Анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях за 1999-2004 годы




Ряд динамики – последовательность одноименных показателей, расположенных в хронологическом порядке и характеризующих развитие изучаемого явления. Уровни ряда могут задаваться абсолютными, относительными и средними величинами.

Аналитические показатели характеризуют изменение уровней ряда в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. В случае, когда сравнение проводится с периодом времени, начальным в ряду динамики, получают базисные показатели (с постоянной базой сравнения). Если же сравнение производится с периодом времени, непосредственно предшествующим отчетному, то говорят о цепных показателях (с переменной базой сравнения).

Абсолютный прирост характеризует темпы увеличения или уменьшения исследуемого явления за определённый промежуток времени.

а) цепной б) базисный

Темп роста – отношение данного уровня явления к предыдущему (цепной темп роста) или начальному (базисный темп роста) выраженное в процентах.

а) цепной б) базисный

Темп прироста – отношение абсолютного прироста к предыдущему или начальному уровню, выраженному в процентах. Темп прироста можно рассчитать по данным о темпе роста, для этого от темпа роста необходимо отнять 100 или от коэффициента роста 1.

а) цепной б) базисный

Абсолютное значение одного процента прироста – отношение абсолютного прироста к темпу прироста.

Рассчитаем основные показатели рядов динамики на основании данных, приведенных в таблице 13.

 

Таблица 13

Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей) в РФ

           
Число детей на 100 мест            

Таблица 14

Динамика обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей)

годы численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях Абсолютный прирост Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1% прироста  
цепной базисный цепной базисный цепной базисный  
    - - - - - - -  
        103,8 103,8 3,8 3,8 0,789  
        101,2 105,1 1,2 5,1 0,83  
        103,6 108,9 3,6 8,9 0,83
        102,3 111,4 2,3 11,4 0,87
        104,5 116,5 4,5 16,5 0,89

 

Судя по полученным данным, число детей приходящихся на 100 мест в детском саду с каждым годом неуклонно растет. Так с 1999 года прирост составил 16,5%. Исходя из данных, рассчитанных в таблице 14, можно сделать вывод, что рост не прекратится, а только ускорится, и в скором времени мест в ДОУ будет не хватать.

Одной из важнейших задач статистики является определение в рядах динамики общей тенденции развития явления. С этой целью ряды динамики подвергаются обработки одним из следующих методов:

1. Приведение рядов к одному основанию.

2. Разбивка ряда на короткие периоды.

3. Сглаживание способом скользящих (подвижных) средних.

4. Метод аналитического выравнивания.

1.Приведение ряда к одному основанию. Суть этого метода в том, что показатели каждого ряда выражаются в % к первому или любому другому члену ряда.

Из таблицы 15 видно, что численность детей приходящихся на 100 мест в ДОУ с каждым годом растет, причем как в городах, так и в сельской местности.

 

 

Таблица 15

Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях

(на 100 мест приходится детей)

  всего город село В % к 1999 году
всего город село
             
        103,8 103,5 103,3
        105,1 105,9 108,3
        108,9 108,2 111,7
        111,4 111,8  
        116,5 116,5  

 

2. Разбивка ряда на короткие периоды. Для выявления тенденций длинных колеблющихся рядов их разбивают на более короткие периоды, а затем определяют уровень по каждому периоду.

3. Сглаживание способом скользящих (подвижных) средних применяют с целью сглаживания колеблемостим, вызванной действием случайных величин.

 

Таблица 16

Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях

(на 100 мест приходится детей)

год число детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях Подвижные средние
за два года за три года
       
    80,5 81,3
    82,5 83,7
    84,5 85,7
      88,7
       

 

Иллюстрация действия данного метода представлена на рисунке 3. На графике заметно постепенное сглаживание линий.

 

Рис. 3. Метод скользящих средних.

4. Метод аналитического выравнивания. Суть этого метода заключается в нахождении такого уровня плавного движения ряда, который, приближаясь к первоначальному (эмпирическому ряду), будет наиболее полно характеризовать основную тенденцию динамики. Для этого уровни ряд уусловно рассматриваются как функция времени t, а фактические уровни ряда заменяются такими теоретическими, которые наименее отклоняются от эмпирических. Выравнивание происходит по методу наименьших квадратов.

В зависимости от года t число детей приходящихся на 100 мест в ДОУ изменяется по закону:

Yтеор. = a0+a1t, где a0, a1 – параметры уравнения регрессии.

Найдем параметры уравнения регрессии, решив систему уравнений, составленную по методу наименьших квадратов:

Промежуточные значения расчетов приведены в таблице 17.

 

Таблица 17

год №   число детей приходящихся на 100мест в ДОУ t2 t*y Yтеор
          78,857
          82,314
          83,771
          86,228
          88,685
          91,142
Итог         510,997

 

Значит Yтеор.=76,4 + 2,457t

Полученные данные изображены на рисунке 4.

Линия Yтеор., сглаживая колебания конкретных значений уровня, четко отображает неуклонный рост числа детей приходящихся на 100 мест в ДОУ.

Рис. 4.Фактическое и расчетное число детей приходящихся на 100мест в ДОУ

 

Корреляционный анализ

Корреляция - это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.

Основными задачами корреляционного анализа является определение формы и количественной характеристики связи, количественное определение тесноты связи между двумя признаками.

Если связь линейная, то теснота связи оценивается линейным коэффициентом корреляции:

,

Исследование взаимосвязи числа родившихся и численности детей в ДОУ проведем на основе данных приведенных в таблице 18.

 

Таблица 18

Число родившихся и численность детей в ДОУ

Год родившихся, тыс чел. (X) Числ-ть детей в ДОУ, тыс. чел., (Y)
    1311,6 4246,3
    1397,0 4267,3
    1477,3 4321,27
    1502,5 4422,57
  ИТОГ 5688,4 25745,34

Предположим, что форма взаимосвязи этих показателей является линейной, т.е. ее можно представить в виде: у=а01х, где х – число родившихся, у – число детей в ДОУ.

Определим параметры уравнения регрессии, для этого используем метод наименьших квадратов.

 

Расчеты приведены в таблице 19.

 

 

Таблица 19

Год x y xy Y
  1311,6 4246,3 1720294,56 5569447,08 4315,3556
  1397,0 4267,3   5961418,1 4314,587
  1477,3 4321,27 2182415,29 6383812,171 4313,8643
  1502,5 4422,57 225706,25 6644911,425 4313,6375
ИТОГ 5688,4 17257,44 6080025,10 24559588,78 17257,4444

 

Итак, уравнение регрессии имеет вид:

Рис.5. График регрессии

Определим тесноту связи между числом родившихся и численностью детей в ДОУ, для этого вычислим линейный коэффициент корреляции . Расчеты представлены в таблице 20.

Таблица 20

X Y
  1311,6 4246,3 -110,5 -68,06 7520,63 12210,25 4632,1636
  1397,0 4267,3 -25,1 -47,06 1181,206 630,01 2214,6436
  1477,3 4321,27 55,2 6,91 381,432 3047,04 47,7481
  1502,5 4422,57 80,4 108,21 8700,084 6464,16 11709,4041
5688,4 17257,44     17783,35 22351,46 18603,9594

 

Полученное значение линейного коэффициента корреляции говорит о наличии высокой прямой связи между изучаемыми явлениями, т.е. при увеличении числа родившихся увеличивается и численность детей в ДОУ и, наоборот, с уменьшением числа родившихся уменьшается и численность детей в ДОУ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: