Алгоритм лингвистического анализа текста




1. Общие стилистические особенности данного текста

 

Научный Логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость
Публицистический Логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность
Художественный Образность, использование изобразительно-выразительных средств языка
Официально-деловой Неличный характер, точность формулировок, стандартизированность, стереотипность построения текста, долженствующий, предписывающий характер
Разговорный Неофициальность, непринуждённость, неподготовленность речи, устная форма общения

 

2. Жанровые особенности текста

 

Научный Статья из журнала или сборника, энциклопедии, словаря, фрагменты из монографии, диссертации
Публицистический Статья, заметка, путевой очерк (дорожные впечатления: зарисовки быта людей, природы), портретный очерк (личность человека, его характер), проблемный очерк (поднимается какая-то социально значимая проблема (например, экологическая), анализируются пути её решения)
Художественный Рассказ, притча, лирическое стихотворение, фрагменты из повести, романа
Официально-деловой Заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная записка, автобиография, заявка

 

3. Лексические средства выразительности

 

Научный Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова
Публицистический Общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздействия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания)
Художественный Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики, публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы
Официально-деловой Стандартные обороты, специальная терминология, устойчивые словосочетания неэмоционального характера

 

4. Средства художественной выразительности, характерные для художе-ственного и публицистического стилей:

тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербо-ла, аллегория, литота, перифраза, синекдоха;

стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, паралле-лизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпи-фора

5. Фонетический уровень – звуковые образные средства.

Средства словесной инструментовки: повторение согласных звуков (ал-литерация), гласных звуков (ассонанс) с целью усиления изобразительности тек-ста.

6. Морфологические средства выразительности

 

Научный Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; использование глаголов в обобщённо-отвлечённом значении (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление формы несовершенного вида; преобладание местоимений 3-го лица; частое употребление
Публицистический Использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов
Художественный Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придаёт тексту отвлечённый вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклонение; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринуждённость описаниям (петь щеглёнком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные – оттенок искренности взволнованности; неопределённые – «отдаляют» события и предметы)
Официально-деловой Отсутствие форм глаголов 1-го и 2-го лица и личных местоимений 1-го 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения используются в неопределённом значении; употребление собирательных существительных (выборы, граждане); употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах), совершенного вида (в протоколах собраний); предлогов (в соответствии, в связи, согласно…); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительные мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии

7. Синтаксические средства выразительности

Научный Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов
Публицистический Использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений
Художественный Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности; типы связи частей сложного предложения
Официально-деловой Осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены)

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

1. Составьте конспект препо­давателя по очередной теме урока литературы. При составлении конспекта пользуйтесь следующими приёмами:

а) старайтесь уловить опорные, клю­чевые слова, без которых невозможно или трудно будет понять основное содержание конспекта;

б) используя эти слова, составляйте предложения более простые и короткие, чем те, которые прозвучали в устном сообще­нии;

в) объединяйте, где это удобно, два и более предложения в одно;

г) второстепенные детали опускайте;

д) учитесь пользоваться сокращением слов, а для слов, часто повторяющихся, придумайте свои условные бук­венные обозначения.

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 31-39?

1) Рассуждение.

2) Повествование.

3) Повествование и описание.

4) Рассуждение и повествование.

(31) Воспитание вкуса – отдельная тема. (32) Это можно де­лать только на высоких об-разцах. (33) К сожалению, сейчас поя­вилось много художественных произведений весьма не-высокого художественного уровня. (34) Привыкая к ним, мы теряем ори­ентиры. (35) Воспи-тывать вкус можно на Толстом, Достоевском, на Пушкине. (36) Главное – научиться различать, что действи­тельно красиво, а что подделка. (37) Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38) Поэтому – не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39) Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вгля­дыванием в тексты истинно совершенные. (По В. Лакшину.)

 

 


Основные признаки текста
Информативность главное свойство и назначение текста — передача информации. С точки зрения автора, текстовая информация, главная или передающая детали, всегда существенна, и автор рассчи­тывает на определённый эффект и её воздействие на ад­ресата: читатель или слушатель, по мнению автора, хо­чет что-то узнать и, узнав это, испытает какие-то чувства и стремления совершить действие.
Членимость текста на определённые части единицы (предложение, синтаксическое сложное це­лое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структу­ру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.
Связность все части и единицы текста связаны между со­бой по смыслу и лексико-грамматически.
Вида связности:
локальная связность последовательно иду­щих элементов текста (например, выс-казываний), которая обеспечивается синтаксическими элемен­тами (например, союзами, местоимёнными слова­ми, вводными словами и др.)
глобальная смысловая связность текста, кото­рая обеспечивается единством темы, основной идеи, ключевыми словами и последовательным развитием основной мысли, т.е. тем, что обеспечи­вает единство текста как смыс-лового целого, его внутреннюю цельность
Коммуникативное намерение автора текста общение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтиче­ских образов + эмоционально-эстетическое воздействие. Создавая текст, автор движим определёнными целями: дать своё видение предметов и явлений окружающей его действительности, существовавшей ранее и воссозданной в его воображении или придуманной им; передать зна­ния научного характера или выразить собственные чувства и эмоции; позволить читателям получить эсте­тическое удовольствие. Именно авторское намерение и определяет структуру и характерные особенности текста.
Целостность Текст — это единое смысловое це­лое. Читатель воспринимает текст как завершённое це­лостное произведение, выражающее единый смысл.
Диалогичность свойство текста заключает­ся в том, что у каждого речевого произведения есть ав­тор и читатель, между ними происходит скрытый диа­лог: автор передаёт смысл, а читатель, интерпретируя текст, соглашается или не соглашается с автором. Диалогичность проявляется и в том, что каждый текст является составной частью большого непрекращающегося диалога, осуществляемого между разными авторами, или диалога между текстами. По су­ти, текст — это ответ автора на вызов другого автора, читателя, самой жизни.
Текстовая модальность отношения отра­жаемых в тексте ситуации и её элементов к действи­тельности: то, что описывается, может интерпретиро­ваться читателем как реальное, нереальное, субъектив­но оценённое автором.
Композиция текста его строение, соотноше­ние и взаимное расположение его частей. Как правило, композиция текста включает три части: вступление, ос­новную часть и концовку (заключительную часть). В идеале композиция текста характеризуется строй­ностью и завершённостью, логической связностью и со­размерностью частей.  
Выделяют следующие композиции текста:
линейная последовательное изложение фактов и событий по хронологическому признаку;
ступенчатая последовательный переход от од­ного элемента текста к другому,
концентрическая переход от одного положения к другому с возвращением к уже сказанному (спи­раль);
параллельная сопоставление положений, фак­тов, событий;
дискретная изложение с пропуском, разрывом для создания интриги отдельных моментов изло­жения событий;
кольцевая возврат в конце текста к уже сказан­ному в его начале, что позволяет читателю по-но­вому осмыслить сказанное;
контрастная резкое противопоставление двух частей текста.

 

   
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 


Виды информации в тексте
фактуальная констатация фактов, не окрашенная личными оценками и эмоция­ми автора; это бесстрастное изложение фактов (так пи­шут хроникальные заметки, тексты объявлений, про­токолы и т.д.);
концептуальная информа­ция, связанная с авторским пониманием происходяще­го, описываемого в тексте, с его оценками; такая ин­формация как будто пропущена через мировоззрение, жизненный опыт и систему ценностей автора (аналити­ческие статьи, художественная проза, стихотворения, ораторская речь и т.д.); концептуальная информация часто является основной, но скрытой;
подтекстная информация, которая не передается открыто, а прочитывается «между строк»; при устном общении проявляется через интонации, мимику, жесты (яркий пример — басни; вспомним басню «Ворона и Лисица» И. Крылова: говорится о животных, а подразумеваются люди).

 

   
 
 
 

 

 

 


Видов со­кращения текста
 
составление плана тезисов конспек­та реферата аннотации.

 

 

 

Этапы конспектирования Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты, перечисли основные мысли текста, составь простой план.
Выясни в словаре значение новых непонятных слов, вы­пиши их в тетрадь.
Вторичное чтение сочетай с записями основных мыслей автора. Запись веди своими словами, не переписывай текст до­словно. Стремись к крат-кости. Помни о правилах записи текста.
Прочитай конспект, доработай его.
Правила записи текста Запись должна быть убористой, компактной, чтобы на стра­нице умести-лось как можно больше текста (это улучшает его восприятие).
В тексте необходимо применять выделения и разграниче­ния: подчеркива-ние и отчеркивание (для выделения заголовка и подзаголовка, выводов, отделения одной темы от другой, одного вопроса от другого; можно ис-пользовать для этого разно­цветные ручки, фломастеры, но следует избе-гать излишней пестроты); красную строку для обозначения абзацев и пунктов плана; интервалы (для отделения одной мысли от другой); ну­мерацию абзацев; выделение с помощью рамки определений, правил, законов, формул и так далее.
При записи необходимо пользоваться сокращениями, применяя при этом и общепринятые, например с/х, ЭГП, ЭПС, АК, и свои собственные.
План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ про­читанного или услышанного.
Этапы работы Составь план прочитанного текста (или воспользуйся го­товым).
Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, вы­бери разумную и эффективную форму записи.
Сформулируй и запиши вывод.

 

 

 


Тип речи
Описание текст (монологическое выска-зывание), в кото­ром предло-жения находятся в отношени-ях одновременности, т.е. рас-сматриваемые предметы, при-знаки, действия, существу-ющие одномоментно. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко — кажется, за краем зем- ли — хрипло кричит старый петух в избе лес-ника. В необыкновенной, никогда не слыхан-ной тишине зарождает­ся рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загора-ется на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)
Рассуждение текст, в котором предложения находятся в причинно-след-ственных отношениях. Рас-суждение строится по следу-ющей схеме: тезис (утвержде-ние, которое нужно дока­зать), доказательство, вывод. Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глу­бочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — словом, делает вас муд­рыми. (Д. Лихачев)
Повествование текст (монологическое выска-зывание), в котором предло-жения находятся в отношени-ях временной последователь-ности, т.е. события рассматри-ваются в движении, как следу-ющие одно за другим. После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. (По И. Соколову-Микитову)

 

 


Типы ССЦ по содержанию и строению
 
Статические Динамические Смешанные
преимущественно описатель-ного характера (характерно употребление составных именных сказуемых, различ-ных глагольных форм со зна-чением одновременности дли-тельных действий). преимущественно повествова-тельного характера (характер-но употребление глагольных сказуемых чаще в форме СВ со значением сменяющих друг друга действий). широко употребительные и при описании, и при повество-вании, и при рассуждении.  

 

Межфразовые связи
 
Цепная связь Параллельная связь
межфразовая связь, характеризующаяся соот-несенностью структуры предложений, базиру-ющихся на употреблении анафорических мес-тоимений, на синонимических заменах, лек-сических повторах. связь, основанная на сопоставлении и проти-вопоставлении предложений, реализующаяся с помощью параллелизма синтаксических кон-струкций.

 

 

 


Схема лингвистического анализа текста   1. Какого типа речи текст перед вами?
2. Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей).
3. Каков характер связи предложений текста (цепная или парал- лельная)?
4. С помощью каких средств осуществляется связь между пред- ложениями в тексте (лексических и грамматических)?
5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?
6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?
7. Какова идея текста (основная мысль)?

 

Алгоритм лингвистического анализа текста
Общие стилистические особенности данного текста
Научный Логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость
Публицистический Логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность
Художественный Образность, использование изобразительно-выразительных средств языка
Официально-деловой Неличный характер, точность формулировок, стандартизированность, стереотипность построения текста, долженствующий, предписывающий характер
Разговорный Неофициальность, непринуждённость, неподготовленность речи, устная форма общения
Жанровые особенности текста
Научный Статья из журнала или сборника, энциклопедии, словаря, фрагменты из монографии, диссертации
Публицистический Статья, заметка, путевой очерк (дорожные впечатления: зарисовки быта людей, природы), портретный очерк (личность человека, его характер), проблемный очерк (поднимается какая-то социально значимая проблема (например, экологическая), анализируются пути её решения)
Художественный Рассказ, притча, лирическое стихотворение, фрагменты из повести, романа
Официально-деловой Заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная записка, автобиография, заявка
Лексические средства выразительности
Научный Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова
Публицистический Общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздействия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания)
Художественный Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики, публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы
Официально-деловой Стандартные обороты, специальная терминология, устойчивые словосочетания неэмоционального характера
Средства художественной выразительности, характерные для художественного и публицистического стилей
тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербола, аллегория, литота, перифраза, синекдоха;
стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора
Фонетический уровень – звуковые образные средства
средства словесной инструментовки: повторение согласных звуков (аллитерация), гласных звуков (ассонанс) с целью усиления изобразительности текста.  
Морфологические средства выразительности
Научный Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; использование глаголов в обобщённо-отвлечённом значении (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление формы несовершенного вида; преобладание местоимений 3-го лица; частое употребление
Публицистический Использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов
Художественный Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придаёт тексту отвлечённый вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклонение; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринуждённость описаниям (петь щеглёнком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные – оттенок искренности взволнованности; неопределённые – «отдаляют» события и предметы)
Официально-деловой Отсутствие форм глаголов 1-го и 2-го лица и личных местоимений 1-го 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения используются в неопределённом значении; употребление собирательных существительных (выборы, граждане); употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах), совершенного вида (в протоколах собраний); предлогов (в соответствии, в связи, согласно…); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительные мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии
Синтаксические средства выразительности
Научный Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов
Публицистический Использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений
Художественный Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности; типы связи частей сложного предложения
Официально-деловой Осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены)

 

 

ТЕСТ «ТИПЫКОМПОЗИЦИИ ТЕКСТА. ИНФОРМАЦИЯ В ТЕКСТЕ. ТИПЫТЕКСТОВ»

 

 

Прочитайте текст и выполните задания

1. (1) Лава интересует ученых давно. (2) Её со­став, температура, скорость течения, форма горячих и остывших поверхностей — все это предметы для се­рьезных исследований. (3)...и извергающиеся, и застыв­шие потоки являются единственными источниками информации о состоянии недр нашей планеты, они же постоянно напоминают о том, как горячи и неспокой­ны эти недра. (4) Что же касается древних лав, превра­тившихся в характерные горные породы, то к ним взо­ры специалистов нацелены с особым интересом: воз­можно, за причудливым рельефом как раз и скрываются тайны катастроф планетарного масштаба.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложе­нии текста? Выпишите это слово.

ведь причём

тем не менее к примеру

следовательно

Ответ: _______________________________.

2. (1) Тысячи лет астрономы полагались в своих исследованиях только на видимый свет. (2) В XX веке их зрение охватило весь электромагнитный спектр — от радиоволн до гамма-лучей. (3) Космические аппараты, добравшись до других небесных тел, на­делили астрономов осязанием. (4) Наконец, наблюде­ния заряженных частиц и нейтрино, испускаемых далекими космическими объектами, дали астрономам аналог обоняния. (5) Но до сих пор у них нет слуха. (6) 3вук не проходит через космический вакуум. (7) …он не является препятствием для волн иного рода — гравитационных, которые тоже приводят к колебанию предметов.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в седьмом (7) предложе­нии текста? Выпишите это слово.

к тому же зато

вряд ли следовательно

поэтому

Ответ: _______________________________.

3. (1) Едва в 1945 году отгремели пушки в Ев­ропе, как начался процесс возврата культур-ных ценнос­тей законным собственникам. (2) Фундаментальным принципом этой величайшей в истории человечества реституции провозгласили возврат ценностей не кон­кретному собствен-нику: музею, церкви или частному лицу, а государству, с территории которого нацисты их вы-везли. (3)... потом этому государству самому пре­доставлялось право распределять бывшие «культурные трофеи» среди юридических и физических лиц. (4) Анг­личане и американцы соз-дали в Германии сеть сборных пунктов, где сосредоточили все произведения искусст­ва, най-денные в стране. (5) Десятъ лет они раздавали третьим странам-владельцам то, что удалось идентифицироватъ в этой массе как награбленное.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложе­нии текста? Выпишите это слово.

а в силу этого

поэтому между тем

бесспорно

Ответ: _______________________________.

4. (1) Нейрон — нервная клетка, через кото­рую передается информация в организме. (2) Она пред­ставляет собой морфофункционалъную единицу цент цент­ральной нервной систе-мы человека и животных. (З)Нейроны соединяются друг с другом посредством синапсов, ко-торые делятся на возбудительные и тор­мозные. (4) Активность первых увеличивает возмож­ность разряда нейрона, активность вторых снижает. (5) При достижении некоторого порогового уровня воз­буждения нейрон генерирует электрический импульс, называемый потенциалом действия. (6)... ответ ней­рона на активность всех его синапсов представляет собой результат своеобразного «химического голосова­ния». (7) После импульса примерно на тысячную долю секунды нейрон становится недееспособным. (8) Этот период нужен для восстановления ресур-сов клетки. (9) Совокупность электрической активности нейро­нов создает вокруг мозга и нерв-ных волокон слабое пе­ременное электромагнитное поле, которое можно ре­гистрировать.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом(б) предложе­нии текста? Выпишите это слово.

по мнению учёных без сомнения

по образному сравнению например

кажется

Ответ: _______________________________.

5. (1) У всех северных оленей есть веские при­чины для продолжительных миграций. (2) Первая из них — специфическая кормовая база: пищевые при­страстия отшлифовывались тысячелетиями и за­креплены на генетическом уровне. (3)... из-за этого чу­котские олени, или харгины, — редкие обитатели зоо­парков: обеспечить животное полноценным кормом крайне трудно. (4) 3а время существования оленя в тундре у него выработался определенный маршрут

кочевок. (5) «Летом олений пастух — гнус», — говорят чукчи. (6) Именно эти насекомые, а так-же оводы и мошка гонят животных ближе к побережью океана, на обдув, спасающий их от кро-вососов. (7) 3десь харгины едят альпийские травы, ветки карликовых деревьев, грибы, ягоды.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем(3) предложе­нии текста? Выпишите это слово.

наверное именно

к тому же кажется

между прочим

Ответ: _______________________________.

6. Прочитайте текст.

Орхидеи, появившись на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развивать­ся 40 миллионов лет назад. Чтобы не затеряться и не сгинуть среди тысяч других видов, орхидеям в борьбе за насекомых-опылителей пришлось проявить чудеса изобретательности.

Чтобы заинтересовать пчёл, живущая на деревьях во влажных тропических лесах Бразилии орхидея при­влекает их сильным дурманящим ароматом, потчует наркотическим средством, а затем «макает» в соб­ственную ванну, чтобы, задержать их и насильно за­ставить опылить цветок.

Другой способ привлечения опылителей основан на имитации облика и запаха самки того же вида. У мно­гих европейских орхидей цветки своим размером, цве­том, формой и расположением пятен похожи на самок насекомых.

Некоторые орхидеи выработали ложные приман­ки, основанные на пищевых инстинктах. Их цветки имитируют форму и расцветку медоносов, хотя и не содержат нектара. Бабочки, привлечённые видом цветка, пытаются пить несуществующий нектар и при этом опыляют растения.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) В борьбе за насекомых-опылителей орхидеям приходится проявить чудеса изобре-

тательности.

2) Орхидеи используют разнообразные способы при­влечения насекомых-опылителей:

издают аромат, вы­деляют наркотические средства, имитируют цвет и фор­му медоносов или запах самок опылителей.

3) Орхидеи имеют разнообразные формы цветков, что служит для привлечения опыли-

телей.

4) В процессе эволюции для опыления орхидеи вы­работали такие средства привлечения

насекомых, как выделение аромата и наркотических средств, имита­цию форм цветка и выделения запаха самок опылите­лей.

5) У многих европейских орхидей цветки своим за­пахом, размером, цветом, формой и

расположением пя­тен похожи на самок насекомых.

Ответ: _______________________________.

7. Прочитайте текст.

Каспийское море считается особым водоёмом, и то­му есть множество причин. В ряду первых можно на­звать геофизические: море обладает набором редких характеристик — оно является крупнейшим в мире бессточным водоёмом, уровень которого лежит ниже уровня Мирового океана. В него впадают более 130 рек, в том числе и самая большая в Европе — Волга. В его водах ходят уникальные, более нигде не встречающиеся стада осетровых рыб, о спасении которых на про­тяжении всего XX века говорили экологи в связи с об­мелением моря. Специалисты, предвещали несколько глобальных экологических катастроф, но в критические моменты море вновь наводнялось, будто играя со всем живым, что обитает в нём.

Следующая его «особенность» связана с местополо­жением: Каспий, как известно, явля-ется водным зер­калом, через которое переглядываются Европа и Азия. Будучи пронизанным торговыми путями, связываю­щими берега Европы и Азии, воды Каспия всегда оста­вались прозрачной границей с абсолютно разной жиз­н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: