Вадим Руднев. Словарь культуры XX века




--------------------------------------------------------------- Текст подлежит вычитке--------------------------------------------------------------- Из случайного телефонного разговора с автором этогословаря я узнал что и у него наконец-то появился компьютер.Возможно вскоре станет возможным поблагодарить его за этуработу непосредственно. Слава (yankos@dol.ru)---------------------------------------------------------------

От издателя

Заканчивается ХХ век и второе тысячелетие с Р.Х. Сменяядруг друга, век сплошь заполнили "эпохи перемен". Времячеловечеству подводить итоги. Знаковым признаком этого сталопоявление разного рода "Хроник...", "Энциклопедий...","Словарей..." и прочих справочно-аналитических изданий поразличным областям человеческой деятельности. Книга, которуювы, уважаемый читатель, держите в руках, - из этого ряда. Ееавтор, Вадим Руднев, лингвист и философ воплотил в "Словаре..."свой взгляд на культуру ХХ века. "Словарь..." составили статьи по следующим областямсовременной культуры философии, психоанализу, литературе,семиотике, поэтике и лингвистике. Работа над "Словарем..." быланепростой и на стадии подготовки текста и при выработкеконцепции построения книги, которая по нашему глубокомуубеждению, должна быть, прежде всего, удобочитаемой и полезнойв качестве справочного пособия. "Словарь культуры ХХ века" предназначен для широкого кругачитателей - от школьника, готовящегося к поступлению вгуманитарный вуз, до студентов и научных сотрудников, которыенайдут в книге источниковедческий и библиографический материал. Издательство "Аграф" будет признательно читателям, которыеоткликнутся на выход "Словаря..." и пришлют свои соображения изамечания по адресу: 127521, Москва, ул. Шереметьевская д. 47.---------------------------------------------------------------

В. П. РУДНЕВ. СЛОВАРЬ КУЛЬТУРЫXX века

Ключевые понятия и тексты

АГАФ МОСКВА 1997 ББК 67.3 Р 83 Руднев В. П. Р 83 Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с. "Словарь..." Вадима Руднева, семиотика, лингвиста ифилософа, автора монографии "Морфология реальности" (1996),переводчика и составителя книги "Винни Пух и философияобыденного языка", ставшей интеллектуальным бестселлером,представляет собой уникальный словарьгипертекст. Изданиесодержит 140 статей, посвященных наиболее актуальным понятиям итекстам культуры ХХ века. Это издание продолжает сериюкультурологических словарей-справочников выпускаемыхиздательством "Аграф". Для широкого круга читателей.ББК 67.3ISBN 5-7784-0034-9 © Издательство "Аграф", 1997--------------------------------------------------------------- Памяти моего отца Петра Александровича Руднева

ОТ АВТОРА

В романе современного сербского прозаика Милорада Павича "Хазарский словарь" (здесь и далее во всех статьях нашего словаря, если слово или словосочетание выделенополужирным шрифтом, это значит, что этому слову или сочетаниюслов посвящена отдельная статья - за исключением цитат), таквот, в "Хазарском словаре" Павича рассказывается история о том,как один из собирателей этого таинственного словаря, доктор АбуКабир Муавия, стал писать по объявлениям из газет давнопрошедших лет и, что самое удивительное, вскоре начал получатьответы в виде посылок с различными вещами. Постепенно эти вещитак заполнили его дом, что он не знал, что с ними делать. Этобыли, как пишет автор, "огромное седло для верблюда, женскоеплатье с колокольчиками вместо пуговиц, железная клетка, вкоторой людей держат подвешенными под потолком, два зеркала,одно из которых несколько запаздывало, а другое было разбито,старая рукопись на неизвестном ему языке [...]. Год спустя комната в мансарде была забита вещами, иоднажды утром, войдя в нее, д-р Муавия был ошеломлен, поняв,что все им приобретенное начинает складываться в нечто, имеющеесмысл". Доктор Муавия послал список вещей на компьютерный анализ,и в пришедшем ответе значилось, что все эти вещи упоминаются вутраченном ныне "Хазарском словаре". Когда-то один умный и талантливый человек в одной и той жебеседе произнес две фразы: "Не придавайте ничему значения" и"Все имеет смысл" (о различии между понятиями смысл и значениесм. статьи знак, смысл и логическая семантика). Он хотелсказать, что важно не то, что люди говорят, а как и зачем ониэто говорят (то есть, если перефразировать это в терминахсемиотики, для человеческого общения важны не семантика, апрагматика высказывания). Добавлю от себя (хотя это давно придумали основателипсихоаиализа Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг): если какое-тослово по случайной ассоциации влечет за собой другое слово (см.об этом также парасемаитика), не следует отмахиваться отвторого слова - оно может помочь лучше разобраться в смыслепервого слова. Поначалу идея словаря казалась невозможной и такой жебессмысленной, как склад вещей в комнате арабского профессораНо, помня о том, что "ничему не следует придавать значения", вто время как "все имеет смысл", мы включили в "Словарь.. " теслова и словосочетания, которые были понятны и интересны намсамим. "Словарь культуры ХХ века" представляет собой совокупностьтрех типов статей. Первый и наиболее очевидный тип - это статьи, посвященныеспецифическим явлениям культуры ХХ века, таким, как модернизм, трансперсональная психология, семиотика,концептуализм и т. п. Статьи второго типа посвящены понятиям, которыесуществовали в культуре задолго до ХХ века, но именно в немприобрели особую актуальвость или были серьезно переосмыслены.Это такие понятия, как сновидение, текст, событие,существование, реальность, тело. Наконец, третий тип статей - это небольшие монографии,посвященные ключевым, с точки зрения автора словаря,художественным произведениям ХХ в. Само обращение к этимпроизведениям правомерно, но выбор их может показатьсясубъективным. Почему, например, в "Словаре..." нет статей"Улисс" или "В поисках утраченного времени", но есть статьи "Портрет Доривиа Грея" или "Пигмалион"? Осмелимсязаметить, что эта субъективвость мнимая. Для словаря выбиралисьте тексты, которые лучше поясняли концепцию культуры ХХ в.,воплощенную в словаре. Наример, статья о романе Оскара Уайльда"Портрет Дориана Грея" включена в качестве иллюстрацииважнейшей, на наш взгляд, темы разграничения временитекста и реальности как частного проявленияфундаментальной культурной коллизии ХХ в. - мучительных поисковграниц между текстом и реальностью. Статья о пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион" была включена вкачестве иллюстрации того, как художественный текст опережаетфилософские идеи - в своей комедии Шоу провозгласил, чтонаибольшую важность в жизни человека играет язык, что вскорестало краеугольным камнем обширного философского направления,называемого аналитическая философия (см. также логический позитивизм, языковая игра). Важнейшей особенностью словаря является то, что онпредставляет собой гипертекст, то есть построен так, чтобы егоможно было читать двумя способами: по алфавиту, и от статьи кстатье, обращая внимание на подчеркнутые слова исловосочетания. В словаре затрагиваются в основном следующие областикультуры ХХ в.'. философия, психоанализ, лингвистика,семиотика, поэтика, стихосложение и литература. Таким образом,это словарь гуманитарных идей ХХ века. Списки литературы к словарным статьям намеренно упрощены.За редким исключением, это статьи и книги, доступные гражданамРоссии и сопредельных государств. Словарь предназначен в первую очередь, для тех, комудорого все, что было интересного и значительного в уходящемстолетии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: