Тема 4. ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ И РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР




Сущность конкуренции и её субъекты

Конкуренция – соперничество рыночных субъектов (продавцов или покупателей), заинтересованных в достижении одной и той же цели (продажа или покупка товара с максимальной выгодой).

Формы конкуренции (1):

· в зависимости от участвующих субъектов:

o конкуренция продавцов;

o конкуренция покупателей.

Конкуренция продавцов господствует на рынке покупателя (т.е. рынке, характеризующемся превышением предложения над спросом); характерна для рыночной экономики.

Конкуренция покупателей господствует на рынке продавца (т.е. на рынке, характеризующемся превышением спроса над предложением); характерна для командной экономики.

Формы конкуренции (2):

· в зависимости от степени концентрации субъектов:

o индивидуальная конкуренция;

o групповая конкуренция.

Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные предприниматели и фирмы.

Групповая конкуренция – конкуренция между объединениями предпринимателей, такими как:

· некоммерческие ассоциации (союзы);

· синдикаты (консорциумы);

· финансово-промышленные группы, холдинги и др.

Ценовая и неценовая конкуренция. Дифференциация продукта

Формы конкуренции (3):

· в зависимости от используемых методов:

o ценовая конкуренция

§ открытое изменение цен

§ скрытое изменение цен

o неценовая конкуренция

§ улучшение качества

§ дифференциация товара (продукта)

Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги.

Открытая ценовая конкуренция – фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на получение скидки и др.).

Скрытая ценовая конкуренция – фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Ограниченность ценовой конкуренции:

· экономическая;

· правовая;

· психологическая.

Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта.

Дифференциация продукта – индивидуализация продукции, придание ей характеристик, отличающих ее от аналогичной продукции других фирм, в результате чего однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми (совершенными субститутами).

4.3. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
Рыночные барьеры

Формы конкуренции (4):

· в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов:

o внутриотраслевая конкуренция:

§ предметная конкуренция;

§ видовая конкуренция;

o межотраслевая конкуренция:

§ перелив капитала;

§ функциональная конкуренция (конкуренция субститутами).

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

Предметная конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления, или даже не отличаются по качеству.

Видовая конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида (т.е. предназначенные для одной и той же цели), но различающиеся каким-то существенно важным параметром; менее интенсивна, чем предметная.

Межотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями различных отраслей.

Конкуренция посредством перелива капитала – возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или ее диверсификации; вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях.

Входные барьеры:

· экономия на масштабах производства;

· дифференциация продукта;

· потребность в значительном капитале;

· издержки конверсии потребителей;

· недоступность каналов сбыта;

· ограниченность ресурсов;

· недостаток опыта;

· высокий уровень используемых технологий;

· лицензионные или патентные ограничения.

Выходные барьеры:

· необходимость списания крупных инвестиций;

· большие затраты по ликвидации или конверсии производства;

· нежелание испортить свой имидж;

· честолюбие менеджеров;

· противодействие правительства, профсоюзов, клиентов и др.

Функциональная конкуренция – конкуренция между продавцами взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: