ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ РЕЛИГИИ 6 глава




Со времен Константина роль императорской власти в делах Церкви значительно усиливается. Она в основном созывает Соборы и утверждают их решения, придавая им силу государственных законов. Поддерживая императоров, Церковь использовала государственные средства насилия для решения своих внутренних разногласий.

В 325 г. в Никее в Малой Азии по инициативе Константина для окончательного решения ряда спорных вопросов был созван Собор. Он осудил учение Ария, приняв некоторые постановления относительно церковной организации, а также Символ Веры (его половину). Именно после Никейского собора произошло оформление одной Ортодоксальной (Православной) Католической (Вселенской) Церкви.

В 4 в. императором Юлианом (332-363, с 360/363?) была осуществлена последняя попытка возродить прежние языческие культы. Это нашло отражение и в теоретической полемике их сторонников (К. А. Симмах, Гимерий, Прокл, Симплиций, Зосим) с христианами (Евсевий, Пруденеций, Фирмик Матерн, Афанасий, Феодорит, Амвросий, Григорий Назианзин, Аврелигий Августин, Сальвиан).

Но уже было нельзя ни оживить язычество, ни запретить исповедовать христианство. Поэтому не было и гонений на христиан. Было лишь стремление через обновление классических идеалов эллинизма оттеснить христианство. Однако реставрируемое Юлианом язычество оказалось простой копией последнего.

Так из века в век утверждалась христианская вера. И уже никто и ничего не мог ей противопоставить. Последующие императоры не только поддерживали христианство, но и запрещали (как Феодосий I) отправление языческих культов. Константинопольский собор в 381 г. подтвердил решения Никейского и дополнил Символ Веры. Теперь стали преследоваться язычники, а также те, кто не разделял принятый Символ Веры.

Никео-Константинопольский (Никео-Царьградский) Символ Веры:

Верую:

1. В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И в единого Господа Иисуса Христа – Сына Божьего, который прежде всех времен рожден от Отца: Свет от Света, истинный Бог – от истинного Бога; рожден, а не сотворен, единосущный Отцу; Им все сотворено.

3. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Девы Марии; и вочеловечился.

4. Во время Понтийского Пилата распят за нас, страдал и похоронен.

5. И как то было предсказано Писанием – воскрес на третий день.

6. И взошел на небеса, и сидит справа от Отца.

7. И опять придет со славою судить живых и мертвых; Его царствованию не будет конца.

8. И в Духа Святого – Господа Животворящего, который от Отца исходит, который поклоняем и прославляем наряду с Отцом и Сыном и который говорил через пророков.

9. Во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10.Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

11.Ожидаю воскресения из мертвых.

12.И жизни будущего века.

Аминь!

В течение 4 в. осуществлен отбор священных книг христиан. Начиная с 313 г. через длительные совещания, съезды, обмен посланиями был установлен канон. А после Лаодикийского собора (363) списки священных книг были разосланы церквам. В 367 г. были определены все 27 произведений Нового Завета: 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния (греч. πραξις́, πραξεως) святых апостолов, 21 Послание (греч. επιστολή – поручение, установка) апостолов (к различным христианским общинам), Апокалипсис (греч. αποκάλυψις – откровение, объявление), или здесь Откровение Иоанна Богослова. Карфагенский собор (419) окончательно утвердил этот список. Остальные книги были названы апокрифическими (апокриф, греч. απόκρυφος – скрытый, тайный, что происходит от греч. απόκρυπτω – скрывать, держать в тайне), т.е. тайными.

Произошло укрепление церковной организации и официальное оформление церковной иерархии. Первенствующее положение в ней занимали епископы главных городов – метрополий. Выделились духовные лица – священнослужители, которые совершали богослужение и осуществляли руководство церковными организациями. Им подчинялись низшие клирики: чтецы, певчие, помощники дьяконов и т.д. Растет и экономическое могущество Церкви.

Вместе с этим все больше происходил разрыв между провозглашенными идеалами и образом жизни священнослужителей. В том же 4 в., как своеобразная реакция на участие Церкви в мирских делах, распространяется монашеское движение. Появляются совместные жилища аскетов – киновии (греч. кинобиос – совместная жизнь). Это были зародыши монастырей. Вскоре появились и сами монастыри (от греч. μοναστήριον – уединенное жилище), которые быстро распространились на Западе и, особенно в 5-6 вв., на Востоке.

В 395 г. произошло формальное разделение Римской империи на две части – Западную и Восточную. Восточная Римская империя (Византия), более богатая и меньше подвергшаяся опустошительным набегам варваров, просуществовала еще почти тысячу лет. На Востоке сильной императорской власти удалось подчинить себе и Церковь, которая стала ее идеологической опорой.

Судьба Западной империи сложилась иначе. Она подвергалась частым внешним нападениям. Уже в 410 г. в Италию вторглось племя готов. Они захватили и разграбили Рим. В 445 г. Рим снова подвергся нападению, на этот раз со стороны племени вандалов. На месте разрушенной Западной Римской империи возникали королевства варваров. После образования варварских государств Западная Церковь, поддерживая королей-христиан, постепенно завоевывала и укрепляла свои идеологические и политические позиции.

Но в факте коронования Папой императора восточные Патриархи увидели посягательство на их права. Папы и до этого, пользуясь географически-политическим положением, держались независимо от византийских императоров, не подчинялись их эдиктам, а то и протестовали против них. Объединив же свои интересы с франкской династией, папство разорвало связь с Византией.

Если взгляд Римских Пап всегда был далек не только от подчинения императорской власти, но и от установления союза с ней, то Константинопольским Патриархам, даже весьма волевым и талантливым, как Фотий и Михаил Керулларий, не удалось не только возвыситься над царской властью, но даже уравнять с ней патриаршую. Они понимали, кому обязаны своим возвышением на Востоке, где до I Константинопольского собора первенство принадлежало Александрийской кафедре. Борьба за него продолжалась вплоть до Халкидонского собора, которая фактически (начиная с 7 в.) и канонически (в конце 9 в.) завершилась в пользу Константинопольской кафедры.

Начавшись на Востоке, разногласия перекинулись и на отношения с Западом. Ведь константинопольский архиепископ считался вторым после Папы Римского, канонического первенства которого признавать не хотел. Добиться от Пап единовластия и полной самостоятельности Церкви на Востоке ни дипломатическим путем, ни деньгами или подарками, ни яростной полемикой не удалось. Своих прав Папы уступать не желали.

Первый конфликт (раскол) между ними произошел в последней четверти 5 в. и длился 35 лет. Натянутые отношения были и при императоре Юстиниане I (482-565, с 527), и при Папе Вигинии, и в конце 6 в., и во время монофелитских и иконоборческих споров (икона, от греч. εικών – изображение, образ).

Тем не менее, связь между Римом и Константинополем не прекращалась. Но временами она приобретала драматический характер. Это особенно проявилось с половины 9 в. до половины 11 в. Здесь имели место обрядовые и догматические расхождения: опресноки (др.-евр. – печенье), целибат (от лат. caelebs – неженатый), пост в субботу, миропомазание, филиокве (лат. filioque – и от Сына) и проч. Было закрытие в Константинополе латинских церквей и монастырей, послание против латинян. Была и булла (лат. bulla – шарик), предающая анафеме (греч. ανάJημα – то, что отставлено, отлучено) Патриарха и его приверженцев. Имело место ее сожжение и анафема авторам буллы и их последователям. Была и борьба за сферы влияния, прикрываемая обрядовыми и догматическими расхождениями.

Но была ли необходимость в разделении Церкви? Ответы на этот вопрос различны, как и выдвигаемые причины раскола или аргументы, отрицательно обосновывающие ответ.

Как бы там ни было, канонические, догматические и обрядовые отличия между христианским Востоком и Западом были всегда. Однако во всем спектре выделяемых причин, пожалуй, главной, определившей дальнейшую судьбу Церкви, была борьба за власть, приведшая в 1054 г. к великому церковному расколу и образованию Западной (Римско-Католической) и Восточной (Греко-Православной) Церквей.

В 16 в. в период Реформации в Западной Европе произошел еще один великий церковный раскол. От католицизма отпочковалось так называемое «истинное христианство», или протестантизм. Так в христианстве образовалось три основные ветви: православие, католицизм и протестантизм.

4.2.2. Особенности вероучения, культа и церковной организации Православной Церкви. Православие (от греч. ορJόδοξος – правоверие) образовалось в результате церковного раскола в 1054 г., подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную (Византия).

Источником православного вероучения признаны Священное Писание (Библия) и Священное Предание. В Священном Писании Православная Церковь не считает боговдохновенными (каноническими) 11 ветхозаветных книг, хотя и включает их в свои издания. Аргументом против их включения в библейский канон является не их содержание, а то, что они отсутствовали в древнееврейском тексте Библии и появились позже. Эти книги считаются душеполезными лишь для чтения.

В Священное Предание входят решения первых семи Вселенских соборов (4-8 вв.), труды Отцов Церкви (таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Палама, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст), древняя богослужебная практика (древние тексты богослужений и молитв, «правила апостольские», акты мучеников).

Основные принципы православия как вероисповедной системы были сформулированы на Никейском (325) и Константинопольском (381) Вселенских соборах и изложены в Символе Веры (см.: с.177-178 наст. изд.). Центральное место в нем и в православном вероучении вообще занимает вера в Святую Троицу: Бог один, но соединяет в себе три Лица – ипостаси: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Все ипостаси в своей целостности нераздельно обладают всей природой Бога, его различными свойствами (всеведением, вездесущием, всемогуществом и т.п.).

Ипостаси также отличаются друг от друга: Бог-Отец порождает Бога-Сына, Бог-Сын вневременно рождается от Бога-Отца; Дух Святой исходит извечно от Бога-Отца. Все они составляют единую Святую Троицу. Святые Отцы изображали принцип троичности равносторонним треугольником – одной фигурой, каждый угол которой самостоятелен и равен другим.

Православные верят в первородный грех, совершенный первыми людьми Адамом и Евой, в результате которого была осквернена вся человеческая природа; в искупительную миссию Иисуса Христа, который принес себя в жертву за грехи человеческие, открыв тем самым им путь к спасению; в существование бессмертной души, в ад и рай; во второе пришествие Христа, который будет судить живых и мертвых и установит свое вечное царство на земле как на небе.

Большое значение в православии придается культовой деятельности. Ее основу составляют семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, елеосвящения и священство. Под таинством понимается особое священнодействие, в котором под видимыми действиями подается невидимая божественная благодать. В связи с этим все церковные таинства сопровождаются словами: «Благодать Священного Духа».

1. Таинство крещения. Оно совершается через погружение в воду. Считается, что омовение тела дает омовение души. Церковь утверждает, что во время проведения этого таинства происходит освобождение человека от первородного греха (если крестится младенец) и от всех совершенных на тот момент грехов (если крестится взрослый). Человек тем самым обретает духовное рождение.

2. Таинство миропомазания. Его совершают сразу после крещения. Оно как бы дает дополнительные силы для духовного роста и совершенствования. Если крещение снимает тяжесть грехов, то миропомазание изливает благодать Святого Духа. Видимой стороной этого таинства является помазание человека особо освященным маслом – миро. Миропомазание, как и крещение, свершается только один раз в жизни.

3. Таинство причащения (евхаристия). Это одно из самых важных таинств в православии. Считается, что через причащение хлебом и вином человек непосредственно приобщается к личности Христа, его плоти и крови. Причащение дает верующим особое чувство присутствия Иисуса Христа.

4. Таинство покаяния (исповедь). Священник, который получил от апостолов через цепь преемств возможность от имени Бога отпускать грехи, произносит над кающимся определенные молитвы и тот получает освобождение от грехов. Покаяние возможно только при искреннем сожалении о грехах и твердом желании их больше не повторять. Через покаяние человек получает духовное очищение и возможность снова начать свой духовный путь.

5. Таинство брака. Этим таинством навсегда соединяются двое разных по рождению людей в единое целое. Над женихом и невестой читаются особые молитвы, в которых испрашивается у Бога благорасположение к ним как единому организму в двух телах, а также призывается благословение к сохранению семьи, рождению и воспитанию детей. Союз между мужчиной и женщиной освящается Богом, ему придается особое значение полного духовного соединения супругов.

6. Таинство елеосвящения (соборование). Оно осуществляется над больным человеком. Видимая часть таинства состоит в том, что больному смазывают освященным маслом (елеем) лоб, щеки, уста, руки и грудь. При этом читаются молитвы и семь евангельских чтений. Духовное же содержание таинства заключается, по учение Церкви, в том, что отпускаются грехи, которые привели к болезни. Человек получает Божью благодать, с помощью которой он выздоравливает духовно и физически.

7. Таинство священства. Оно совершается путем возложения рук епископа на голову человека, который посвящается в духовный сан. Поэтому это таинство называется рукоположением, или хиротонией (от греч. χείροτονια – действие силой рук). Через него кандидату в священнослужители преемственно передается особая сила Святого Духа. С этого момента он становится посредником между Богом и людьми и может осуществлять все таинства, кроме таинства священства. Его имеет право проводить священнослужитель, имеющий сан не ниже епископа.

С точки зрения Православной Церкви все таинства являются действенными только при одном условии – искренней вере в их подлинность и желании изменить себя.

В православном культе большое значение придается почитанию Богоматери как матери Иисуса Христа, родившую его чудесным образом в результате непорочного зачатия. Без Марии не могло быть чуда воплощения Бога и Спаситель не пришел бы в мир. Чудесное рождение младенца Христа не нарушило чистоту Девы, поэтому православные чтят Марию как Приснодеву. Догмат о почитании Марии Богородицей был утвержден на III Вселенском соборе в Эфесе (431).

Существует в православии и культ святых. Святость понимается как восстановление первоначальной безгрешной природы, которая даруется божественной благодатью за подвижничество. Как правило, это люди, которые прославились своей благочестивой жизнью и аскетическими подвигами во славу Христа или приняли мученическую смерть за веру. Считается, что после смерти они могут творить чудеса ради благих целей. Православные верят, что святые – это посредники между Богом и людьми, миром земным и миром горним, небесные покровители живущих на земле людей. К ним обращаются с молитвенной просьбой о заступничестве.

Православная культовая практика большое внимание уделяет праздникам и постам. Самым главным христианским праздником является Пасха. Он установлен еще в апостольские времена и посвящен воскрешению Иисуса Христа. На Никейском и Антиохийском соборах были установлены правила определения даты празднования Пасхи: она должна отмечаться после еврейской Пасхи, в первый воскресный день после весеннего равноденствия и полнолуния в промежутке между 4 апреля и 9 мая.

Великими считаются также двунадесятые праздники, или двенадцать наиважнейших праздников, восемь из которых установлены в честь событий из жизни Иисуса Христа, четыре – в честь Богородицы (Богородичные). К ним относятся: Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (Богоявление, 19 января), Сретение (15 февраля), Благовещение (7 апреля), Преображение Господне (19 августа), Успение Богородицы (28 августа), Рождество Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господнего (27 сентября), Введение во Храм Богородицы (4 декабря), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, за неделю до Пасхи), Вознесение (на 40-й день после Пасхи), Пятидесятница (Троица, на 50-й день после Пасхи).

Кроме великих в православии отмечаются множество других праздников, посвященных библейским событиям, отдельным святым и т.д.

Большим церковным праздникам, как правило, предшествуют посты. Пост означает воздержание или ограничение себя в чем-то, прежде всего, в пище. Предназначение постов – через ограничение плотских желаний человек должен очистить себя физически, ослабить власть тела над духом и очиститься духовно. Время поста посвящается Богу, молитвам, чтению Священного Писания, размышлению о своих грехах и исповеди.

В православии посты разделяются на однодневные (каждая среда и пятница, а также в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи, Воздвижения Креста Господня, в канун Богоявления и т.д.) и многодневные (Великий – семь недель перед Пасхой, Рождественский, или Филиппов – 40 дней перед Рождеством Христовым, Петров (апостольский) – начинается через неделю после Троицы и продолжается до дня памяти св. апостолов Петра и Павла и Успенский – 14 дней).

Центром культовой деятельности является Храм (Церковь). Он всегда ориентирован с востока на запад, имеет свою символику, в соответствии с которой каждая часть здания или его деталь имеют свое смысловое значение. Православные храмы могут иметь различия в архитектуре, но все они имеют одинаковый план: они состоят из алтаря, средней (внутренней) части и притвора.

Алтарь всегда обращен к востоку, так как считается, что именно оттуда пришло спасение. С востока вместе с Солнцем приходит свет и тепло, от которого верующие в таинствах получают освящение и духовные силы. В алтаре находится жертвенник (на нем хранится церковная утварь, необходимая для литургии, а также готовится хлеб и вино для причастия) и престол (перед ним свершает службу священнослужитель). В средней части во время богослужений находятся верующие. Притвор раньше предназначался для оглашаемых (готовящихся принять крещение), кающихся и отлученных от причастия, которым временно запрещено было находится в храме. Особенностью православного храма является наличие иконостаса, который отделяет алтарь от средней части. На нем в особом порядке расположены иконы. Все православные храмы имеют купола, которые символизируют пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Богу.

Главным храмовым богослужением является литургия (от греч. λειτουργία – служба), во время которой происходит таинство причащения. В состав литургии также входят молитвы, пение духовных песен, чтение Библии, проповеди и др. В литургических текстах многократно говорится о непосредственном присутствии и соучастии «небесных сил» в земном богослужении.

Современная структура и организация Православной Церкви начинается с прихода (низшая церк.-адм. единица – церковь с причтом (духовенство и церковнослужители) и содержащая их община прихожан). Приходы объединяются в округа, последние – в епархии (греч. επαρχία – властвование, начальствование), представляющие собой церковные области, как правило, совпадающие с административно-территориальным делением страны. Возглавляют епархии епископы (греч. επίσκοπος – надзиратель, блюститель), архиепископы (от греч. αρχι- – главный, старший), митрополиты (греч. μητρόπολίτης – епископ митрополии, т.е. главного города области или провинции), иначе говоря, – архиереи (греч. αρχιερεύς – общее название для высших чинов духовенства Православной Церкви, включая и Патриарха), которые обладают всей полнотой апостольской власти: они могут совершать все семь таинств, все виды богослужения, а также освящать миро и антиминсы. Второй священный чин церковной иерархии занимают священники (пресвитеры, от греч. πρεσβύτερος – старейшина). Они могут совершать шесть таинств (кроме таинства священства), а также проводить богослужения. Третий чин – диаконы (от греч. διάκονος – служитель). Они прислуживают во время богослужения, а также при совершении таинств, но сами их совершать не могут. Возглавляет Православную Церковь Патриарх (греч. Πατριάρχης – глава, старейшина рода). Он избирается Поместным собором пожизненно. При Патриархе есть совещательный орган – Священный Синод (от греч. Σύνοδος – сходка, собрание).

Духовенство в православии делится на белое (женатые священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Архиереем может стать только монах (от греч. μονακός – уединенный, одинокий).

С богословской точки зрения православие представляет собой единую (кафолическую) Вселенскую Церковь. Однако, имея сложную иерархическую структуру, православие не имеет единого центра управления. В процессе исторического развития сложилось 15 поместных, или автокефальных (от греч. αυτός – сам и κεφαλή – голова), т.е. самостоятельных церквей.

Еще в древности возникло представление об иерархии поместных церквей, согласно которому существует пять патриархатов, имеющих непреходящее значение: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. После того, как в 1054 г. Рим отпал, первое место занял Константинополь («Второй Рим»), который и открывает диптих (список) православных церквей: Константинопольская (более 2 млн чел.), Александрийская (около 80 тыс. чел.), Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел), Иерусалимская (50 тыс. чел.), Русская (50-100 млн чел.), Грузинская (около 3 млн чел.), Сербская (8 млн чел.), Румынская (16 млн чел.), Болгарская (около 6 млн чел.), Кипрская (420 тыс. чел.), Элладская (Греческая, около 8 млн чел.), Албанская, Польская (500 тыс. чел.), Православная Церковь Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.), Американская (около 1 млн чел.).

Константинопольский Патриарх имеет титул «вселенского», но по отношению к другим церквам является лишь «первым среди равных», и все вопросы церковного управления решают совместно («соборно»).

Помимо автокефальных церквей существуют также и автономные (греч. αυτονομία – самоуправление). Это независимые церкви, входящие в состав автокефальных: Синайская, Финляндская, Японская и некоторые другие.

Все православные церкви связаны общностью вероучения и основных норм церковной жизни.

4.2.3. Характерные черты и своеобразие католического вероучения, культа и организации. Начало формированию католицизма (от греч. καυολικόσ – всеобщий, вселенский), также как и православия, положило падение Римской империи и образование двух религиозных центров – на западе и на востоке. Именно на западе происходит превращение Католической Церкви в субъект мощной политической власти и создание собственной международной церковной организации с единым центром в Риме, с единым главой – римским епископом.

Основой вероучения католицизма признаны Священное Писание (Библия) и Священное Предание.

На Тридентском соборе (1545-1563) было установлено, что никто, кроме Церкви, не обладает правом толковать Священное Писание в соответствии со своими собственными идеями, ибо таким образом извращается его смысл и значение. На этом же Соборе было принято решение, которым запрещалось верующим католикам публиковать какие-либо работы, связанные с толкованием Библии, если они не проверены и не одобрены священниками.

Священное Предание рассматривается Католической Церковью как жизненное приложение к Священному Писанию, как «живой голос» Церкви. Считается, что спасительные истины и правила поведения содержатся как в письменных, так и в устных преданиях, полученных из уст Христа и его апостолов. Священное Предание включает труды Отцов Церкви, таких как К. С. Ф. Тертуллиан, Ириней, Киприан, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин (2-5 вв.), Фома Аквинский (13 в.), решения 21 Вселенских соборов и послания Римских Пап. Как и Священное Писание, Священное Предание объявляется источником Божественного Откровения.

Как и православные, католики верят в Святую Троицу. Согласно Символу Веры, принятому на Никейском (325) и Константинопольском (381) соборах, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Однако на Толедском соборе (589) формулируется филиокве (лат. filioque – и от Сына) как добавление к Символу Веры, а в 1014 г. официально вносится в него Папой Бенедиктом VIII. В настоящее время формула филиокве принята католицизмом как догмат.

Это добавление имело существенные последствия. Оно означает, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, т.е. от Иисуса Христа. А поскольку Церковь, с точки зрения католического учения, является телом Христа, то меняется ее статус: Дух Святой может исходить и от самой Церкви.

Филиокве оказало влияние и на положение Римских Пап. На I Ватиканском соборе (1869-1870) был провозглашен догмат о Папской непогрешимости в вопросах веры и морали. Римских Пап стали называть наместниками Иисуса Христа на земле. Их особый статус обосновывается тем, что они, якобы, унаследовали власть, переданную Христом апостолу Петру, который по церковной традиции, считается первым епископом Рима.

В католицизме существует широкое экзальтированное (от лат. exaltatio – крайне возбужденное или восторженное состояние) почитание Девы Марии. Начиная с 12 в. в католицизме стала распространяться легенда о непорочном историческом зачатии Марии матерью Анной. В 1854 г. это положение получило статус догмата, а в 1950 г. был утвержден догмат о телесном вознесении Богоматери на небо, в соответствии с которым Дева Мария была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954 г. к восьми праздникам Богородицы, отмечаемым Православной и Католической Церквами, был добавлен новый католический праздник, посвященный Марии. Католическая Церковь считает Деву Марию покровительницей женщин, способной помочь им преодолеть жизненные трудности и заступиться за них перед Богом.

Для католицизма характерно учение о «сверхдолжных заслугах» перед Богом. По этому учению, Иисус Христос своей Мученической смертью освободил людей от первородного греха. За те же грехи, которые каждый человек совершает в течение жизни, он должен возмещать Богу своими добрыми делами, «подвигами» или «заслугами». Такое возмещение называется в католицизме сатисфакцией.

Иисус Христос, Дева Мария, апостолы и многочисленные святые совершали добрые дела не ради личного спасения, а ради спасения других людей. Таким образом, утверждает Католическая Церковь, в мире накопился определенный излишек добрых дел, которым она вправе распоряжаться по своему усмотрению.

С ученьем о «сверхдолжных заслугах» связана и практика выдачи особых папских грамот – индульгенций (от лат. indulgentia – милость). Католическое духовенство имело право выделять из «запаса» сверхдобрые дела особо нуждающимся и тем самым погашать их грехи. Индульгенции выдавались либо за деньги, либо за особые заслуги перед Католической Церковью. Был даже разработан особый «прейскурант цен», в котором четко указывалась стоимость каждой формы греха. Однако в 16 в., в связи со злоупотреблением в этой сфере, Католическая Церковь вынуждена была запретить продажу индульгенций, как противоречащую нормам церковного права.

Кроме общехристианских рая (от др.-евр. эден или эдем – наслаждение) и ада (греч. άδης – подземное царство) католицизм признает и существование чистилища. Чистилище – это некая промежуточная инстанция между раем и адом, в которую попадают души грешников, не получившие прощения в земной жизни и не имеющие смертных грехов. Догмат о чистилище был принят на Флорентийском соборе (1439). Тридентский собор подтвердил этот догмат и запретил сомневаться в нем. Католики считают, что в чистилище душа умершего освобождается от грехов путем различных испытаний, в том числе и через очищающий огонь. Причем каждая душа будет пребывать в нем столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Но, по католическому учению, судьба души умершего грешника может быть изменена. Еще в 1477 г. Папа Сикст IV установил, что души умерших могут освобождаться от грехов через индульгенции и папские молитвы. Участь души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее в нем сокращен при помощи месс, молитв и добрых дел, совершаемых родными и близкими умершего, а также их взносами в пользу Церкви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: