Цены на взаимосвязанные товары.




МИКРОЭКОНОМИКА

 

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономическая теория – общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

Экономикс — общественная наука, которая описывает и анализирует, каким образом общество при ограниченности ресурсов распределяет их с тем, чтобы удовлетворить свои потребности.

Микроэкономика – раздел экономической теории, которая исследует экономическое поведение обособленных единичных субъектов рынка

Объект микроэкономики:

· экономическое поведение отдельных фирм и домохозяйств;

· принципы рационального хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов.

Макроэкономика – раздел экономической теории, которая исследует национальную экономику в целом

Объект макроэкономики

· функционирование национальной экономики в целом;

· крупные экономические проблемы (экономический рост, инфляция, безработица и т.д.);

· возможности людей влиять на экономическое развитие (экономическая политика государства).

Экономические институты – формы и границы деятельности людей.

Типы экономических систем:

· Экономика рыночная — экономическая система, в которой экономические решения наци­онального уровня являются регулятором решений, принимаемых отдельными продавца­ми и покупателями на рынке.

· Экономика смешанная — экономическая система, которая объединяет элементы обще­ственной собственности на средства производства с частной собственностью, а также соче­тающая рыночную экономику с централизованно-плановым правлением.

· Экономика традиционная — экономическая система, распределение ограниченных ресур­сов в которой происходит в соответствии с обычаями; темпы изменений и развития в ней крайне невысокие; люди занимаются тем же, чем прежде занимались их родители; большая часть товаров потребляется там же, где производится.

Тема 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Спрос на рынке одного товара и его факторы

Спрос – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.

Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов:

QD = f (x1, x2, …, xn)

· где QD – объем спроса на данный товар в единицу времени (от англ. quantity demanded);

· x1, …, xn – факторы, влияющие на величину спроса.

Факторы спроса:

· цена данного товара;

· цены взаимосвязанных товаров;

· доходы потребителей;

· ожидания потребителей;

· вкусы и предпочтения потребителей;

· численность населения и др.

Цена данного товара.

Функция спроса от цены:

QD = f (P),

· где P – цена данного товара.

Закон спроса: при увеличении цены данного товара объем спроса на него падает, при уменьшении – растет.

Это происходит в связи с действием двух эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект замещения – изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности различных товаров для потребителя – если цена товара падает, его привлекательность и объем спроса увеличиваются; если цена товара растет, он замещается другими товарами, объем спроса уменьшается.

Эффект дохода – изменение цен приводит к изменению покупательной способности потребителей (их реальных доходов) – при повышении цен реальные доходы уменьшаются, и объем спроса для каждого данного потребителя снижается; при снижении цен, наоборот, реальные доходы увеличиваются, и объем спроса возрастает.

 

Рис. 1.1. Кривая спроса

Исключения из закона спроса:

Товары Гиффена – товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя с низким уровнем доходов с увеличением цены демонстрируют увеличение спроса. Пример: картофель во времена массового голода, вызванного его неурожаем в XIX в. в Ирландии.

Эффект Веблена. Рост цен на ряд престижных товаров стимулирует рост спроса со стороны ограниченного круга потребителей (жилье в престижных районах, автомобили, драгоценности).

Цена данного товара является эндогенным (внутренним) фактором спроса, ее изменение влияет на объем спроса, что находит выражение в скольжении по кривой спроса.

Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению спроса, что находит выражение в сдвиге кривой спроса.

Цены на взаимосвязанные товары.

Взаимосвязанные товары с точки зрения спроса:

· взаимозаменяемые товары (субституты);

· взаимодополняемые товары (комплементы).

Субституты – такие пары товаров, которые удовлетворяют одинаковые (или однотипные) потребности.

Комплементы – такие пары товаров, которые могут использоваться потребителем только вместе.

Влияние цен на взаимосвязанные товары:

· рост цены товара-субститута сдвигает кривую спроса данного товара вправо, снижение – влево;

· рост цены товара-комплемента сдвигает кривую спроса данного товара влево, снижение – вправо.

Доходы потребителей.

В зависимости от влияния доходов потребителей на спрос различают:

· нормальные товары;

· низшие товары.

Нормальные товары – такие товары, которые люди покупают охотно в нормальных условиях (не будучи стеснены в расходах).

Низшие товары – товары, которые люди покупают, если нормальные товары оказываются им недоступны.

Влияние доходов потребителей:

· увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на нормальный товар вправо, уменьшение дохода – влево;

· увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на низший товар влево, уменьшение дохода – вправо.

4. Ожидания потребителей классифицируются на:

· ожидания, связанные с изменением цены на товар;

· ожидания, связанные с влиянием неценовых факторов.

Влияние ожиданий потребителей:

· ожидания потребителей в зависимости от конкретных обстоятельств могут приводить к сдвигу кривой спроса как влево, так и вправо.

5. Вкусы и предпочтения классифицируются на:

· изменчивые вкусы и предпочтения (зависят от времени года, моды и т.п.); при этом может наблюдаться эффект присоединения к большинству (эффект вагона - bandwagon) и эффект сноба;

· относительно стабильные вкусы и предпочтения (зависят от возраста, образа жизни и т.п.).

Влияние вкусов и предпочтений:

· рост предпочтения товара покупателями сдвигает кривую спроса вправо, падение – влево.

Численность населения.

Влияние численности населения:

· рост численности населения сдвигает кривую спроса вправо, снижение – влево.

Эластичность спроса

Эластичность спроса – мера реагирования спроса на изменение его факторов; процентное изменение объема спроса в результате изменения значения его фактора на 1%.

Виды эластичности спроса:

· эластичность по отношению к цене данного товара (ценовая эластичность);

· эластичность по отношению к ценам других товаров (перекрестная эластичность);

· эластичность по отношению к доходам потребителей (эластичность по доходам).

Ценовая эластичность спроса показывает, какое процентное изменение объема спроса последует после однопроцентного изменения цены данного товара при прочих равных условиях.

· где ED(P) – ценовая эластичность спроса;

· %ΔQD – процентное изменение объема спроса;

· %ΔP – процентное изменение цены данного товара.

Пять состояний спроса с точки зрения его эластичности:

· совершенно неэластичный спрос;

· неэластичный спрос;

· спрос с единичной эластичностью;

· эластичный спрос;

· совершенно эластичный спрос.

Совершенно неэластичный спрос – крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции.

Неэластичный спрос – данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества спрашиваемой продукции.

Спрос с единичной эластичностью – пограничное состояние между эластичным и неэластичным спросом, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение объема спроса оказываются равными по величине.

Эластичный спрос – данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции.

Совершенно эластичный спрос – крайний случай, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, а любое повышение цены приводит к их полному отказу от покупок данного товара.

Факторы ценовой эластичности спроса:

· заменяемость товаров;

· удельный вес в бюджете потребителя;

· степень необходимости товара;

· фактор времени.

Заменяемость товаров: чем больше на рынке товаров, являющихся, с точки зрения покупателя, заменителями данного, тем эластичнее спрос.

Удельный вес в бюджете потребителя: чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность.

Степень необходимости товара: ниже всего эластичность спроса у тех товаров, которые, с точки зрения потребителя, являются необходимыми (незаменимыми).

Фактор времени: спрос на товар обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений.

 

Таблица 1.1.

Факторы, понижающие эластичность спроса по цене Факторы, повышающие эластичность спроса по цене
Уникальность товара, отсутствие аналогов Существование множества товаров субститутов
Потребителю не известны товары субституты Потребителю хорошо известны товары субституты
Потребителю сложно сравнить качество различных субститутов, цена выступает символом качества товара Потребитель может легко сравнить качество различных субститутов
Затраты потребителя на приобретение товара значительно меньше его дохода или совокупных расходов Затраты потребителя на приобретение товара занимают значительную долю в его совокупных расходах
Потребитель может разделить затраты на приобретение товара с кем-либо, товар приобретается для коллективного использования Потребитель приобретает товар для индивидуального использования
Товар поддерживает спрос на продукцию фирмы Товар инициирует спрос на продукцию фирмы
Предметы необходимости (настоятельность потребности в товаре) Предметы роскоши
Потребитель не имеет возможности долго хранить товар Товар может храниться длительное время, не требует значительных дополнительных затрат на хранение
Краткосрочная реакция (невозможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос) Долгосрочная реакция (возможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос)

Перекрестная эластичность спроса показывает, какое процентное изменение объема спроса на данный товар последует после однопроцентного изменения цены некоторого другого товара при прочих равных условиях. Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительный, равен нулю, отрицательный. Если коэффициент положительный, то это взаимозаменяемые товары, если отрицательный – дополняющие товары, если равен нулю, то товары А и Б нейтральны.

Эластичность спроса по доходам показывает, какое процентное изменение объема спроса последует после однопроцентного изменения доходов потребителей при прочих равных условиях. Расчет коэффициента эластичности спроса по доходу дает нам возможность отделить в потреблении низшие товары от нормальных товаров. Причем, если для коэффициента эластичности спроса по цене важно абсолютное значение показателя (услуги врачей – 0,28), то для эластичности по доходу имеет значение знак. Для нормальных товаров рост дохода ведет к увеличению спроса, т.е. положительный коэффициент, для низших товаров – отрицательный коэффициент.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: