Объем учебной дисциплины и виды учебной работы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

ОП «КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

учебной дисциплины «Методика развития речи и обучение грамоте»

44.02.01 «Дошкольное образование»

 

 


Рассмотрена и одобрена

Методической (цикловой) комиссией «.»

 

Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г.

 

Разработана на основе Государственного образовательного стандарта СПО ЛНР по профессии/специальностисреднего профессионального образования «Дошкольное воспитание».

 

Председатель методической (цикловой) комиссии

_____________/Л.В. Филимонова

 

 

Заместитель директора по учебно-производственной работе

 

___________/Н.В. Крылова

Подпись Ф.И.О.

Составитель (автор): Ю.А. Спрожецкая,преподаватель, ОП «КОЛЛЕДЖ ЛНУ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО».

 

© Спрожецкая Ю.А., 2017

© ОП «Колледж Луганского национального

Университета имени Тараса Шевченко»


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ………………………………………………………………… 1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….…………………..……5

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………… 13

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………..……………………14


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика развития речи и обучение грамоте»

44.02.01 «Дошкольное образование»

Область применения программы

 

Рабочая программа учебной дисциплин «Методика развития речи и обучение грамоте» по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

является частью ППКРС/ППССЗ в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии/специальности

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована

 

в дополнительном профессиональном образовании (повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по другим педагогическим специальностям.

 

2.2. Место дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ:

Дисциплина «Методика развития речи и обучение грамоте» относится к общепрофессиональному циклу.

2.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными

компетенциями (ПК): ОК-5; ОК-7; ПКД-1; ПКНО-2:

ОК-5: способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами;

ОК-7: владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

ПКД-1: способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста;

ПКНО-2: способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ по развитию речи.

 

В результате освоения дисциплины учащийся должен уметь:

- строить свою речь в соответствии с особенностями профессионального общения;

применять нормы современного русского литературного языка при формировании базовых языковых компетенций у детей дошкольного возраста.

- применять теоретические сведения по методике развития речи в организации игровой и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста;

- анализировать речевые ошибки и недочеты в речи детей дошкольного возраста и применять соответствующие приемы для их устранения.

 

В результате освоения дисциплины учащийся должен знать:

- нормы современного русского литературного языка, а также методы и приёмы правильного их использования в своей профессиональной деятельности;

- теоретические основы методики организации разных видов занятий по развитию детей дошкольного возраста в устной речи.

- теоретические основы организации диагностического обследования речи дошкольников.

2.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки учащегося 180 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 134 часов; самостоятельной работы учащегося 46 часов.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Видучебнойработы     Объемчасов  
           
Максимальная учебная нагрузка      
(всего)          
           
Обязательная аудиторная учебная      
нагрузка (всего)        
в томчисле:   лекции     66  
практическиезанятия     66  
контрольныеработы/зачет     2  
Самостоятельная работа      
учащегося (всего)        
в томчисле:            
работа с учебной литературой и конспектами        
Реферирование Изготовление методических пособий Составление календарного плана по развитию речи        
Промежуточная аттестация в форме зачета. Итоговая аттестация в форме экзамена  

 

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Методика развития речи и обучение грамоте»

Наименованиеразделов   Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем часов (обязательной и вариативной части) Уровень
и тем самостоятельная работа учащихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрена)   освоения
           
    5,6 семестр      
Тема 1. Содержаниеучебногоматериала      
Теоретические основы методики развития речи.   1.Предмет методики развития речи, задачи курса. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками. 2. Роль родного языка и речи в развитии ребенка. Методы исследования в методике развития речи.     1 2  
  Самостоятельная работа учащихся Работа с учебной литературой и конспектами. 2 2 3  
Тема 2. Содержаниеучебногоматериала      
Из истории методики развития речи.     1. Возникновение ТиМРР как науки. Задачи и важнейшие проблемы методики развития речи на современном этапе. 2. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике. Развитие отечественной методики. Проблема детского речевого развития в наследии К.Д.Ушинского, Е.Н.Водовозовой, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Леушиной, А.П.Усовой 2 1 2  
  Практические занятия № 1 Защита доклада 2 2 3  
  Самостоятельная работа учащихся Подготовить реферат на выбор: Роль К.Д. Ушинского в становлении методики развития речи детей как науки. Вклад Е. И. Тихеевой в теорию и методику развития речи детей. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста. 4 2 3      
Тема 3. Содержание учебного материала      
Система работы по развитию речи в детском саду.   1. Цель и задачи развития речи детей. Задачи развития речи дошкольника в детском саду,психолого­ педагогическое и лингвистическое обоснование. Задачи и содержание курса по развитию речи в традиционных и альтернативных программах: «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Развитие», «Из детства в отрочество» и др. Методические принципы развития речи. Программа развития речи.   2. Средства развития речи. Методы и приемы развития речи. Средства обучения родному языку, особенности занятий по развитию речи. Речь воспитателя как средство развития речи детей. Зависимость отбора методов и приемов по РР от психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.   1 2  
  Практические занятия № 2 Содержание раздела «Развитие речи и грамотности» в различных программах дошкольного образования. 2 2 3    
  Самостоятельная работа учащихся Работа с учебной литературой и электронными источниками информации. 4 2 3    
Тема 4. Содержание учебного материала      
Методика развития словаря.     1. Понятие словарной работы и ее значение. Особенности развития словаря дошкольников. Пассивный и активный словарь. Причины ограниченности словаря на разных возрастных этапах. Задачи и содержание словарной работы в детском саду и ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности. 2. Общие вопросы методики словарной работы. Роль детской художественной литературы и устного народного творчества в словарной работе. Развитие словаря детей дошкольного возраста в разных видах деятельности Методика словарной работы в возрастных группах. 2 2 1 2  
Практические занятия № 3Особенности развития словаря детей дошкольного возраста. Исследование активного и пассивного словаря. Приемы работы с тематическими группами слов. № 4 Методы введения слова в речь детей, методы закрепления и активизации словаря. № 5 Приемы словарной работы: речевой образец, повторное проговаривание слов, объяснение и толкование их значений, приемы привлечения внимания детей к слову.     6 2 3    
Самостоятельная работа учащихся Работа с учебной литературой и электронными информац. источниками. Подготовка к практическим занятиям. 6 2 3    
Тема 5. Содержание учебного материала      
Методика формирования грамматического строя речи.   1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.Значение усвоения грамматического строя речи для общего развитияребенка и подготовки его к обучению в школе.   2. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.Условия, необходимые для освоения детьми грамматического строя русского языка, грамматических норм. Роль специальных занятий, грамматических упражнений, дидактических игр, методика их проведения.   3. Методика формирования морфологической стороны речи. Грамматические ошибки в речи детей, пути их устранения Методика формирования синтаксической стороны речи.Этапы освоения детьми дошкольного возраста синтаксиса и морфологии родного языка.   4. Методика формирования способов словообразования. Словотворчество детей дошкольного возраста. 2 2 2 2 1 2      
Практические занятия № 6 Пути формирования грамматического строя речи. № 7Формирование морфологической стороны речи: имя существительное и имя прилагательное. № 8Формирование морфологической стороны речи: глагольные формы. № 9Формирование морфологической стороны речи: местоимение; пространственные предлоги. № 10Специальныезанятия, грамматическиеупражнения, дидактические игры, методика их проведения. № 11Формирование синтаксической стороны речи. № 12Формирование способов словообразования. 14 2 3  
Самостоятельная работа учащихся Изготовить методические пособия по формированию грамматической стороны речи детей. Работа с учебной литературой. 10 2 3  
Тема 6. Содержание учебного материала      
Методика воспитания звуковой культуры речи у детей.     1. Понятие звуковой культуры речи,ее влияние на формирование коммуникативной деятельности, на общее развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе. Особенности усвоения звуковойстороны речи дошкольниками. Роль слухового и речедвигательного анализаторов, роль речевого дыхания в становлении правильного звукопроизношения.   2. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения. Анатомо-физиологические особенности артикуляторного аппарата детей и их влияние на усвоение звуков русского языка.   3. Задачи и содержание работы по воспитанию навыков правильного и чистого звуко- и слого- произношения. Формы работы по воспитанию звуковой стороны речи.   4. Этапы обучения правильному звукопроизношению. Методика обучения звукопроизношению на занятиях. Формирование звуковой выразительности речи. 5. Логоритмика как специфические занятия по улучшению звукопроизношения и РР. 2 2 2 2 4 1 2    
Практические занятия № 13Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического слуха. № 14Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики у дошкольников. № 15Фронтальные занятия по звукопроизношению в группах дошкольного возраста. 6 2 3    
Самостоятельная работа учащихся Работа с учебной литературой и конспектами. 6 2 3  
  7,8 семестр      
Тема 7. Содержание учебного материала      
Методика развития связной речи.     1. Понятие связной речи. Особенности развития связной речи у детей. Задачи и содержание обучения связной речи.   2. Обучение диалогической речи в повседневном общении. Беседа как метод обучения диалогической речи.   3. Пересказ литературных произведений. Рассказывание по игрушкам.   4. Рассказывание по картине. Рассказывание изопыта.   5. Творческое рассказывание. Связные высказывания типа рассуждений. 2 2 2 2 2 1 2      
Практические занятия № 16Задачи и содержание обучения связной речи. № 17Беседа как метод обучения диалогической речи. № 18Описание пейзажных картин. № 19Пересказ литературных произведений № 20Рассказ из опыта. № 21Рассуждения и высказывания детей дошкольного возраста. 12 2 3    
Самостоятельная работа учащихся Разработка конспектов разных видов бесед, занятий по обучению детей пересказу художественных произведений, рассказыванию по предметам и игрушкам, по картинам, из опыта и творческому рассказыванию. 6 2 3    
Тема 8. Содержание учебного материала      
Методика работы с художественной литературой в детском саду.     1. Роль детской художественной литературы в речевом развитии ребенка. Особенности восприятия детьми литературных произведений. Особенности восприятия и понимания детьми литературных чтения в разных возрастных группах.   2. Задачи и содержание ознакомления детей с худ. литературой. Методика худ. чтения и рассказывания детям. Формы работы с книгой.Методика чтения и рассказывания. Современные тенденции в методике обучения чтению с дошкольного возраста.   3. Методика заучивания стихотворений. Использование худ. литературы вне занятий. 2 2 2 1 2      
Практические занятия № 22Задачи и содержание литературного воспитания дошкольников. № 23Принципы отбора литературы для чтения в разных возрастных группах. Формы работы с книгой. № 24Методика работы с худ. литературой в ДОУ. №25 Использование худ. литературы вне занятий. 8 2 3      
Самостоятельная работа учащихся Работа с учебной литературой и конспектами.   6 2 3      
Тема 9. Содержание учебного материала      
Подготовка детей к обучению грамоте.   1. Сущность подготовки к обучению грамоте. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте. Изистории методов обучения грамоте 2. Ознакомление со словом. Ознакомление с предложением. 3. Ознакомление со словесным составом предложения. Ознакомление со слоговым строением слова. 4. Методика чтения по слогам. Организация занятия по обучению чтению в старшей и подготовительной группе.Психологический и звуковой методы чтения. Аналитико-синтетический метод чтения. 5. Ознакомление со звуковым строением слова.Приемы развития слухового и зрительного восприятия и внимания. Ознакомление дошкольников со звукобуквенным составом родного языка. 6. Подготовка к обучению письму. Учет психофизиологических особенностей детей дошкольного восприятия речи как важнейшее условие освоения процессов чтения и письма. Приемы совершенствования мелкой моторики руки: ниткопись, бисерография и др. Виды прописей для дошкольников. 7. Диагностика готовности детей к обучению грамоте как средство оптимизации процесса овладения родным языком. 7.   2 2 2 2 2 2 2 1 2      
Практические занятия № 26Психологическая характеристика процессов чтения и письма. № 27Буквослогательный, слоговой и звуковой методы чтения. Аналитико-синтетический метод чтения. № 28Приемы развития слухового и зрительного восприятия и внимания. № 29Организация занятия по обучению чтению в старшей и подготовительной группе. Составление конспекта занятий. № 30Методика чтения по слогам. № 31Календарное планирование работы по развитию речи. № 32Методы формирования первоначальных навыков письма и чтения. № 33Диагностика графических навыков. Развитие мелкой моторики руки и координации движений. 16 2 3  
Самостоятельная работа учащихся Составить календарный план работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Работа с учебной литературой. 6 2 3    
Всего:          
           
           
           

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: