Использование стилистически окрашенных слов




Исп стил окрашенных слов в роли ЭВС намного сложнее чем использование многозначных. Т.к. данная группа ЭВС всегда контекстна, т.е зависит напрямую от изначальной оценки слова.

Исходя из этого, исп стил окр слов требует тщательной продуктивности со стороны автора.

59. Характеристики творческих способностей редакции как журналистского коллектива.

Трудовой коллектив редакции - сложное, неоднородное по своей структуре объединение людей. В одних редакциях к трудовому коллективу относятся все работники редакции, включая ее администрацию, при этом чаще употребляется понятие "редакционный коллектив", в других под трудовым коллективом понимается объединение работников, находящихся в трудовых отношениях с редакцией. Это связано с тем, что в действующем законодательстве нет четких определений на этот счет. В Законе о СМИ отсутствует понятие «трудовой коллектив редакции», а понятие «редакция» не отражает полностью сути трудового коллектива. В законе говорится лишь о творческой части редакционного коллектива - о журналистах. Однако, подчеркивают специалисты, исходя из трудового законодательства, можно сказать, что трудовой коллектив редакции - это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность в редакции, на основе трудового договора. Другими словами, членами трудового коллектива, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями, являются все, кто заключил с редакцией трудовой договор (контракт).

Количественный состав трудового коллектива редакции может насчитывать от одного до нескольких сотен человек. В его составе могут действовать и редакции приложений к основному изданию (на правах подразделения - без образования юридического лица). Так, редакция еженедельника «Аргументы и факты» имеет более десяти приложений со своими редакциями, большая часть которых находится на правах подразделений редакции основного издания. В ходе функционирования редакции количество сотрудников тоже может существенно меняться. Структура редакции, как и любого другого трудового коллектива - производственного или творческого, если ее рассматривать с точки зрения социальной психологии, складывает из нескольких локальных подструктур:

· функциональной,

· организационной,

· социально-психологической

· социально-демографической,

· активно влияющих на эффективность деятельности редакционного коллектива.

60. Суть функциональной подструктуры редакции как составляющей творческого коллектива.

Функциональная подструктура - это такое распределение труда между членами коллектива, при котором функции каждого сотрудника определяют его место в данной структуре. Исследователи выделяют несколько типов функциональной подструктуры:

«цепь» – рабочий процесс разбивается на ряд последовательных операций, каждая из которых выполняется отдельным работником;

«звезда» – каждый член коллектива выполняет свою работу независимо от других, но конечные результаты ее стекаются в общий центр;

«круг» - конец одной операции становится началом следующей.

Функциональная подструктура редакции и каждого ее творческого отдела строится по типу «звезды». Каждый сотрудник в отделе и каждый отдел в редакции выполняет определенный объем работы независимо от других. Труд его в подавляющем большинстве случаев не становится началом или продолжением работы кого-то еще, а как готовый продукт поступает в единый интегрирующий центр (в отделе – к заведующему, в редакции – к ответственному секретарю).

Функциональная подструктура редакционного коллектива многообразна, так как функции сотрудников редактората, секретариата (организационно-управленческие), корреспондентов (литературная, редакторская, организаторская работа), вспомогательных служб (техническая работа) различны. Существует значительная разница даже в функциях корреспондентов, например, фотокорреспондента и сотрудника отраслевого или жанрового отдела.

Родственные отделы (например, экономические) в газетах разных уровней также имеют неодинаковую структуру. Чем выше уровень издания, тем сложнее задачи журналистского коллектива, тем конкретнее различаются между собой обязанности сотрудников, тем больше появляется журналистских специальностей. В районной газете, где численность отдела один-два человека, сотруднику необходимо знать всю тематику собственного отдела, выступать по любому ее вопросу и в любом жанре. В крупных, федеральных газетах с большими штатами отделов журналисты имеют возможность специализироваться по определенным темам, проблемам, в определенных жанрах.

Становится очевидным, что на сотрудника отдела районной газеты возлагается выполнение значительно большего количества функций, чем на журналиста крупного издания. Резервы во времени, в физических, моральных и прочих возможностях остаются у каждого почти одни и те же. Отсюда качество исполняемых функций будет различным.

Научная организация труда предполагает расширение функциональной структуры, учреждение новых должностей для выполнения функций, выдвигаемых газетной практикой.

Новые функции, которые приходится выполнять редакционному коллективу в условиях рыночного общества, непосредственным образом отражаются в его функциональной структуре. Так, желание выжить заставляет газеты и журналы публиковать в больших объемах рекламные объявления, что вводит в функциональную структуру обязанности рекламных агентов, сотрудников рекламного отдела или агентства при редакции, которые занимаются сбором и оформлением рекламы. Нежелание пользоваться крайне невыгодными услугами монополистов в деле распространения периодики диктует многим редакциям выполнение функции распространителей собственной информационной продукции своими силами, создавать отделы распространения.

Редакционные коллективы, которые дорожат репутацией своих изданий, следят за тем, чтобы их тексты отличались точностью, достоверностью, высокой степенью компетентности. Для этого им приходится вводить в редакции функции научных редакторов или внештатных консультантов.

В иллюстрированных журналах, широко использующих графику, фотографии, цвет, кроме работников секретариата для оформления полос требуются художник, а также бильдредактор – сотрудник, занимающийся редактированием фотографий, т.е. их кадрированием, отсечением всего лишнего на снимке для его большей выразительности, художественный редактор. В некоторых изданиях введены функции арт-директора (журналы «ОМ», «Нефть и Капитал»).

Свободное плавание в рыночном море дает изданиям и полную свободу в формировании функциональной подструктуры. Кто-то вводит менеджера по связям с общественностью (журнал «Бизнес класс»), кто-то референта-переводчика (журнал «Деньги без денег»), кто-то тестовую лабораторию (журнал «Compuniti»), кто-то рекламно-маркетинговую службу (журнал «Русская недвижимость»). Весь вопрос упирается в их финансовое обеспечение. Ведь для выполнения каждой новой функции необходимы соответствующие кадры сотрудников, которых нужно обеспечить зарплатой, производственными площадями, оргтехникой и т.д. Поэтому многие редакции в целях экономии средств стараются выполнять работу меньшим числом сотрудников, возлагая на них не одну, а несколько рабочих функций, что не всегда оправдывает себя, т.к. ведет к снижению качества труда.

61. Суть организационной подструктуры редакции как составляющей творческого коллектива.

Организационная подструктура определяет основные профессиональные роли, нормы и правила деловых взаимоотношений сотрудников, обеспечивает их выполнение при помощи трудового законодательства, устава редакции. Она выражается в системе должностей, в документах, фиксирующих права и обязанности работников, правила, которые они обязаны соблюдать в процессе своей деятельности, дисциплинарные нормы и санкции и т.д. Организационная подструктура определяется функциональной подструктурой, строится так, чтобы обеспечить четкое выполнение и координацию функций каждого работника.

Эта подструктура отражена в штатном расписании редакции. Она складывается из главного редактора, его заместителей, коммерческого директора (в иллюстрированных изданиях также – арт-директора или арт-редактора), ответственного секретаря, его заместителей, художника, дизайнеров-оформителей, выпускающих, заведующих отделами, (в крупных отделах также заместителей зав. отделами), корреспондентов отделов, собственных корреспондентов газеты за рубежом и в регионах, сотрудников технических служб, отделов рекламы, маркетинга, распространения.

Бывает, что функциональная подструктура не подкреплена организационной. Например, журналисты-фельетонисты в штатном расписании многих редакций не предусмотрены. Сотрудники, специализирующиеся в данном жанре, в организационной структуре отделов и редакции занимают самые различные должности, не соответствующие функциям, которые они выполняют. Они числятся репортерами, заместителями ответственных секретарей, сотрудниками отдела писем, корректорами и т.д., что, разумеется, не способствует их плодотворной творческой деятельности. Во-первых, фельетонисту нередко приходится выполнять функции той должности, на которой он закреплен, это отбирает время, которое можно было потратить на подготовку сатирических материалов. Во-вторых, он также теряет и в зарплате. В-третьих, такое неопределенное положение в коллективе негативно сказывается на его психологическим самочувствии. Наиболее приемлемый выход из сложившейся ситуации – создать в штате редакции соответствующую должность, очертить конкретный круг обязанностей для ее исполнителя.

62. Суть социально-психологической подструктуры редакции как составляющей творческого коллектива.

Социально-психологическая подструктура отражает психологические связи сотрудников - симпатии, антипатии, авторитет отдельных членов коллектива, общность интересов и т. д. Если организационная подструктура отражает формальные, официальные отношения между сотрудниками в процессе исполнения ими своих служебных обязанностей, то социально-психологическая — неформальные, эмоциональные связи (эти подструктуры называют также внешней и внутренней, формальной и неформальной).

Жизнедеятельность коллектива во многом зависит как от внешней подструктуры, так и от внутренней. Роль формальной подструктуры растет по мере увеличения коллектива. Главное в нем – четкое распределение прав и обязанностей каждого работника. В маленьком же коллективе такое распределение может сложиться неформально, естественным ходом событий.

Во многих редакционных коллективах обычно царят неформальные отношения, как в любой творческой среде. Журналистский труд требует бережного подхода к индивидуальности сотрудника, вместо авторитарного стиля руководства в редакции предпочтительнее демократический стиль. Для хорошей сработанности коллектива важно, чтобы неформальная структура приближалась к формальной, чтобы служебная роль журналиста соответствовала его творческим и деловым качествам, чтобы мнение о нем руководства не расходилось с мнением остальных членов коллектива.

В каждом коллективе есть опытные журналисты, превосходящие своих коллег в мастерстве. Это выражается в росте их авторитета, уважении их мнения не только в рамках отдела, но и всей редакции. Эти сотрудникам, наиболее способным и инициативным, нужно поручать участки работы, соответствующие их деловым качествам. Благодаря такому подходу, служебная роль журналиста будет соответствовать его творческим и деловым способностям, а также мнению о нем не только руководства, но и всех членов коллектива. Постоянное совмещение внешней и внутренней структур отдела и редакции является источником для качественного улучшения коллектива и его успешного функционирования.

Социально-демографическая подструктура дает представление о составе сотрудников редакции с точки зрения пола, возраста, профессии, социального положения и т.д. Она тоже играет определенную роль в эффективной деятельности коллектива. На первый взгляд кажется, что однородный состав редакции в возрастно-половом отношении более мобилен, организован, лучше справляется с редакционной работой, чем коллектив, в котором трудятся женщины и мужчины, молодые и пожилые сотрудники. Однако, по мнению исследователей, более слаженно трудится коллектив, в котором представлены лица разного возраста и пола. Б. Ананьев, например, считает, что в структуре любого коллектива должно быть определенное соответствие молодых и старых работников для соединения высоких потенций развития и жизненного опыта.

63. Суть социально-демографической подструктуры редакции как составляющей творческого коллектива.

Социально-демографическая подструктура дает представление о составе сотрудников редакции с точки зрения пола, возраста, профессии, социального положения и т.д. Она тоже играет определенную роль в эффективной деятельности коллектива. На первый взгляд кажется, что однородный состав редакции в возрастно-половом отношении более мобилен, организован, лучше справляется с редакционной работой, чем коллектив, в котором трудятся женщины и мужчины, молодые и пожилые сотрудники. Однако, по мнению исследователей, более слаженно трудится коллектив, в котором представлены лица разного возраста и пола. Б. Ананьев, например, считает, что в структуре любого коллектива должно быть определенное соответствие молодых и старых работников для соединения высоких потенций развития и жизненного опыта.

В сложившейся газетной практике есть свои определенные традиции. Например, в большинстве редакций в политическом, экономическом отделах, как правило, работают мужчины. В отделах писем, культуры и быта – женщины. Такое разделение, пожалуй, привносится в стены редакции устоявшимися жизненными понятиями о разделении производственных сфер между полами.

Как показывает практика, издержки в деятельности однородного по возрасту коллектива иногда проявляются в редакциях молодежных газет. Часто заведующий отделом и по возрасту, и по опыту равен своим сотрудникам. С одной стороны, здесь быстро устанавливаются дружеские, неформальные отношения. С другой стороны, авторитет заведующего как руководителя коллектива остается низок, поскольку он не подкрепляется ни большим опытом, ни особенными творческими и организаторскими способностями, ни официальным статусом, т.к. в молодежных редакциях менее всего почитается формальная структура. В результате нет достаточно хорошо организованного коллектива, нет налаженной работы.

Соответствие функциональной и организационной, организационной и социально-психологической подструктур, правильное регулирование социально-демографической подструктурой коллектива открывают дополнительные резервы для повышения организации редакционной работы, улучшения качества и эффективности журналистской деятельности.

64. Характеристика творческого потенциала редакционного коллектива в системе социальных связей.

Редакционный коллектив богат деловыми связями. Их можно разделить на:

внешние и внутренние;

подчинительные, управляющие и координационные.

Внешние связи редакционного коллектива очень обширны. Пожалуй, это один из немногих видов коллектива, обладающих таким количеством социальных связей. Собственно, вся его деятельность строится на постоянных контактах с многочисленными социальными институтами, отдельными лицами. Именно они, эти связи, позволяют работникам редакции получать журналистскую информацию. Чем больше связей с различными источниками информации, тем разностороннее, тематически и фактически богаче производимые коллективом информационные тексты. Чтобы как можно лучше выполнять свою задачу, газета, как показывает практика, должна искать и находить нужные ей связи.

В процессе взаимодействия с другими коллективами редакция выступает в роли субъекта и объекта управления. С издателем она находится в подчинительных связях, с авторским активом, читательской аудиторией—в управляющих и подчинительных, с редакционными коллективами других средств массовой информации — в координационных связях.

Управляющие связи. В качестве субъекта управления редакционный коллектив выступает по отношению к аудитории, авторскому активу. Чтобы достичь наибольшего успеха у читателей, журналисты должны знать их интересы, запросы. Чем точнее и глубже окажутся эти знания, тем эффективнее будет деятельность газеты. Такие знания редакция получает по каналам обратной связи. Эта связь дает представление о том, какова полнота освоения аудиторией газетной информации, каковы особенности восприятия ее разными слоями читателей, их тематические, жанровые предпочтения, степень эффективности и действенности публикаций.

Как правило, основным средством осуществления обратной связи являются письма, звонки читателей в редакцию — отклики на выступления газеты. Сюда же следует отнести и официальные ответы учреждений, организаций, предприятий на критические публикации. Сведения могут быть получены и по другим каналам — на читательских конференциях, в ходе социологического исследования, оперативных опросов, через консультационные и справочные службы редакции.

Взаимодействие с аудиторией осуществляется через основные редакционные подразделения - отделы.

Координационные связи. Редакция газеты нередко вступает в связь с другими средствами массовой информации. Это диктуется различными причинами — обменом информацией, кооперированием в освещении какой-либо большой темы, совместным проведением кампании и т. д. Кооперирование может происходить в пределах одного вида информационного канала, например между газетами разных уровней (выступление районной газеты на страницах областной прессы, совместное выступление родственных отделов областных газет соседних областей и другие варианты). Возможно сотрудничество и разных видов СМИ - газеты и радио, газеты и телевидения. Подобные связи носят как разовый, так и систематический характер. Наиболее часты и интенсивны координационные связи средств массовой информации в рамках одного Издательского дома. Так, в ИД «Коммерсантъ», содержащем в себе газету «Коммерсантъ», еженедельники «Коммерсантъ-Власть» и «Коммерсантъ-Деньги», журналы «Автопилот», «Молоток», дизайн-бюро, рекламное агентство и агентство по распространению, три первых издания были включены в «Объединенную редакцию». Существуют координационные связи не только между изданиями одного Издательского дома или региона, но и между СМИ разных стран.

На уровне творческого подразделения управляющие связи осуществляет редактор (заведующий) отдела, его заместитель. Задача управления состоит в планировании, нормировании и учете, координировании, стимулировании работы сотрудников, контроле за выполнением ими своих обязанностей, регулировании социально-психологического климата.

На уровне редакционного коллектива в качестве главного субъекта управления выступает редакторат, редколлегия и секретариат. Редактор и члены редколлегии направляют деятельность творческих подразделений в русло общих задач издания, секретариат осуществляет повседневный контроль за работой отделов, взаимодействует с ними в области планирования, выпуска номера.

Выступая при взаимодействий со звеном управления в подчинительных связях, отдел редакций наделен управляющими связями в отношении собственных корреспондентов (отдел местной корреспондентской сети), общественного актива редакции.

Координационные связи осуществляются в ходе совместной творческой работы подразделений: участие в общих кампаниях, кооперирование в освещении различных проблем и т. д.

65. Понятие деонтологии журналистского творчества.

Деонтология и ее проявление в журналистской деятельности. Ответственность журналиста (социальная, гражданская, юридическая). ДЕОНТОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ – (от греч. deon – долг, должное + logos – учение) – система требований, норм, принципов должного профессионального поведения журналиста; свод правовых и этических норм ответственного поведения работников СМИ; «совокупность «обслуживающих» журналистский долг обязанностей и норм их выполнения вне зависимости от их осознания, как некоей системы категорических императивов журналистского поведения, заданных природой СМИ, действующих в той или иной ситуации»*

Предмет деонтологии журналистики мы редко рассматриваем как самостоятельный, а изучать его надо. Слово не новое и в нашем профессиональном обороте оно существует. В этом явлении заложены ответы на многие вопросы, которые по частностям, по деталям мы рассматриваем вместе с другими темами. Именно рассмотрение журналистики через эту призму поможет нам открыть некоторые пути совершенствования нашего знания, нашей профессиональной практики, что особенно важно. Эрик Фром ставит различие между обязанностью и ответственностью. Понятие «деонтология» существует и как самостоятельное, и в разных областях знания и деятельности. Есть относительно стабильное представление о деонтологии в «зрелых» областях: в медицине, в праве.

В словарях деонтология журналистики определена как свод всяческого рода норм, которые существуют независимо от журналистского сознания: нормы права, этики.

66. Суть гражданской ответственности журналистского творчества.

Перед тем как характеризовать гражданскую ответственность журналиста, следует дать определение. С юридической точки зрения, гражданская ответственность заключается в применении установленных законом или договором мер воздействия, влекущих экономически невыгодные последствия имущественного характера: возмещение убытков, уплата неустойки(штраф, пени), возмещение вреда."

Ответственность определяют нормативно-законодательные и психологические факторы, так как эта деятельность в первую очередь строится на общественных контактах. Защита интересов общества и гражданская ответственность тесно связаны друг с другом. Народ есть истинный заказчик и он в праве требовать от работников СМИ со всей объективностью отражать происходящие в обществе процессы реагировать на них, бороться с недостатками и поддерживать всё передовое и прогрессивное.

Естественно, что каждый гражданин оберегает себя от насильственных действий, и, например, призывы к насильственному свержению существующего общественного государственного строя законодательство многих стран считает преступлением.

Но, часто цензурные ограничения бывают продиктованы не государственными, а личными или чисто ведомственными соображениями, стремлением скрыть собственные недостатки, вывести своё ведомство из-под общественного контроля.

Профессиональное сообщество решительно осудило цензуру в октября 1993года в связи с президентским Указом.Это дружное осуждение со стороны журналистского сообщества вызывало попытки консервативно настроенных депутатов Государственной Думы внести цензуру. Речь в частности идёт о создании в государственных СМИ так называемых наблюдательных советов, которые фактически наделялись бы цензурными полномочиями. Предпринимались попытки и расширить перечень оснований по которым можно приостановить или вообще прекратить выпуск СМИ. Принятие этой поправки неизбежно парализовало бы деятельность СМИ. Суды были бы завалены исками граждан, требующих закрыть ОРТ, РТР или " неправильную газету". Поэтому руководители ведущих российских газет обратились к депутатам и членам Совета Федераций с призывом улучшать законодательство о СМИ с привлечением журналисткой общественности и не унижая того, что уже оправдано практикой.

Усиление позитивных начал гражданской ответственности исследователи объективно связывают с возрастанием активности граждан. Являясь одной из форм осуществления потребностей общества, гражданская ответственность обеспечивает стабильность политических отношений, придаёт обязательный характер их новым формам, отвечающим социальным потребностям. Широта гражданских требований к журналисту объясняется прежде всего тем, что его деятельность есть один из инструментов, посредством которого ведётся" обработка людей людьми".

Существенной особенностью труда представителей этой профессии является воздействие на тех людей, на удовлетворение духовных запросов которых он направлен.

Журналистика в сегодняшнем мире не просто побуждает к тем или иным мыслям, тем или иным поступкам. Она формирует образцы поведения и адресует их миллионным аудиториям. Поэтому всегда следует помнить, что защита интересов народа не нарушающая законодательство- это и есть гражданская ответственность журналиста.

Законодательство РФ предусматривает серьёзную ответственность за ущемление свободы СМИ. Поэтому чиновники всех рангов имеют право и обязаны предоставлять прессе запрашиваемую информацию. Все исключения из общего правила записаны в законе о секретности. Всякий отказ в информации или знакомства с документом должен быть мотивирован ссылкой на конкретное положение этого закона и может быть опротестован. Использование прав и свобод не должно наносить ущерб интересам каждого отдельного гражданина, государству и обществу в целом. Нравственное положение журналиста и закон должны устанавливать те пределы, за которыми журналист свободно осуществляет выбор решений в соответствии с потребностями общества.

Гражданская ответственность - это возложенная на журналиста необходимость точно исполнять свои обязанности и использовать предоставление ему права в соответствии с их назначением. Она раскрывает отношения с журналиста с гражданином, который может дать негативную оценку со стороны общества.

Закон о СМИ и ГКРФ ст.2говорит об ответственности за распространения сведений, не соответствующих действительности. За это публикатор несёт ответственность.

Чаще всего журналистские "проколы" и нарушения в массе своей вызваны не злонамереностью автора, а являются результатом легкомысленного, небрежного обращения с языком; низким профессиональным уровнем публикатора, не способностью найти юридически и морально безупречную форму выражения нужной мысли и её эмоциональной окраски.

Субъективная сторона гражданской ответственности складывается как осознание своей причастности к последствиям того, что она делает. Общественная озабоченность растущей мощью прессы обычно стимулирует в профессиональной среде более ясно отдавать себе отчет в гражданской ответственности, в поведении.

Необходимо учитывать всю "совокупность многоразличных отношений". Подобный подход помогает рассматривать ответственность в качестве важнейшей характеристики журналиста, его мировоззрения, нравственных качеств, профессиональной зрелости и степень их соответствия задачам, возложенных на его обществом и государством. Но следует помнить, что уровень ответственности сегодня особенно зримо связан с масштабами и возможными последствиями его многообразного и мощного арсенала средств этой деятельности.

Важной чертой характеризующей гражданскую ответственность, является то, что право и закон выступают в качестве социальных требований, конкретизирующих гражданскую ответственность и обеспечивающих её стабильность и реализацию. Гражданская ответственность взаимодействует с различными сторонами сферы социального регулирования.

Гражданская ответственность отражает отношения всех классов и слоёв к государству и праву, определяет содержание и характер наиболее существенных социальных связей между классами и группами, так и между личностью и обществом в целом. Доминирующая роль в системе социального регулирования связанна с их всеобъемлющем характером влияния на все стороны общественной жизни- экономическую, духовную, социальную, внутреннюю и международную. В связи с этим гражданская ответственность является определяющей по отношению к другим видам ответственности, придающей содержанию характер, отражающий общеполитические требования общества.

Определяя в целом значение гражданской ответственности в работе журналиста, можно сказать, что она обязывает его не только вести свою деятельность в соответствии с нормами права, но и в рамках его нравственных предписаний.

67. Суть юридической ответственности журналистского творчества.

Необходимость юридической ответственности прессы и её представителей была признана ещё советской журналистикой в первые годы её становления. "Для того, чтобы печать могла выполнить свою роль, считали журналисты, её нужно поставить в такое же независимое положение в какое поставлены суды, прокуратура… со строгой ответственностью к суду за сообщения, "вредные", за сообщения, не соответствующие действительности… за клевету и даже за ошибку печать должна отвечать перед судом так же как и всякое частное лицо" ("журналист 92г.№1с24")

Таким образом "юридическая ответственность" - это государственное принуждение к исполнению права. Выраженная в санкциях правовых норм.

Важным в работе журналиста является знание, точное соблюдение тех правовых норм, которые определяют его ответственность перед обществом.

В новом уголовном и гражданском Законодательстве РФ теперь насчитывается около 30 типично "журналистских" правонарушений: унижение чести,достоинства, и деловой репутации, оскорбление, клевета, распространение материалов противоправного содержания, пропаганда массовых беспорядков и другое.

Журналисту необходимо знать, что к числу особо тяжких преступлений закон относит такие действия, как пропаганда войны, расового не равноправия, распространение заведомо ложных измышлений, призывающих к насильственному изменению конституционного строя.

Мониторингом, который осуществляет Фонд защиты гласности, установлено, что 60-70% нарушений, инкриминирующих журналистам и СМИ, связано с защитой чести и достоинства. И количество дел растёт с каждым днём. Но, следует помнить, за высказанные идеи, мнения и оценочные суждения публикатор не несет ответственности, так как по Конституции РФ каждый имеет право на свободу самовыражения, на свободу мнений и убеждений, за исключением случаев, когда их распространение прямо запрещено законом- ст.4 о СМИ.

Поэтому для журналиста, особенно в тех случаях, когда он выступает автором критического материала, очень важно иметь верное представление о том, какие сведения следует считать порочащими.(к ним относятся такие, которые умаляют честь и достоинство)

В связи с этим весьма существенны ещё 2 положения. Во-первых не может быть признано порочащим честь и достоинство распространение сведений об отсутствии или наличии у кого-либо тех или иных черт характера, склонностей(раздражительность, отсутствие интереса к литературе и т. д.) Во-вторых не может быть отнесена к порочащим честь и достоинство сведениям критика недостатков как рядовых работников, так и руководителей.

Один из самых сложных видов работы журналиста- подготовка критического материала о лицах, обвиняемых в нарушении законов. Готовя такую публикацию, журналист должен стремиться прежде всего к тому, чтобы не оскорблять человека виновность которого, ещё не доказана.

Такие сообщения СМИ являются поводом к возбуждению уголовного дела. Разумеется, за достоверность таких сведений работники СМИ несут ответственность. В случае, заведомой ложности- в уголовном порядке за клевету, а при добросовестном заблуждении- в гражданском порядке за унижении чести и достоинства. Но презумпция невиновности не препятствует журналистскому расследованию и праву журналиста выражать свое мнение об установленных при этом противозаконных действиях и виновных лицах.

Журналист имеет право на свой стиль, свой язык, на поиск метафор и сравнений, на яркие заголовки, привлекающие читателя, даже на язвительность, тем более на иронию и сарказм, на самые острокритичные оценки любого лица, в вне зависимости от должности и положения.

Закон о свободе печати обеспечивает свободный доступ всех и каждого к официальным документам правовых или коммунальных учреждений.

Совокупность конституционных и предусмотренных правовыми актами правомочий журналиста является весьма широкой основой для его эффективной профессиональной деятельности, что обеспечивает возможность реализации ответственных задач, возложенных на СМИ обществом в целом.

Правовые нормы регламентируют использование и некоторых других видов информации. Так, журналист, нештатный автор редакции привлекается к ответственности за разглашение сущности предлагаемого открытия или изобретения до подачи заявки и без согласия изобретателя.

Далее закон о "СМИ" категорически запрещает порнографию, так как она может вызвать вредные нравственные последствия.

Так же, закон охраняет жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Поскольку журналист имеет дело с письмами, адресованными редакции, то, естественно, не возникает вопроса о его ответственности за ознакомление с этой почтой без согласия авторов. Ограничения, в основном нравственного характера, имеет само использования сведений, содержащихся в письме, особенно если это оговорено автором.

Законодательством предусмотренно наказание за разглашение тайны усыновления потив воли усыновителя, тайны голосования. Не допускается разглашение сведений о вкадчиках и состоянии их счетов в сберегательных кассах. Закон не допускает также огласки сведений о состоянии здоровья людей, интимной жизни больного.

Дискуссионность в применении этой и некоторых других норм права ещё раз указывает на необходимость разработки специального свода правовых норм регулирующих деятельность журналиста. В законодательном закреплении сегодня, на мой взгляд, нуждаются прежде всего также аспекты этой сферы, как права и ответственность журналиста и редакции, нормы их правоотношений с гражданскими и социальными институтами, права и обязанности последних в отношении СМИ.

Кроме всего этого следует установить взаимную ответственность между СМИ и оборонными структурами. СМИ имеет очень сильное влияние на современное общество и поэтому их деятельность столь важна при проведении военных операций. С какой точностью и в какой интерпретации подаются общественности факты, зависит морально-психологический облик тех или иных государств, обществ или военных объединений, который создаётся у населения. В этом смысле ответственность СМИ, их непредвзятость очень важны. В подобных же ситуациях СМИ часто руководствуются своими моральными и политическими оценками. Здесь они должны по крайней мере подавать общественности факты неискаженными, ведь даже простое умолчание о том или ином событии может нанести непоправимый ущерб самым благим начинаниям.

Журналисты должны быть объективными и должны привлекать внимание общественности к кризису или конфликту. Многое зависит от отношения людей к этим проблемам, и здесь влияние СМИ можно считать решающим.

Журналист также несёт ответственность за разглашения государственной, или иной специально охраняемой законом тайны. По закону "О государственной тайне" относятся сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, о направлениях развития вооружений и военной техники; об объёмах поставок и запасов развития вооружений; о государственных запасах драгоценных металлов и камней, финансах и бюджетной политики страны(кроме общественных показателях, характеризующих общее состояние экономики и финансов) о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе со спецслужбами; и т.д.

К коммерческой тайне по ст.139п.1ГКРФ относится информация, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, если её обладатель принимает меры к о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: