В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусмотривает использование в учебном процессе традиционных учебно-методических приемов обучения: чтение лекций, проведение практических занятий, самостоятельную работу студентов с литературой, тестовый контроль знаний.Предусмотрены лекции в виде лекции-информации, лекции-визуализации..
Обязательно использование информационных технологий: работа с ресурсами Интернет; использование мультимедийных презентаций; использование компьютерных развивающих программ и электронных учебных материалов по данной дисциплине, видеофильмов и т. д.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5 % аудиторных занятий (определяется требованиямиФГОС с учетом специфики ООП). В этом качестве возможно использование следующих методик по проведению практических занятий:
- «Учебная дискуссия» – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.
- «Мозговой штурм» – основной принцип данного метода – создание нескольких рабочих групп, которым необходимо доказать собственную точку зрения по возникшим вопросам и предложить для этого как можно больше аргументов.
- «Моделирование и решение проблемных ситуаций» – предполагает моделирование ситуаций проблемного характера, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности. В ходе данного процесса обучающиеся предлагают различные способы деятельности и технологии решения конкретной проблемы
Содержание учебной дисциплины (модуля). Объем дисциплины и виды учебных занятий
Виды учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия всего В том числе: | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа: | |
Лечебно-диагностическая работа | |
Работа с учебными пособиями и литературой | |
Просмотр тематических компьютерных презентаций | |
Решение тестовых заданий и ситуационных задач | |
Подготовка обзорных, реферативных и научных докладов | |
Подготовка к практическому и семинарскому занятию и отработке практических навыков | |
Всего часов | |
Общая трудоёмкость дисциплины (ЗЕТ) |
Содержание разделов учебной дисциплины «Лучевая диагностика»
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) |
1. Аудиторная занятия | |||
а) Лекции | |||
I Структура и организация рентгенологической службы | Структура рентгенологической службы РФ и их задачи. Особенности детской рентгенологической службы. Структура рентгенологического отделения | Конспект лекции. | |
II. Рентгенодиагностика заболеваний черепа и костно-суставной системы | Основы краниологии. Рентгенодиагностика повреждений черепа. Рентгенодиагностика сосудистых нарушений головного мозга и черепа. | Конспект лекции. | |
Клиническая классификация опухолей костно-суставной системы. Методы диагностики. Доброкачественные и злокачественные опухоли костей. Литические поражения костей. | Конспект лекции. | ||
III. Рентгенодиагностика пищеварительной и сердечно-легочной системы | Общие принципы рентгенодиагностики патологии ЖКТ. Рентгенодиагностика патологии желудка, пищевода, кишки | Конспект лекции. | |
Общие вопросы патологии легких. Рентгенодиагностика патологии бронхов и легких. | Конспект лекции. | ||
Клиническая классификация опухолей сердца. Лучевые методы диагностики опухолей сердца | Конспект лекции. | ||
б) Практические занятия | |||
I. Структура и организация рентгенологической службы | Структура рентгенологической службы РФ и их задачи. Особенности детской рентгенологической службы. Структура рентгенологического отделения | Устный опрос Реферат (доклад) | |
Методы лучевой диагностики (общие и специальные) | Устный опрос Реферат (доклад) | ||
II. Рентгенодиагностика заболеваний черепа и костно-суставной системы | Основы краниологии. Рентгенодиагностика повреждений черепа. Рентгенодиагностика сосудистых нарушений головного мозга и черепа. | Устный опрос Реферат (доклад) | |
Клиническая классификация опухолей костно-суставной системы. Методы диагностики. Доброкачественные и злокачественные опухоли костей. Литические поражения костей. | Устный опрос. Тестирование. | ||
III. Рентгенодиагностика пищеварительной и сердечно-легочной системы | Общие принципы рентгенодиагностики патологии ЖКТ. Рентгенодиагностика патологии желудка, пищевода, кишки | Устный опрос Реферат (доклад) | |
Общие вопросы патологии легких. Рентгенодиагностика патологии бронхов и легких. | Устный опрос Реферат (доклад) | ||
Клиническая классификация опухолей сердца. Лучевые методы диагностики опухолей сердца | Устный опрос. Тестирование. | ||
2. Самостоятельная (внеаудиторная) работа | |||
Подготовка рефератов | |||
Подготовка к тестированию | |||
Подготовка к практическому занятию | |||
3. Контрольные точки оценки знаний:
|
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература
1. Лучевая диагностика: учебник т.1 / Под редакцией Г.Е. Труфанова - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007 -417 с. (100 эк)
2. Лучевая диагностика: учебник т.2 / Под редакцией Г.Е. Труфанова - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007 -192 с. (100 эк)
3. Давыдов М.И., Ганцев Ш.Х. Онкология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010 -920 с. (17 экз).
б) дополнительная литература
1. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Лучевая диагностика -М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008 -688 с.: ил. (30 экз).
2. Лучевая диагностика: учебникт.1 / Под редакцией Г.Е. Труфанова - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009 - 416с. (40 экз).
3. Труфанов Г.Э. и др. Лучевая терапия: учебник. т.2 - М.: ГЭОТАР Медиа. 2010 - 192 с (40 экз).
в) программноеобеспечение
- Windows XP Home Edition SP2
- Microsoft Office Professional Plus 2007Russian Academic OPEN No Level
- Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level
- Microsoft Office Professional Plus 2007Russian Academic OPEN No Level
- Microsoft Office Professional Plus 2007Russian Academic OPEN No Level
- Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level
- Office Pro Plus 2013 Rus OLP NL Acdmc
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- Электронно-библиотечные системы
- ЭБС ZNANIUM.COM
- ЭБС "Руконт"
- ЭБС " Лань"
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- Компьютер CEL – 2400 с выходом в сеть Internet
- Компьютер CEL – 1700
- Компьютер P-E2140
- Ноутбук В6М15ЕА
- Принтер CanonF 151300
- Принтер HPLaserJet 1000W
- Сканер СanoScanLIDE 100
- Проектор BenQ MX 503
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Методические указания для ординаторов:
Для освоения дисциплины ординаторам необходимо по каждому разделу:
1. Внимательно слушать лекцию, делать необходимые записи.
2. Повторять и закреплять лекционный материал, дополняя его материалом учебных пособий, монографий, баз данных, информационно-справочных и поисковые систем.
3. Готовясь к занятию, выделять главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме: резюме, тезисов, цитат, конспекта.
2. Готовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, защитить перед аудиторией свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.
Овладение знаниями является важным фактором развития профессиональной компетенции, инициативы и творческого отношения к делу обучения. Практические занятия способствуют более глубокому, осознанному изучению дисциплины.
Самостоятельная работа поможет в уточнении и углублении знаний по теме, в работе с дополнительной литературой. Преподаватель будет судить о знаниях студента не только по тому, какой материал он собрал по заданной теме, но и главным образом по умению выполнять практические работы и делать качественные выводы, на которых ординатор лучше всего может показать осмысленность знаний и умение самостоятельно работать.