РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины ОПД.02 «Статистика»
Для специальности
Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» (базовой подготовки)
Ростов-на-Дону
Одобрено на заседании цикловой комиссии (кафедры) ЭУ и ПС Протокол № _ 10 __ от “_ 23 _”__ мая _ 2014 Председатель цикловой комиссии (зав. кафедрой) ________Н.Ю.Шемякина | Утверждаю заместитель директора по учебной работе ГБОУ СПО РО "РКСИ" _______Е.Л.Жукова "___"______201__ г |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики»
Разработчик:
Григорьева Людмила Фёдоровна – преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики»
Рецензенты:
Езепчук Алексей Викторович – преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики»
Арыхова Светлана Анатольевна – заместитель главного бухгалтера ЗАО «Южтехмонтаж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1 ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2 СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3 условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | |
4 Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» (51 – бухгалтер).
Рабочая программа предназначена для студентов очной (заочной) формы обучения.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Статистика» относится к профессиональному циклу, является базовой учебной дисциплиной, изучается в 3 семестре.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина «Статистика» способствует формированию базовых ОК (ОК1-ОК10) и ПК (ПК1.1, ПК1.3, ПК2.2, ПК4.1, ПК4.4, ПК5.1) по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием вычислительной техники.
знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учёта;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
основные формы и виды действующей статистической отчётности;
технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 24 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
работа с конспектом и учебной литературой | 5 |
индивидуальные задания | 4 |
подготовка рефератов | 2 |
работа с тестами | 2 |
решение задач по расчету основных статистических показателей и анализу полученных результатов | 5 |
подготовка к практическим работам | 3 |
подготовка отчетов | 2 |
подготовка ответов на контрольные вопросы | 1 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Общие основы статистической науки | 5,5 | ||
Введение. Современные тенденции развития статистического учёта. | История развития статистики. Становление статистической науки. Основные направления развития статистики на современном этапе. Взаимосвязь статистики с другими науками. | ||
Тема 1.1 Принципы организации государственной статистики | Содержание учебного материала | ||
Органы государственной статистики Российской Федерации. Информационная база статистических данных. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | 0,5 | ||
Тема 1.2 Предмет, метод и задачи статистики | Содержание учебного материала | ||
Содержание дисциплины и её основные задачи. Предмет, метод и основные категории статистики как науки. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Рефераты по истории развития статистики. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | |||
Раздел 2 Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации | |||
Тема 2.1 Статистическое наблюдение | Содержание учебного материала | ||
Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования. Этапы его проведения. Формы и виды статистического наблюдения. Способы контроля статистических данных. Ошибки регистрации. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Работа с тестами. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | |||
Тема 2.2 Сводка и группировка данных статистического наблюдения | Содержание учебного материала | ||
Статистическая сводка – второй этап статистического исследования. Виды сводки. Программа статистической сводки. Результаты сводки. | |||
Группировка статистических данных. Метод группировок. Группировочный признак. Интервал. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Работа с тестами. Решение задач по проведению сводки и группировки статистических данных. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | 0,5 | ||
Тема 2.3 Ряды распределения в статистике | Содержание учебного материала | ||
Ряды распределения. Виды рядов распределения: атрибутивные и вариационные. Элементы рядов распределения: варианты, частоты, частости. Графическое изображение рядов распределения. | |||
Практическое занятие | |||
1 Построение рядов распределения. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Работа с тестами. Решение задач по построению рядов распределения. Подготовка к практическому занятию. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | 1,5 | ||
Тема 2.4 Графическое изображение статистических данных | Содержание учебного материала | ||
Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Простая и сложная разработка сказуемого статистической таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. | |||
Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Основные виды графиков по форме графического образа и способу построения. | |||
Практическое занятие | |||
1 Построение таблиц и графиков в статистике. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Работа с тестами. Выпуск статистических бюллетеней. Подготовка к практическому занятию. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | |||
Раздел 3 Техника расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления | 45,5 | ||
Тема 3.1 Абсолютные и относительные величины в статистике | Содержание учебного материала | ||
Абсолютные статистические показатели, их значение. Единицы измерения абсолютных величин: натуральные, стоимостные и трудовые. Виды абсолютных величин: индивидуальные и общие. | |||
Относительные статистические величины, их сущность. Единицы измерения. Взаимосвязь относительных и абсолютных статистических величин. Основные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, сравнения, интенсивности. | |||
Практические занятия | |||
1 Вычисление различных видов абсолютных величин в статистике. | |||
2 Вычисление различных видов относительных величин в статистике. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Работа с тестами. Решение задач по расчету абсолютных и относительных показателей. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | 3,5 | ||
Тема 3.2 Средние величины и показатели вариации в статистике | Содержание учебного материала | ||
Значение средних величин. | |||
Основные виды средних величин: степенные средние – средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя хронологическая; структурные средние – мода и медиана. |
Вариация. Абсолютные и относительные показатели вариации. | ||||
Практические занятия | ||||
1 Вычисление различных видов средних величин. | ||||
2 Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов. | ||||
3 Оценка степени вариации изучаемого признака. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Работа с тестами. Решение задач по вычислению различных видов средних величин. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | ||||
Тема 3.3 Ряды динамики в статистике | Содержание учебного материала | |||
Ряды динамики. Их виды. Правила построения рядов динамики. | ||||
Основные показатели анализа рядов динамики: уровень ряда, средний уровень, абсолютный прирост, коэффициенты и темпы роста (прироста), средний темп роста и прироста, абсолютное значение одного процента прироста. | ||||
Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические, сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. Модели сезонных колебаний. | ||||
Практическое занятие | ||||
1 Анализ динамики изучаемых явлений. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Работа с тестами. Решение задач по расчету показателей анализа рядов динамики. Подготовка к практическому занятию. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | ||||
Тема 3.4 Экономические индексы | Содержание учебного материала | |||
Индексы, их сущность и значение. | ||||
Индивидуальные индексы и их применение в экономическом анализе. | ||||
Агрегатные индексы: физического объема продукции, товарооборота, цен, себестоимости, производительности труда. | ||||
Общие индексы как средние из индивидуальных индексов. | ||||
Использование индексов для характеристики взаимосвязи между явлениями. | ||||
Практическое занятие | ||||
1 Вычисление различных видов индексов. | ||||
2 Факторный анализ на основе индексного метода. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Работа с тестами. Написание рефератов на тему: "Анализ и выводы о тенденциях динамики индексов промышленного производства, производительности труда, потребительских цен за последние пять лет" (по любой стране мира). Решение задач по вычислению различных видов индексов. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | ||||
Тема 3.5 Выборочное наблюдение в статистике | Содержание учебного материала | |||
Значение выборочного метода в наблюдении. Понятие об ошибке выборки. Способы формирования выборочной совокупности. Виды выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Методы оценки результатов выборочного наблюдения. | ||||
Практическое занятие | ||||
1 Проведение выборочного наблюдения, определение ошибки выборки, распространение выборочных результатов. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Работа с тестами. Решение задач по определению ошибки выборки и распространению выборочных результатов. Подготовка к практическому занятию. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | ||||
Раздел 4 Основные формы и виды действующей статистической отчётности | ||||
Тема 4.1 Статистическая отчетность | Содержание учебного материала | |||
Формы статистической отчетности. | ||||
Порядок составления форм отчетности. | ||||
Практическое занятие | ||||
1 Изучение и заполнение форм статистической отчетности. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом и учебной литературой. Изучение системы учета и форм статистической отчетности. Изучение порядка заполнения форм статистической отчетности. Подготовка к практическому занятию. Подготовка ответов на контрольные вопросы темы. | ||||
Всего | ||||
в том числе аудиторные |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
условия реализации программы дисциплины