческий плюрализм, так и нейтральность дает возможность религиоведению избежать направленности лишь на объяснение религии.

Это позволяет говорить об открытости современного религиоведения для анализа и религиозного комплекса, и свободомыслия.

А поскольку исследование как религиозных, так и нерелигиозных феноменов в жизни людей имеет в религиоведении историко-сравнительный характер, то и религиоведение обнаруживает такую свою черту, как сравнительность.

Раскрытие вопросов возникновения, функционирования и развития как религии, так и свободомыслия характеризует историзм религиоведения.

Исследование религии современным религиоведением характеризует системность. Религиоведение, будучи комплексным знанием о своем предмете, включает элементы антропологии, социальной психологии, социологии, философии религии, этнографии. Оно занимается позитивным изучением религиозной жизни в его взаимоотношениях и связках со светской социальной средой. И сама религия на практике есть сложный и переменчивый духовный феномен, каждый из определенных компонентов внутренней и внешней структуры которого не просто прямо или опосредованно связаны и взаимодействуют друг с другом, но и не существуют друг без друга.

Современное религиоведение характеризуется также полиметодичностью. Религия, будучи сама содержательно и функционально наполненной, имея свою структуру и закономерности своего развития, а потому, выступая сложным для анализа явлением, взаимодействуя с другими феноменами и, тем самым, постоянно находясь с ними в режиме взаимовлияния, требует для своего осмысления знаний других наук.

Многообразие этого мира, многовариантность взаимодействия религии и свободомыслия с ним, разброс позиций в отношении его понимания преломились в критическом анализе достижений процесса становления религиоведения как отрасли знания в выработанных современным светским религиоведением собственной дисциплинарной структуры, принципов, понятийно-категориаль­ного аппарата и методов исследования религиозного феномена, а также свободомыслия. В этом проявился не только творческий характер религиоведения, но и его способы действия, т.е. функции религиоведения в обществе и, как результат, роль в его жизни.

В функциональном спектре светского религиоведения одной из важнейших является методологическая функция, кторая позволяет достичь главной цели религиоведения как науки и учебной дисциплины – раскрыть сущность религии и, в результате, получить глубокое, всестороннее, систематизированное и объективное знание о данном феномене и выработать адекватное к нему отношение во всех формах и сферах его проявления.

Стремление к максимально возможной объективности в исследовании религии и свободомыслия ведет религиоведение к обретению исключительной роли в становлении мировоззрения. Его мировоззренческая функция имеет значение в формировании непредубежденных, непредвзятых, беспристрастных взглядов, норм и установок, которые позволят человеку соответствующим образом выделить себя из мира, понять его, себя и других людей в нем, определить свое место в этом мире, отношение к нему, самому себе и другим людям, их и свои намерения и пути реализации этих намерений на практике.

Будучи составной частью гуманитарной подготовки, академическое религиоведение выполняет образовательно-просветительную функцию. Знания религиоведческих проблем вносят весомый вклад не только в постижение религии и свободомыслия как явлений мировой и отечественной культуры. Эти знания важны и в овладении других феноменов культуры.

Можно говорить и о духовно-практической функции религиоведения, ибо овладение религиоведческой проблематикой есть своеобразный путь к самому себе и к другим людям, а значит, к социально-политическому оздоровлению общества, его духовно-нравственному возрождению и, как итог, – к сохранению цивилизации.

Функциональный спектр религиоведения не исчерпывается данными функциями. Вместе с ними оно выполняет регулятивную, интегративную, коммуникативную, морально-психологическую, культурологическую и другие функции.

3. Сущность и структура религии. Слово «религия» (лат. religio – благочестие, святыня, предмет культа) имеет разнообразные определения. Это объясняется сложностью самого феномена, его исторической изменчивостью и многообразием функций. Но у религии имеется ряд признаков, по которых (при их наличии) можно определить тот или иной феномен как религию.

Основу религии составляет вера в существование сверхъестественного. Она не требует доказательств, носит эмоционально-чувственный характер и предполагает установление двухсторонних отношений верующего со сверхъестественным.

Религия как сложная социальная система имеет свою внутреннюю структуру. В нее входят следующие основные элементы религии: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание это, основанная на вере в сверхъестественное, систему взглядов, чувств и представлений, идей и теорий, в которых отражается объективная реальность.

Выделяют два уровня религиозного сознания: обыденный, который проявляется в форме религиозной психологии, и теоретический, обнаруживающий себя в форме религиозной идеологии.

Религиозная психология включает чувства, взгляды, образы, стереотипы, установки, настроения, а также возникшие на их основе (несистематизированные) представления и идеи. Это эмоциональный уровень, который непосредственно отражает условия жизни людей. Процесс его формирования носит индивидуально-личностный характер.

Теоретический уровень находит свое оформление в виде устоявшегося вероучения. Это систематизированный и рационально представленный взгляд на мир, общество и человека, который оформляется и развивается богословами и находит свой окончательный вид в религиозной литературе.

Уровни религиозного сознания взаимосвязаны. Во-первых, религиозная идеология формируется, распространяется и сохраняется на базе религиозной психологии. Во-вторых, изменения в религиозной психологии, вызванные изменениями условий существования верующих, ведут к изменениям в религиозной идеологии. В-третьих, религиозная идеология оказывает влияние на религиозную психологию, систематизируя идеи и представления, возникшие на ее основе.

Религиозный культ – это символическая по своему характеру деятельность, которая связана с отношением к сверхъестественному. Культ включает обряды, таинства, молитвы, богослужения, праздники и т.п., через которые и находят свое конкретное отражение религиозные чувства и взгляды.

Формы культа зависят от конфессии и может проявляться от культового танца вокруг предметов поклонения до сложных богослужений и паломничества к святым местам. Культ имеет объект – это сверхъестественное, предмет – образы внешних объектов (фетиши и др.), процессы и явления в виде духов, богов и проч., а также психологические феномены, поклонения, субъект – отдельный верующий либо религиозная группа, средства – религиозые сооружения (храмы, мечети, синагоги и т.д.), религиозное искусство (музыка, живопись, скульптура и др.), культовые предметы (церковная утварь, крест, свечи и проч.).

Религиозные организации – это возникшие в период дифференциации общества и существующие доныне объединения верующих, основанные на общности верований и культовой практики. Их основные функции: организация религиозной жизни; контроль за поведением и осуществление религиозных санкций против нарушителей религиозных распоряжений; разработка вероучения; управление культовой деятельностью; установление и поддержка связей с другими религиозными объединениями, государством и т.д.

Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация и др.

Церковь (греч. κυριακος (οικια) – Божий Дом) – сравнительно широкое строго централизованное иерархическое объединение священнослужителей (клир) и непостоянное и не строго контролируемое большое количество прихожан (мирян). В ней постоянно воссоздается, сохраняется и координируется обрядово-культовая сторона религии. Церковь занимается и нерелигиозной деятельностью: хозяйственной, издательской, образовательной и проч.

Секта (от лат. seco – разделять или secta – учение, направление, школа) – это возглавляемое, как правило, харизматичным лидером, которое провозглашает принцип добровольности объединения и равенство его членов, стремится к строгому соблюдению определенного этического кодекса и религиозных предписаний, а также претендует на избранничество, исключительность и изолированность.

Деноминация (от лат. denominatio – наименование) – это промежуточный (между церковью и сектой) тип религиозной организации, которая находится в стадии становления и хириктеризуется, с одной стороны, строгой централизацией и иерархическим принципом управления, открытостью во взаимодействии с другими религиями и государством, с другой – претензией на исключительность учения и избранность членов, их строгий контроль, отрицанием возможности каждому верующему возродиться и спасти свою душу и т.д.

Религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации составляют единый религиозный комплекс. Так, содержание культа определяется религиозно направленными представлениями и чувствами. В свою очередь культ поддерживает и укрепляет эти представления, обостряет чувства верующих. Религиозные организации их систематизируют, упорядочивают, приводят в соответствие с требованиями времени и организуют всю деятельность верующих.

Согласно другой точке зрения, имеющейся в религиоведении, в структуре религии можно выделить следующие основные части:

сверхъестественное – персональный (напр., Иисус Христос) или имперсональный Абсолют (нирвана);

вера как основа религии, являющаяся особым психическим состоянием полного признания и принятия какого-то утверждения или установки без достаточных обоснований. Вера здесь рассматривается как состояние личной связи отдельного человека, прежде всего, со сверхъестественным;

вероучение как систематизированное изложение содержания веры в догматах, религиозных истинах (вера в бытие сверхъестественного, исповедание его как начала всего существующего и убежденность в способности к общению, к единению и совершенной, вечной жизни с ним), признанных раз и навсегда неизменными. К содержанию вероучения относят и религиозные взгляды относительно разных сфер человеческой жизни. Эти взгляды могут выражаться не только на языке строгих догматических формулировок, но также при помощи специальных мифоконструкций.

культ как система (упорядоченная совокупность) определенных, детализированных индивидуальных и коллективных обрядов (молитва, поклоны, жертвоприношение и т.п.), с помощью которых человек мистическим образом общается со сверхъестественным;

религиозные организации как оформленное объединение верующих одной религии, чаще всего возглавляемое служителями культа.

Выделяют и другие элементы религии (догматическое и моральное учение, аскетические принципы и правила духовной жизни и др.), которые считают органически и логически связанными с основными ее частями. Но их стержнем чаще всего предстает религиозная мораль. К примеру, в буддизме главной этической идеей является сострадание; в христианстве – любовь; в исламе – братство.

4. Религия и общество. Социальная роль и основные функции религии. Религия встречается во всех известных нам обществах. В этом смысле она представляет собой сложный социальный феномен, изучение которого необходимо для понимания общества как целостного организма. Но осмысление религии не сводится к выяснению ее истинности или ложности религии. Вопрос состоит в том, насколько она влияет на общество.

В истории философии и науки существовали различные подходы в определении социальной р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: